Вопросы народного просвещения волновали Н. И. Пирогова задолго до выхода его эпохальной статьи. Эта тема затрагивалась им еще в 40-х, начале 50-х годах XIX века в письмах к будущей жене А. А. Бистром. Но наиболее ярко они прозвучали в его знаменитой статье «Вопросы жизни», опубликованной в 1856 году в журнале «Морской сборник». В данной статье Н. И. Пирогов решительно осудил сословный характер и карьеристскую направленность современной ему системы образования, резко выступил против ранней утилитарно-профессиональной выучки, которую стремилось ввести царское правительство за счет снижения общего уровня просвещения молодежи. Он с горечью констатировал, что вопросы воспитания не стали пока вопросами жизни, а современное ему общество не уделяло им должного внимания.
Русский педагог противопоставил официальному курсу образования идею общечеловеческого воспитания. В соответствии с ней, Н. И. Пирогов считал неоправданной раншою специализацию в обучении детей и настаивал на необходимости воспитания высоконравственного человека с широким интеллектуальным кругозором, а том числе и в области женского образования.
|
|
В своей работе ученый одним из первых в педагогической науке осмелился высказать мысль, согласно которой, школа должна растить не чиновника, не единицу для замещения некой должности в государственном аппарате, не юриста, негоцианта, солдата или моряка, а человека. Человеческие качества и прежде всего высокая нравственность, способность к самостоятельному мышлению и чувство собственного достоинства - вот, по мнению Н. И. Пирогова, к чему должна стремиться настоящая школа. Каждый человек прежде, чем стать специалистом, получив специальную подготовку, должен пройти ступень общечеловеческого воспитания, которое как раз и обеспечивает подготовку истинного человека.
Идея общечеловеческого воспитания не была совершенно новой в педагогической науке. В свое время эти мысли высказывал Жан-Жак Руссо, который писал о своем воображаемом Эмиле: «Выйдя из моих рук, он не будет... ни судьей, ни солдатом, ни священником: он будет, прежде всего, человеком» [58, с. 205]. Такие же идеи можно встретить и у немецкого педагога А. Дистервега, русских просветителей: В. Г. Белинского, В. Ф. Одоевского и многих других прогрессивных философов, педагогов, общественных деятелей.
Резко осудил Н. И. Пирогов сословный характер школьного обучения. В сословности он видел преграду к тому, чтобы каждый человек мог получать образование соответственно своим способностям, склонностям и возможностям. Он требовал, чтобы вместе с отменой крепостного права была уничтожена и сословность, чтобы были созданы школы для обслуживания всех детей, не зависимо от их сословной принадлежности. Не принадлежности к какому-либо сословию, а склонности и способности к образованию и материальная обеспеченность - вот то, что, по мнению педагога, должно определять фактическую возможность для каждого получить то или другое, большее или меньшее образование.
|
|
Серьезное внимание Н. И. Пирогов уделял вопросам нравственного воспитания учащихся. Основы будущего нравственного облика человека закладываются в раннем детстве. Нравственное формирование личности нельзя считать завершенным, если у человека не выработалось сознательное стремление к самосовершенствованию, желание путем напряженной внутренней работы выработать у себя твердые моральные убеждения, найти свой нравственный идеал, развить у себя волю и характер. Основой воспитания нравственного человека Н. И. Пирогов считал христианскую религию и настаивал на необходимости религиозного воспитания детей с самого раннего возраста.