Понятие предпринимательской культуры. Культура предпринимательства имеет три стороны. Во-первых, это представление предпринимателя о ценностях бизнеса. Каждый предприниматель определенным образом видит цели бизнеса и обладает собственной шкалой ценностей, в соответствии с которой он судит о потребителях, клиентах, потребностях в его товаре, качестве товара, ожидаемых доходах и прибыли.
Во-вторых, это вытекающие из представления о ценностях, устанавливаемые предпринимателем для себя правила и нормы поведения при планировании и проведении бизнес-операций. Например, правило первоклассного обслуживания нужных и приносящих высокий доход клиентов может состоять в поддержании контактов с ними, выявлении их желаний, активному предложению им нужного товара, послепродажном обслуживании.
В-третьих, это конкретное поведение предпринимателя в ходе проведения бизнес-операций, в процессе которого он на практике реализует выработанные правила и нормы культурного поведения.
Предпринимательская культура- это совокупность образцов поведения, ценностной системы, социальных норм, фундаментальных принципов и общественных институтов, ориентирующих субьектов на те или иные формы экономической активности в системе предпринимательства, обеспечивающих передачу накопленного опыта, способствующих устойчивости предпринимательства во времени. К какому типу культуры относится предпринимательская культура? Профессиональной культуры или организованной культуры.
Предпринимательская культура в профессиональном смысле обладает следующими функциями: технологическая (алгоритмизация процесса),
коммуникативно-интегративная (обеспечивает устойчивость и стабильность), консервативная (репрезентация традиционных образов предпринимательского труда), трансляционная (передача информации в целом), инновационная продуцирование новых образцов), нормативно-регулятивная (система санкций и вознаграждений), аксиологическая (выработка непротиворечивой ценностной системы).
Организационная культура – это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий.
Другими словами, это система общепринятых в организации представлений и подходов к поставновке дела, к формам отношений и к достижению результатов деятельности, которые отличают данную организацию от всех других.
Характеристика организационной культуры охватывает:
- индивидуальную автономность-степень ответственности, независимости и возможностей выражения инициативы в организации;
- структуру взаимодействия органов и лиц, действующих правил, прямого руководства и контроля;
- направление- степень формирования целей и перспектив деятельности организации;
- интеграция- степень до которой части (субъекты) в рамках организации пользуются поддержкой в интересах осуществления скоординированной деятельности;
- управленческое обеспечение – степень, относительно которой менеджеры обеспечивают четкие коммуникационные связи, помощь и поддержку своим подчиненным;
- поддержку – уровень помощи, оказываемой руководителями своим подчиненным;
- стимулирование- степень зависимости вознаграждения от результатов труда;
- идентифицированность – степень отождествления работников с организацией в целом;
- управление конфликтами – степень разрешаемости конфликтов;
- управление рисками - степень, до которой работники поощряются в инновациях и принятии на себя риска.
Эти характеристики включают как структурные, так и поведенческие измерения.
Доминирующие культуры и субкультуры. Доминирующая культура выражает центральные ценности, которые принимаются большинством членов организации. Субкультуры получают развитие в больших организациях и отражают общие проблемы, ситуации, с которыми сталкиваются работники или опыт их разрешения. Сильная и слабая культура. Сильная культура отличается главными стержневыми ценностями организации, которые интенсивно поддерживаются, четко определены и широко распространяются. Чем сильнее культура, тем меньше менеджеру нужно уделять внимания развитию формальных правил и положений для управления поведением работника. Способы передачи и измерения культуры. Проблемы формирования организационной культуры в условиях нашей страны. Шведская и американская экономическая модель и их применение при создании совместных предприятий.
Литература:
1.Карлоф.Б. Деловая стратегия. Концепция, содержание, символы. Пер. с англ. – М., Экономика, 1991 - 238.
2. Маркетинг и рыночные сети: ученые записки коммерческого факультета СПбУЭФ. – СПб.- 1994.
3. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник, М. Инфра, - М, 1999.
4, Тамилов В.В. Культура организации предпринимательской деятельности. Учебное пособие. – С.-Петербург, СПбУЭФ, 1993.
5. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие/Под. ред. А.С. Пелиха.- Москва: ИКЦ «Март»,Ростов на Дону; 2003.-336с.