double arrow

Дидактические взгляды Н. И. Пирогова


Большое значение имела разработка Н. И. Пироговым ряда теоретических положений в области теории обучения и методики преподавания. В его работах мы находим много ценных мыслей о целях и задачах школьного обучения, о месте в нем умственного образования, о воспитательном значении учебных предметов, о методике проведения урока, самостоятельной работы учащихся, о системе проверки знаний, учете и использовании передового опыта учебно-воспитательной работы.

Важную роль в педагогическом процессе Н. И. Пирогов отводил методам обучения. Он считал, что главное в обучении детей состоит не в том, что им сообщается, а как сообщается изучаемое. Самые обыкновенные и ежедневные предметы, хорошо и искусно внушенные ребенку, писал педагог, для него намного полезнее в будущем, чем самые высокие истины, которые плохо изложены и не доступны ученику. Поэтому Н. И. Пирогов был ярым противником всякого неглубокого и непрочного усвоения знаний. По его мнению, гораздо лучше, если учащиеся усвоят меньше, но основательно, почувствуют в процессе обучения вкус и влечение к знаниям, приобретут навыки самостоятельной работы.

В своих работах Н. И. Пирогов большое внимание уделял принципу наглядности. Он заключал, что воспитание и обучение, основанное на наглядности, на управлении внешними чувствами, является началом процесса активного познания. Н. И. Пирогов указывал и на необходимость опираться в учебно-воспитательном процессе на такие дидактические принципы, как активность, осмысленность, систематичность и последовательность.

Русский педагог дал высокую оценку таким методам обучения, как рассказ учителя, беседа (он называл их литературными), сочинения учащихся (практиковал в системе гимназического образования), в раннем возрасте - игры, считал их сильным рычагом первоначального образования, занятия музыкой, пением и другими видами искусств. Им были высказаны ценные мысли о психологии таких детских когнитивных процессов, как вшшание, память, мышление, воображение.


Сейчас читают про: