Слагаемые педагогической системы А.С. Макаренко

I слагаемое – цель воспитания Макаренко.

– Найдите слова А.С. Макаренко, которые определяют это. (Читают).

Воспитание энергичных и идейных членов общества. При этом главная цель – воспитательное влияние на целый коллектив; 2) влияние на данную личность; 3)она должна поставить в гармоническое положение и личность, и коллектив, и воспитателей. Кроме того, цели должны находиться в диалектической взаимосвязи со средствами воспитания. Это и составит, с точки зрения Макаренко, суть педагогической логики.

II слагаемое – принципы воспитательной деятельности Макаренко.

а) Итак, центральный принцип А.С. Макаренко – принцип гуманизма, сущность которого заключается в формуле: «Как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему». Этот принцип предполагает безграничную веру в человека, его возможности. Эту веру Макаренко называл «оптимистической перспективой в подходе к человеку» с. 53-54. 1,2,3. т.1.

б) Другим не менее важным принципом Макаренко является то, что «истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость». В этой связи Макаренко выдвигает идею о «системе перспективных линий». Именно эта система помогает учителю намечать перспективные пути своим воспитанникам, вызывать к жизни «завтрашнюю радость».

в) Третий принцип, выдвинутый Макаренко – это «принцип параллельного действия»

– В чем суть этого принципа? (читают слова Макаренко).

1) Сердцевиной всей системы воспитания Макаренко является детский коллектив, его деятельность.

– Что пишет Макаренко об этом? (читают).

Коллектив, с точки зрения Макаренко, является воспитателем личности.

Именно в коллективе реализуются в наибольшей степени все вышеназванные принципы.

Коллектив подчинен закону самоусложнения задач и закону самоактуализации этих задач, которые в совокупности могут быть названы как законы движения детского коллектива.

При организации работы детского коллектива педагог, по мнению Макаренко, должен учитывать:

· Отношение воспитанников к педагогическому воздействию;

· Степень податливости воспитательному воздействию;

· Положение воспитанника в системе внутри коллективных отношений (благополучное, неблагополучное, неустойчивое положение);

· Уровень развития коллектива;

· Нравственный климат коллектива;

· Направленность устремлений различных групп воспитанников;

В результате анализа данных показаний выделяются типологические группы воспитанников:

· «действующий актив»;

· «резерв актива»;

· «здоровый пассив»;

· «гниющий актив»;

· «шпана»;

· «болото».

Вся дальнейшая работа строится с учетом особенностей каждой группы.

«Жизнь детского коллектива должна быть наполнена не радостью простого развлечения и удовлетворения сейчас, немедленно, а радостью трудовых напряжений и успехов завтрашнего дня».

2) – Что способно дать такую радость?

Ответ однозначный у Макаренко труд. Следующее слагаемое наследия Макаренко труд как средство существования, развития коллектива и как средство воспитания.

Трудовое воспитание, по мнению Макаренко, должно переходить в производственное воспитание.

3) Воспитание тесно связано с понятием «дисциплина»

– Что такое дисциплина в понимании А.С. Макаренко? (читают).

Логика дисциплины с точки зрения Макаренко.

а) Дисциплина необходима коллективу для того, чтобы он лучше и быстрее достигал своих целей;

б) дисциплина нужна, чтобы каждый отдельный человек развивался, чтобы воспитывал в себе умения преодолевать препятствия и совершать трудные работы;

в) в каждом коллективе дисциплина должна быть поставлена выше интересов отдельных членов коллектива;

г) дисциплина укрепляет коллектив и каждого отдельного члена коллектива;

д) дисциплина есть свобода, она ставит личность в более защищенное, свободное положение и создает полную уверенность в своем праве, путях, возможностях именно для каждой отдельной личности;

е) дисциплина проявляется не тогда, когда человек делает что-нибудь для себя приятное, а когда человек делает что-нибудь тяжелое, требующее напряжения. Это он делает потому, что убежден в полезности и необходимости этого дела для коллектива и общества.

6) Семью Макаренко рассматривает как важнейшую область, где человек проходит свой общественный путь.

Большое значение Макаренко придавал авторитету родителей.

Главным основанием родительского авторитета может быть только жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение. Если родители делают свое дело честно, разумно, если перед ними поставлены значительные и прекрасные цели, если они дают себе полный отчет в своих действиях и поступках – это значит у них есть родительский авторитет.

Есть много сортов ложного авторитета.

а) авторитет подавления;

б) авт. расстояния;

в) авт. чванства;

г) авт. педаитизма;

д) авт. резо

е) авт. любви;

ж) авт. доброты;

з) авт. дружбы;

и) авт. подкупа.

7) Для того, чтобы реализовать все вышеперечисленное, нужен очень профессионально подготовленный, глубоко чувствующий ситуацию педагог.

– Что пишет об этом Макаренко? (читают)

Макаренко одним из первых поставил вопрос о совершенствовании профессиональной подготовки учителя, об овладении им педагогической техникой. Он подчеркивал, что нельзя полагаться лишь на талант воспитателя. Успех дела решается по мнению Макаренко, мастерством учителя, основанном на умении, квалификации, владения педагогической техникой. Часто грамотно подготовленный урок не дает нужного эффекта из-за неумения распоряжаться своими эмоциональными ресурсами, управлять душевным состоянием, мобилизовать свои творческие силы.

Макаренко считал, что студентов педагогических вузов надо учить, как стоять, как сидеть, как подняться со стула, как посмотреть на ученика, на весь класс.

«Здесь мы сталкиваемся с той областью, которая всем известна в драматическом искусстве», – пишет Макаренко.

«Педагог не может не играть.. нужно уметь играть…Но нельзя просто играть сценически, внешне. Есть какой-то приводной ремень, который должен соединять с этой игрой вашу личность. Это не мертвая игра, техника, а настоящее отражение тех процессов, которые имеются в нашей душе».

И он в полной мере владел педагогической техникой и постоянно продолжал ее совершенствовать.

Так, фразу «подай дневник» Макаренко мог сказать с 31 оттенком.

Многие ситуации, описанные в Педагогической поэме» основаны на хорошо продуманной, спрогнозированной пед. технике.

(Даю ситуацию с Семеном Карабановым. С. 163-165 «Пед. поэмы»).

– Какие элементы педагогической техники использует Макаренко? (жест, тон, взгляд, мнимое безразличие, т.д.)

Итак, давайте подведем итоги.

Можем ли мы говорить, что имеем дело с педагогической системой или перед нами педагогический опыт? (система, но не кабинетная, а вышедшая из опыта, практики, проверенная и подтвержденная опытом).

– Насколько приемлемо педагогическое наследие Макаренко для современной школы?.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: