Все игры с пальчиками развивают речевые центры коры головного мозга. Кроме того, они помогают согласовать работу понятийного и двигательного центров речи.
Соединение одноимённых пальцев двух рук
Пальцы выпрямлены, ладони вместе. Одноимённые пальцы постукивают друг о друга на ударные слоги.
«Мы катались (указательные) на качелях (средние),
Нас кружили (безымянны е) карусели (мизинцы).
Мы устали, мы устали (большие пальцы «обнимаются»).
ОХ! (руки ложатся на колени)»
Другой вариант:
ДЯТЕЛ! ДЯТЕЛ! (указательные)
ТУК! ТУК! ТУК! (средние)
ЭЙ, ПРИЯТЕЛЬ! (безымянные)
Я НЕ ЖУК! (мизинцы)
ТЫ НЕ ЖУК (указать двумя указательными пальцами вперёд)?
ТОГДА — ПОКА (помахать рукой на прощание)!
НО ПОХОЖ ТЫ НА ЖУКА (погрозить указательным пальцем)!
«Здравствуй пальчик, старший брат!»
На каждый ударный слог пальцы одной руки соединяются с большим в следующем порядке: указательный, средний, безымянный, мизинец, снова мизинец, безымянный, средний, указательный.
После двустишия — смена руки.
По мере улучшения координации движений можно предложить детям сделать упражнение двумя руками одновременно.
Варианты стихов:
1. Барсик сунул к мышкам нос.
«Мышки, есть один вопрос:
Может, знает кто из вас,
Скоро ль будет тихий час?»
2. Шли мы как-то по дороге.
Видим: ходят чьи-то ноги.
Смотрим выше: кто же он?
Это серый толстый слон.
3. Ухнул филин на суку,
У него болит в боку.
А у зайца сердце в пятки,
В лес удрал он без оглядки.
Нашим плечикам и шее с физкультурой веселее.
Данные упражнения:
• снимают напряжение мышц шеи и плеч;
• вызывают прилив крови к речевым органам;
• являются подготовкой к артикуляционной гимнастике.
Стихотворение здесь выступает не только организатором ритма движений, но и подсказывает сами движения.
Вверх и вниз, вверх и вниз, (движения головой вверх и вниз).
Это, мама, не каприз!
Вправо-влево, вправо-влево (повороты головы направо и налево):
Посмотри, как королева.
ПОКИВАТЬ ПО СТОРОНАМ (наклоны головы к плечам — рис. 17)
НУЖНО НАМ, ТАК НУЖНО НАМ.
ГОЛОВОЮ ПОКРУТИТЬ (вращения головой)
НЕ ЗАБЫТЬ, НЕ ЗАБЫТЬ.
И НЕЗНАЙКАМИ ПОБЫТЬ (пожимание плечами — рис. 18):
ПЛЕЧИ ВВЕРХ И ОПУСТИТЬ.
И ПЛЕЧАМИ ПОВРАЩАТЬ (вращение плечами вперёд и назад) —
НУЖНО ПЛЕЧИКИ РАЗМЯТЬ.
ВПЕРЁД-НАЗАД, ВПЕРЁД-НАЗАД (плечи вперёд и плечи назад) —
И ВСЕ ДЕЛА ПОЙДУТ НА ЛАД.