Тема: С чего начать? Концепция нового производства (тезисы)

Желание стать предпринимателем. Пример друзей, влияние родителей. Школа, институт. Поиск ниши. Поиск формы. Для начала следует выбрать нишу - вид деятельности, а затем определить форму. Поиск ниши предполагает ориентацию в пространстве возможностей, учет входных барьеров, оценку конъюнктуры, выверку возможностей предприятия, оценку и гарантии успеха. Рыночная стратегия вашего предприятия. Конкурентные возможности.

Начинающий предприниматель должен знать, что существуют отрасли, закрытые для частного бизнеса сферы, что есть чисто экономические ограничения – так называемые входные барьеры. Это может быть высокий уровень первоначального капитала, большой срок окупаемости, спорность в получении результата, отсутствие прибыли в течение длительного времени.

Экономика развивается неравномерно. Инвестиционная деятельность также циклична. Важно выбрать не только сферу деятельности, но и время начала деятельности.

С чего начать? С постановки цели. Например, ваша цель стать лидером производства. Затем, где вы будете работать? Область, страна, весь мир. Лидер – ориентация на весь мир. Хотелось бы, чтобы себестоимость была низкой, но это не всегда возможно. Качественная продукция может быть дорогостоящей. Что будем производить? Чем привлекать клиентов? «Любая блесна, прежде чем поймать рыбу должна поймать рыбака».

Схема производства. Например, склад, резание металла, ОТК, штамповка, и т.д. штамповка, инспекция, инспекция, производственная линия, склад.

Список материалов. Покупаем или производим сами. Контроль качества и международные стандарты качества.

План тактики. Тактика- это более детализированное, специальное планирование развития конкретной ситуации в течение ограниченного периода (как, правило, менее одного года). Очевидно, что тактика соподчинена стратегии. Объем производства и время прохождения каждого изделия. Необходимо предугадать, сколько заказов мы сумеем получить? Сократить время прохождения каждого изделия. Определение мощности будущего предприятия.

Спрос неравномерен, регулируем производство: три смены, субподряд, временные рабочие. Список временных рабочих. Местоположение предприятий. Монтаж и установка оборудования. Принятие решения о конкурентноспособности продукции. Кто будет покупать? Организация и использование трудовых ресурсов. Программа поощрения: материальное вознаграждение, повышение заработной платы, долгосрочное стимулирование.

 

Тема. Внутрифирменное предпринимательство: сущность, цели и качественные признаки.

Внутрифирменное предпринимательство (интрапренерство).В настоящее время не только в теоретических исследованиях, но и на практике уделяется больше внимание не только предпринимательству как особому виду хозяйственной деятельности в условиях концентрации и создания для себя лучших условий хозяйствования посредством рыночного обмена, но и внутрифирменному предпринимательству – интрапренерству. Необходимо обратить внимание на то, что внутреннее предпринимательство следует рассматривать как внутренний переменный ситуационный фактор, который задается

руководителем организации, исходя из анализа внешней среды, и используется для достижения организацией конкурентных преимуществ. Выделение интрапренерства как особого вида предпринимательской деятельности, лишает предпринимательство бытия, превращая его в то «возникающий, то исчезающий фактом».

Возникновение интрапренерства, во-первых, обусловлено объективными

тенденциями социально-экономического развития общества, когда доминирующими для многих становятся социальные аспекты мотивации деятельности человека, когда люди стремятся к самостоятельности, самовыражению. Они хотят реализовать эти потребности, получить больше самостоятельности в своей организации в рамках ее организационной структуры. Недооценка этих желаний может привести к снижению интереса к выполняемой работе и уходу из организации наиболее способных и перспективных работников в поисках возможности для самореализации и творчества.

Во-вторых, причиной интереса к интрапренерству стала тенденция необходимости

внедрения новых технологий с целью увеличения конкурентных

преимуществ. В крупных организациях, работающих достаточно стабильно и успешно,

как правило, сдерживается новаторство, блокируются нововведения, могут игнорироваться инициативы, особенно, если они не связанны непосредственно с

основной деятельностью организации, то есть наблюдается консерватизм.

Организации с традиционной структурой управления чаще всего действуют

на основе четкого иерархического соподчинения и набора инструкций, всесторонне

регламентирующих их жизнедеятельность.

В организациях предпринимательского типа руководителем создается атмосфера

поиска, поощряются выдвигаемые идеи, предложения и новые решения. Развитие духа интрапренерства обеспечивает эффективное развитие предпринимательской организации и позволяет достичь конкурентных преимуществ в сравнении с другими организациями.

Предпосылки для возникновения интрапренерства:

- Экономический кризис коммерческой организации;

- Потребность в получении средств для выживания организации;

- Завершающая фаза жизнедеятельности организации (устаревшая продукция и техника);

- Потребность в создании базы для перспективного развития организации;

- Желание получить дополнительную прибыль к имеющейся;

- Наличие неиспользованных ресурсов (в т.ч. новых технологий).

С социально-психологических позиций предпринимательская деятельность – это средство реализации потребностей личности в независимости, богатстве, престижной работе, положении в обществе. В некоторых организациях создаются условия для превращения человека, выдвинувшего предпринимательскую идею, в совладельца фирмы – партнера, существуют и другие виды.

Предпринимательская организация – это организация, которая активно идет на реализацию всех возможных предпринимательских идей.

 

 


 

заинтересованности. Индивидуальный предприниматель может реализовать эти

потребности полностью. В партнерском бизнесе они несколько ограничены,

поэтому в предпринимательской организации для интрапренера должны быть

созданы определенные условия, обеспечивающие реализацию его новаторских идей.

Условия для интрапренерства: Предпринимательская направленность предприятия (Создается атмосфера поиска. Поощрение предложений и идей. Система управления и организации предусматривает превращение человека, выдвинувшего идею, в совладельца,

партнера), Организационно-производственные возможности (Производственно-технологические возможности и наличие высоких технологий. Возможность выделения и создания новых предпринимательских единиц), Ресурсные возможности (Человеческий капитал /профессиональные кадры, интеллект/. Наличие финансов /возможность коммерциализации ресурсов/, кредитов, фондови т.д.).

Под внутрифирменным предпринимательством понимается реализация предпринимательских целей внутри существующей коммерческой организации, выпускающей определенную продукцию (работы или услуги), в которой руководителем создаются условия для выдвижения и реализации новаторских предпринимательских идей по коммерциализации новых технических, технологических и иных достижений, выделяются ресурсы (интракапитал) для их реализации, и оказывается всесторонняя помощь для практической реализации идеи.

Внутрифирменное предпринимательство можно рассматривать как деятельность по производству и реализации продукции (работ) на основе интеграции предпринимательской инициативы и возможностей коммерческой организации. Человек, инициирующий и ведущий свою предпринимательскую деятельность в рамках действующей организации – это интрапренер. Сущность деятельности интрапренера состоит в том, что он не ждет каких-либо изменений в деятельности организации и лишь потом реагирует на них соответствующим образом, а «заставляет» происходить выгодные для коммерческой организации изменения, то есть перестраивает обычный процесс в предпринимательский, инновационно-интрапренерский.

Главной целью внутрифирменного предпринимательства является стимулирование

и удовлетворение спроса общества на конкретные потребности общества в рамках существующей коммерческой организации, а главной целью интрапренера – максимизация возможностей предпринимательства в условиях действующей коммерческой организации.

Цели внутрифирменного предпринимательства формируется в условиях внутренней среды коммерческой организации под воздействием внешней среды.

Это может быть: потребность в получении денежных средств для устойчивого развития

коммерческой организации; потребность в создании ресурсной базы для перспективного развития коммерческой организации; желание получить дополнительную прибыль к имеющейся. Также целью внутрифирменного предпринимательства является обеспечение

интересов организации и интрапренера, выдвинувшего и реализовавшего предпринимательскую идею.

Для развития внутрифирменного предпринимательства в действующей организации

традиционного типа необходимо обеспечить дух предпринимательства и механизм реализации его возможностей, мероприятий, создающих условия для предпринимательской деятельности. В задачи интрапренера может входить: 1. Реализация возможностей улучшения продукции (работ, услуг), таким образом, сдвигаются кривые спроса; 2. Поиск новых методов организации производства и новых технологий,

(сдвигаются кривые затрат).

 

 


 

Причины возникновения предпосылок развития внутрифирменного предпринимательства:

Экономические, Социальные, Психологические. Экономические - это консерватизм радиционной организации, конкуренция, ускорение научно-технического прогресса. Социальные – возросший уровень образования и самосознания. Психологические –стремление к самостоятельности и самореализации.

Предпосылки реализации идеей внутрифирменного предпринимательства - потребность

в получении денежных средств для устойчивого развития организации, экономический кризис предприятия или предкризисная стадия развития, потребность в создании ресурсной базы для перспективного развития предприятия, желание получить дополнительную прибыль к имеющейся, устаревшие виды продукции и технологий, наличие у предприятия неиспользованных ресурсов.

Разработка совершенно новых видов продукции (работ, услуг), создание при этом новых рынков, характеризующихся совершенно новыми кривыми спроса и предложения.

То есть, одной из главных задач развития внутрифирменного предпринимательства

является создание ситуаций, максимально развивающих творческую активность, и реализация новаторских способностей.

Необходимо учитывать данные исследований в области оценки человеческих способностей с точки зрения потенциальных созидателей (в частности интрапренеров).

Так, в результате американских исследований было выявлено, что только 1% людей одарены «исключительной творческой потенцией» то есть тем типом, который связывается с выдающимися достижениями, в том числе в области внутрифирменного предпринимательства. 10% по шкале Ричарда и Киннея обладают «высокой» творческой потенцией, 60% – «умеренной» и «некоторой» творческой потенцией. Около 30% людей не проявляют творческой активности или делают это в малой степени.

Поэтому, для обеспечения успеха интрапренера необходимо знать его возможности

в решении актуальных задач, стоящих перед организацией, и создавать комплекс условий по реализации этих возможностей. Интрапренеру в свою очередь необходимо определить, следует ли ему устанавливать партнерские отношения с коммерческой организацией или лучше вести частную предпринимательскую деятельность. Интрапренер должен обладать определенными личностными качествами (развитое воображение, целеустремленность, гибкость, лидерство, коммуникабельность, творческие способности, хорошие профессиональные знания в своей области, профессиональный кругозор, умение организовать работу своей команды, знания, необходимые для управления своим коллективом, совокупность качеств интрапренера, т.е. профессиональные и социально-психологические качества.

На всех стадиях предпринимательской деятельности происходит совершенствование

элементов внутрифирменного предпринимательства. Главным элементом внутрифирменного предпринимательства становится дух предпринимательства, являющийся отличительной характеристикой состояния людей, идущих по пути внедрения рисковых проектов. На уровне предпринимательской организации дух предпринимательства формирует тот необходимый климат и настрой сотрудников, которым должна пропитаться вся организация для достижения успеха внутрифирменного предпринимательства.

При реализации внутрифирменного предпринимательства каждый работник имеет свою часть обязанностей, за которые он отвечает, в то же время каждый зависит от остальных в деле достижения наилучших результатов. Поскольку предпринимательская организация должна осуществлять множество действий, и все они носят различный характер, постольку внутри организации также должен использоваться принцип разделения функций по внутрифирменному предпринимательству, и на основе этого разделения устанавливается специализация интрапренеров и группирование остальных работников в фирме в соответствии с различными направлениями внутрифирменного предпринимательства и их стадиями.

Структура внутрифирменного предпринимательства определяется путем разработки целостной схемы производительного процесса в рамках предпринимательской организации, который включает в себя полный набор направлений интрапренерства, без реализации которых невозможно эффективное достижение целей предпринимательской организации.

Развитие внутрифирменного предпринимательства в организации предполагает выделение таких ориентиров, как новаторство и динамизм. Новаторство – базовая характеристика в описании предпринимателя, но проявляться она может в разных формах. Новаторский дух проявляется в форме находки. Чаще всего такая находка связана с профилем деятельности предпринимательской организации. Новаторский дух может затрагивать различные стороны деятельности организации: от обновления продукции до изменения управленческой политики.

При реализации внутрифирменного предпринимательства незаменимым

оказывается такое качество человека, как способность к мобилизации (динамизм

деятельности), под которой понимается способность приведения всех

имеющихся возможностей в активное состояние, то есть в состояние готовности

к действиям.

Мобилизационные (или организаторские) способности включают умения:

сконцентрироваться на какой-то идее, действии или событии;

мобилизовать необходимые ресурсы в нужных форме, качестве и количестве;

мобилизовать существующие связи, контакты, отношения.

Способность к мобилизации является результатом комбинации природной

предрасположенности и приобретенного профессионального опыта. Указанные элементы подводят к еще одной характеристике на основе новаторства и динамизма, а именно – к развитию, когда мобилизация внутренних способностей и качеств приводит к новому состоянию интрапренера, способствующему рождению предпринимательской идеи.

Поскольку внутрифирменное предпринимательство (интрапренерство) трактуется как активность по развитию предпринимательской деятельности внутри большой корпорации, то и механизм интрапренерства должен не только создавать возможности для творческого поиска, включать соответствующее вознаграждение для интрапренеров, всемерно стимулировать их деятельность и обеспечивать защиту от бюрократических препон внутри фирмы. Что касается вознаграждения за идеи внутрифирменного предпринимательства, то соответствующим вознаграждением для работника может стать новая должность после удачной реализации предпринимательской идеи и соответственно возросший личный доход.

В таких организациях мотивация работников на творческое сотрудничество, будет одной из главных задач, что и ведет к достижению целей внутрифирменного предпринимательства. Создание условий для «включения» творческой энергии работников – сильный стимулирующий фактор поиска талантливых сотрудников внутри

предпринимательской организации. Поэтому необходимо осознанное отношение менеджеров к творческому капиталу предпринимательской организации, представленному ее работникам.

Доминирующей мотивацией является развитие сильных сторон персонала, когда недостатки будут просто перекрываться возрастающими достоинствами. Необходимо постоянно диагностировать сильные качества людей, всячески их развивать и стимулировать эффективное применение, так как талантливый работник требует творческой работы. Исследуя элементы внутрифирменного предпринимательства, можно сказать, что все они направлены на выявление и развитие в сотрудниках организации необходимых творческих навыков, способствующих реализации собственных идей производства и реализации продукции.

Этапы взаимодействия интрапренера и организации предпринимательского типа.

 

Интрапренер Характер связи   Организация предпринимательского типа
Зарождение предпринимательской идеи (ПИ)  
1. Формирование ПИ     2. Определение потенциала организации для реализации ПИ
Реализация ПИ  
3. Разработка путей эффективного использования ресурсов для реализации ПИ партнерство   3. Предоставление необходимых ресурсов для реализации ПИ  
Функционирование ПИ  
4. Контроль за функционированием ПИ   партнерство 4. Получение прибыли от реализации ПИ
5. Получение вознаграждения за реализацию ПИ по итогам функционирования      
Завершающая стадия функционирования ПИ  
6. Формирование новой ПИ в случае решения о диверсификации партнерство (при диверсификации) нет (при ликвидации)   6. Диверсификация или ликвидация ПИ  

 

 

В соответствии с основными фазами становления внутрифирменного предпринимательства весь процесс совершенствования предпринимательской организации складывается из следующих стадий: анализ предпосылок для развития внутрифирменного предпринимательства; создание условий для формирования внутрифирменного предпринимательства; создание структуры внутрифирменного предпринимательства; формирование системы взаимосвязи и взаимодействия партнеров в рамках внутрифирменного предпринимательства.

Традиционные компании имеют, как правило, жесткую иерархическую структуру управления. В предпринимательских организациях где развито интрапренерство горизонтальная гибкая разветвленная структура позволяет экспериментировать, внедрять новые идеи, что ведет к эффективному сочетанию общих целей организации и интрапренера. Основные различия организаций традиционного предпринимательского типа представлены в Табл. 1.

 

Таблица 1.Сравнение организации традиционного типа и организации предпринимательского типа

Элементы Сравнения   Традиционные организации   Организации-интрапренеры  
Ценности и цели   Консерватизм, сохранение ста- бильности   Новаторство, поиск новых воз- можностей  
Основные мотива- ции руководства персоналом Власть, сохранение работы, вознаграждение за рутинный труд, четкая перспектива Самовыражение, творчество, стремление к богатству через новаторскую деятельность  
Система управле- ния   Иерархическая, жестко структурированная, многоступенчатая   Разветвленная горизонтальная, линейная, матричная, способствующая взаимодействию отдельных подразделений
Стиль управления   Авторитарный   Демократический, либеральный  
Взаимоотношения персонала   На основе конкуренции и соперничества   На основе взаимодействия и взаимопомощи для достижения общих целей  
Характер планиро- вания карьеры Долгосрочное продвижение по служебной лестнице   Достижение успеха и высоких должностей, доходов  

 

 

Следует заметить, что интрапренерство, как и любое другое явление, имеет

положительные и отрицательные качества.

Преимущества интрапренерства:

- Доступность финансов предприятия партнера;

- Организационно технологическая помощь при реализации предпринимательской идеи;

- Возможность получения помощи в форсмажорных обстоятельствах;

- Возможности использования предпринимательской структурной системы продвиженияи

сбыта предприятия учредителя;

- Возможности использования опыта, деловой хватки, маркетинга и т. д.

Недостатки интрапренерства:

- Бюрократизация, рутинный характер деятельности, затрудняющий принятие и возникновение предпринимательской идеи;

- Ограничение предпринимательской деятельности интрапренера принятыми организацией учредителем рамками;

- Необходимость первоочередного учета интересов предприятия-учредителя;

- Погоня предприятия-учредителя за краткосрочными успехами.

Достоинства индивидуального предпринимательства: Полная свобода в своих действиях. Повышенная мотивировка. Максимальная мобилизация своих сил и средств для решения поставленной задачи.

Недостатки индивидуального предпринимательства: Недостаток финансовых и прочих ресурсов для реализации предпринимательской идеи. Сложности технологические, организационные. Не на кого рассчитывать при появлении форс-мажорных обстоятельств.

Таким образом, сущность внутрифирменного предпринимательства можно характеризовать с двух точек зрения: с точки зрения предпринимательской организации – как метод управления в организации, в основе которого заложена инициатива исполнителей, а не администрирование. При этом необходимо учитывать, что высшее руководство предпринимательской организации все же оставляет за собой функции контроля; с точки зрения субъекта реализации – как форма экономической активности

интрапренера.

Некоторые итоги:

1. Интрапренерство является не только одной из форм развития предпринимательства,

расширяющей сферу его возможностей, но и ситуационным фактором,

который задается предпринимателем (руководителем предпринимательской

организации), исходя из анализа внешней среды, и используется для определения

граничных условий функционирования предпринимательской организации.

2. Под интрапренерством следует понимать деятельность предприятия по

достижению своих целей на основе использования возможностей предпринимательства

внутри фирмы.

3. В основе интрапренерства лежат: создание условий для предпринимательской

деятельности, стимулирование и реализация предпринимательских

возможностей сотрудников на основе использования ресурсов и организационно-

производственных возможностей предпринимательской организации.

4. Внутрифирменное предпринимательство одновременно характеризуется

как элементами духа, так и механизма предпринимательства, которое при наличии

соответствующих ресурсов и организационных форм взаимодействия реализуется

посредством таких ценностей как новаторство, динамизм и развитие.

 

Литература:

1. А.Н.Асаул, М.П. Войнаренко, П.Ю. Ерофеев Организация предпринимательской деятельности/: Учебник.-Под ред. дэ.н., проф. А.Н. Асаула СПб.: «Гуманистика», 2004.– 448с.

2.Штайльманн К. Новая философия бизнеса. Т II. Риски и успех предпринимательства в

постсоциалистическом обществе. – Москва–Берлин: Российское психологическое общество,1998. – 175с.

3.Предпринимательство в ХХ веке / Под ред. А.А. Дынкина. – М.: Наука, 1992. – 312с.

4. Милер А.Е., Чуканова С.Н. Интрапренерство. – Омск: Изд-во Омского ун-та, 1998.

5. Асаул А.Н., Кудрявцев А.В., Рыбнов Е.И., Клюев А.Ф. Экономика предпринимательства: Учеб. пособие. – М.: Изд-во АСВ: СПб: СПбГАСУ, 2000. – 186 с.;

6. Багиев Г.Л., Томилов В.В., Чернышева З.А. Маркетинг и культура предпринимательства: Учеб. пособие. – СПб.: СПбГУЭФ, 1995. – 115 с.

7. Казанцев А.К., Крупанин А.А. Менеджмент в предпринимательстве:

Учеб. пособие – М.: ИНФРА -М, 2003. – 230 с.

8. Кирьяков А.Г., Максимов В.А. Основы инновационного предпринимательства:

Учеб. пособие для вузов / Под общ. ред. д. э. н., проф. Л.Г. Матвеевой.

– Ростов н/Дону: Феникс, 2002. – 60 с.

9. Предпринимательство: Учебник / Под ред. М.Г. Лупусты. – М.: ИнфраМ, 2002. – 520 с.

10.Томилов В.В. Организационная культура предпринимательства: Учеб.

пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1994.

11. Томилов В.В., Крупанин А.А. Маркетинг и интрапренерство в системе

предпринимательства: Учеб. пособие. – СПб.: СПбГУЭФ, 1998.

12. Экономика предпринимательства: Курс лекций: Учеб. пособие для

студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 240 с.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: