Критика сословно-профессионального образования и идея общечеловеческого воспитания

Вопросы народного просвещения волновали Н. И. Пирогова задолго до выхода его эпохальной статьи. Эта тема затрагивалась им еще в 40-х, начале 50-х годах XIX века в письмах к будущей жене А. А. Бистром. Но наиболее ярко они прозвучали в его знаменитой статье «Вопросы жизни», опубликованной в 1856 году в журнале «Морской сборник». В данной статье Н. И. Пирогов решительно осудил сословный характер и карьеристскую направленность современной ему системы образования, резко выступил против ранней утилитарно-профессиональной выучки, которую стремилось ввести царское правительство за счет снижения общего уровня просвещения молодежи. Он с горечью констатировал, что вопросы воспитания не стали пока вопросами жизни, а современное ему общество не уделяло им должного внимания.

Русский педагог противопоставил официальному курсу образования идею общечеловеческого воспитания. В соответствии с ней, Н. И. Пирогов считал неоправданной раншою специализацию в обучении детей и настаивал на необходимости воспитания высоконравственного человека с широким интеллектуальным кругозором, а том числе и в области женского образования.

В своей работе ученый одним из первых в педагогической науке осмелился высказать мысль, согласно которой, школа должна растить не чиновника, не единицу для замещения некой должности в государственном аппарате, не юриста, негоцианта, солдата или моряка, а человека. Человеческие качества и прежде всего высокая нравственность, способность к самостоятельному мышлению и чувство собственного достоинства - вот, по мнению Н. И. Пирогова, к чему должна стремиться настоящая школа. Каждый человек прежде, чем стать специалистом, получив специальную подготовку, должен пройти ступень общечеловеческого воспитания, которое как раз и обеспечивает подготовку истинного человека.

Идея общечеловеческого воспитания не была совершенно новой в педагогической науке. В свое время эти мысли высказывал Жан-Жак Руссо, который писал о своем воображаемом Эмиле: «Выйдя из моих рук, он не будет... ни судьей, ни солдатом, ни священником: он будет, прежде всего, человеком» [58, с. 205]. Такие же идеи можно встретить и у немецкого педагога А. Дистервега, русских просветителей: В. Г. Белинского, В. Ф. Одоевского и многих других прогрессивных философов, педагогов, общественных деятелей.

Резко осудил Н. И. Пирогов сословный характер школьного обучения. В сословности он видел преграду к тому, чтобы каждый человек мог получать образование соответственно своим способностям, склонностям и возможностям. Он требовал, чтобы вместе с отменой крепостного права была уничтожена и сословность, чтобы были созданы школы для обслуживания всех детей, не зависимо от их сословной принадлежности. Не принадлежности к какому-либо сословию, а склонности и способности к образованию и материальная обеспеченность - вот то, что, по мнению педагога, должно определять фактическую возможность для каждого получить то или другое, большее или меньшее образование.

Серьезное внимание Н. И. Пирогов уделял вопросам нравственного воспитания учащихся. Основы будущего нравственного облика человека закладываются в раннем детстве. Нравственное формирование личности нельзя считать завершенным, если у человека не выработалось сознательное стремление к самосовершенствованию, желание путем напряженной внутренней работы выработать у себя твердые моральные убеждения, найти свой нравственный идеал, развить у себя волю и характер. Основой воспитания нравственного человека Н. И. Пирогов считал христианскую религию и настаивал на необходимости религиозного воспитания детей с самого раннего возраста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: