А.С. Макаренко о профессиональной подготовке учителя

Основой успеха педагогической работы А. С. Макаренко считал отношение к своему делу, чтобы в каждом педагоге «горел огонь».

Т. С. Панфилова, работавшая в трудовой колонии им. М. Горького, свидетельствует, что Антон Семенович требовал от педагога не недюжинных способностей, не гениальности и талантливости. Он требовал одного — энтузиазма в преподавании, любви и страсти в деле, преданности; чтобы человек любил свою работу и работал не как ремесленник, а как артист.

А. С. Макаренко подчёркивал большое значение общей и специальной педагогической подготовки будущего педагога, особенно умений в области «педагогической техники», коллективной и индивидуальной. Отношение к делу и соответствующая подготовка — вот что лежит в основе мастерства.

В статье «Педагогика индивидуального действия» А. С. Макаренко прямо ставит вопрос: в чем должна состоять работа по подготовке и переподготовке воспитателя? И отвечает на этот вопрос так.

Главная задача этой работы состоит в «организации характера педагога, воспитании его поведения, а затем в организации его специальных знаний и навыков, без которых ни один воспитатель не может быть хорошим воспитателем, не может работать, так как у него не поставлен голос, он не умеет разговаривать с ребёнком и не знает, в каких случаях и как нужно говорить. Без этих умений не может быть хорошего воспитателя. Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, который не может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение. Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть весёлым, серьёзным. Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет и чего не хочет».

В нашей работе это необходимо.

«Педагог, — говорит А. С. Макаренко в статье-докладе „О моем опыте“, — не может не играть… Нельзя же допустить, чтобы наши нервы были педагогическим инструментом, нельзя допустить, что мы можем воспитывать детей при помощи наших сердечных мучений, мучений нашей души. Ведь мы же люди.

Я сделался настоящим мастером, когда научился говорить „иди сюда“ с 15–20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса…»

А. С. Макаренко ставит очень интересные задачи перед нашими педагогическими учебными заведениями, и притом такие, относительно которых наша педагогическая мысль за годы, прошедшие со дня смерти Макаренко, не только не пришла к определенной системе выводов, но и не поставила их достаточно серьезно в «порядок дня» на обсуждение.

«Я убежден, что в будущем в педагогических вузах обязательно будет преподаваться и постановка голоса, и поза, и владение своим организмом, и владение своим лицом, и без такой работы я не представляю себе работы воспитателя. Конечно, постановка голоса имеет значение не только для того, чтобы красиво петь или разговаривать, а чтобы уметь наиболее точно, внушительно, повелительно выражать свои мысли и чувства. Все это вопросы воспитательной техники.

Воспитанник воспринимает вашу душу и ваши мысли не потому, что знает, что у вас на душе происходит, а потому, что видит вас, слушает вас».

Требовательное уважение, связанное с доверием — основной принцип системы воспитания — должно стать обязательным для каждого воспитателя. Каждого воспитанника, — считал А. С. Макаренко,- надо увлекать верой в его человеческую ценность.

Требовательность педагога к детям ни в коем случае не должна носить характера суровости, говорил Антон Семенович. Не суровость в обращении с воспитанниками, не излишняя ласка нужна в отношениях с ними, а чувство меры, любви и строгости.

Но говоря о необходимости меры любви к детям, А. С. Макаренко имел в виду только сдержанность во внешнем выражении любви. По-настоящемувеликая любовь к детям должна проявиться в заботе о них, в доверчивости, правдивости, простоте и искренности, а также в доброте без приторности и напуганности, в той доброте, которая всегда найдет отклик в детской душе.

В настоящее время очень актуален вопрос о том, как добиться авторитета, на чем он основан. «Я ставлю вопрос так, — говорил А. С. Макаренко, — педагогический авторитет основывается на ответственности в первую очередь." А это обязывает педагога быть с детьми прежде всего честным, уметь признать свою ошибку, если допустил ее, и извиниться перед воспитанниками, если был в чем-то не прав.

Для успеха в воспитании, подчеркивал А. С. Макаренко, воспитателю необходимо хорошо знать жизнь и особенности характера каждого воспитанника, его стремления, сомнения, слабости, достоинства. При этом не следует, указывал он, рассчитывать на эффективность бесед с воспитанниками, а следует помочь им целесообразно организовать их жизнь и деятельность, скрывая по возможности сущность своей педагогической позиции.

A. M. Горький так описывает внешность А. С. Макаренко и его отношение к колонистам: «Кто мог столь неузнаваемо изменить, перевоспитать сотни детей, так жестко и оскорбительно помятых жизнью? Организатором и заведующим колонией является А. С. Макаренко. Это бесспорно талантливый педагог. Колонисты действительно любят его и говорят о нем тоном такой гордости, как будто они сами создали его. Он — суровый по внешности, малословный человек лет за сорок, с большим носом, с умными и зоркими глазами, он похож на военного и на сельского учителя из „идейных“. Говорит хрипло, сорванным или простуженным голосом, двигается медленно и всюду поспевает, все видит.

Знает каждого колониста, характеризует его пятью словами и так, как будто делает моментальный фотографический снимок с его характера. У него, видимо, развита потребность мимоходом, незаметно приласкать малыша, сказать каждому из них ласковое слово, улыбнуться, погладить по стриженой голове».

Работа каждого воспитателя может иметь две формы:

  1. работа по всему коллективу и
  2. по отдельной части коллектива.

Всё сказанное выше о воспитательном процессе в полной мере относится к работе воспитателя (вожатого) в детском оздоровительном лагере. Работа воспитателя (вожатого) в отряде должна заключаться в следующем: прежде всего воспитатель (вожатый) должен хорошо знать состав своего отряда, должен знать жизнь и особенности характера каждого воспитанника, его стремления, сомнения, слабости и достоинства. Воспитатель должен смотреть на воспитанника не как на объект изучения, а как на объект воспитания.

Формы работы воспитателя (вожатого) в отряде могут быть самые разнообразные:

  • участие в работе отряда;
  • простое присутствие в отряде за беседой, за игрой в шахматы, шашки, за спортивной игрой;
  • совместные прогулки;
  • участие в творческих мастерских вместе с членами отряда;
  • участие в выпуске газеты;
  • участие в уборке в палатах, территории;
  • прогулки и беседы с отдельными группами и отдельными воспитанниками;
  • присутствие на занятиях школы актива;
  • помощь воспитанникам в подготовке вечернего КТД;
  • совещание с отрядом (вечерний огонек);
  • походы, туристическая полоса;
  • купание, прямая работа по устройству и налаживанию купания.

Воспитатель (вожатый) должен избегать только одной формы: простого пребывания на глазах у ребят без всякого дела и без всякого интереса к ним.

Контроль отрядной работы вожатого нужно производить не по числу отработанных часов, а по результатам работы, по месту, занимаемому его отрядом в межотрядных соревнованиях, по общему тону, по производственным успехам, по характеру роста отдельных воспитанников и всего отряда и, наконец, по отношению к нему самого отряда.

«Если бы кто-нибудь спросил, как бы я мог в краткой форме определить сущность моего педагогического опыта, я бы ответил, что как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему. Я убежден, что эта формула есть формула вообще советской дисциплины, есть формула вообще нашего общества."А. С. Макаренко.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: