Самомассаж лица и шеи готовит мышцы к артикуляционной гимнастике, вызывает прилив крови кним, помогает ребёнку лучше улавливать ощущения от этих мышц и управлять ими, делает мимикувыразительнее.
Общие правила:
• перед занятием ребёнок всегда должен мыть руки;
• движения сначала показываются отдельно и лишь после усвоения включаются в занятия в полном объёме;
• стихотворение ведёт за собой сами движения и их порядок;
• удлинение стихотворной строки здесь вызвано необходимостью выполнения разнообразных движений, причём ребёнок должен успеть повторить эти движения несколько раз;
• ритм стиха задаёт ритм массажных движений;
• темп произнесения текста взрослым замедлен, особенно на первых этапах, чтобы ребёнок успевал сделать самомассаж, а не обозначать его движения.
РУЧКИ РАСТИРАЕМ (потирание ладоней — рис. 19) И РАЗОГРЕВАЕМ (хлопки),
И ЛИЦО ТЕПЛОМ СВОИМ МЫ УМЫВАЕМ (разогретыми ладонями проводят по лицу сверху вниз), ГРАБЕЛЬКИ СГРЕБАЮТ ВСЕ ПЛОХИЕ МЫСЛИ (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам — рис. 20). УШКИ РАСТИРАЕМ ВВЕРХ И ВНИЗ МЫ БЫСТРО (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз).
|
|
ИХ ВПЕРЁД СГИБАЕМ (нагибание ушных раковин кпереди — рис. 21), ТЯНЕМ ВНИЗ ЗА МОЧКИ (оттягивание вниз за мочки — рис. 22), А ПОТОМ УХОДИМ ПАЛЬЦАМИ НА ЩЁЧКИ (пальцы перебегают на щёки). ЩЁЧКИ РАЗМИНАЕМ, ЧТОБЫ НАДУВАЛИСЬ (указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями — рис. 23). ГУБКИ РАЗМИНАЕМ, ЧТОБЫ УЛЫБАЛИСЬ (большой и указательный пальцы разминают сначала нижнюю, а потом верхнюю губу — рис. 24). КАК УТЯТА К УТКЕ, КЛЮВИКИ ПОТЯНЕМ (вытягивание обеих губ вперёд - рис. 25),
РАЗОМНЁМ ИХ МЯГКО, НЕ ЗАДЕВ НОГТЯМИ (большие и указательные пальцы разминают обе губы).
УГОЛКАМИ ГУБ МЫ ЩЁЧКИ ПОДНИМАЕМ (средние пальцы рук находятся в уголках рта и по очереди поднимают то правый, то левый уголок рта — рис. 26),
А ПОТОМ ОТ НОСА МЫ К ГУБАМ СТЕКАЕМ (спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носо-губным складкам — рис. 27).
ГУБКИ ПОЖУЁМ МЫ (рис. 28), ШАРИКИ НАДУЕМ (покусывание нижней губы верхними зубами и наоборот; надувание щёк с похлопыванием по ним так, чтобы губы удерживали воздух)
И ГУБАМИ ВПРАВО-ВЛЕВО ПОТАНЦУЕМ (указательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу, например, правый — на верхнюю губу, а левый — на нижнюю, и двигаются навстречу/врозь друг другу — рис. 29).
ПОД ГУБОЙ ЯЗЫК ЛЕЖИТ, КУЛАЧОК В ГУБУ СТУЧИТ (язык -под верхней губой и поколачивание кулачком по верхней губе — рис. 30).
ПОД ДРУГОЙ ГУБОЙ ЛЕЖИТ, КУЛАЧОК ДРУГОЙ СТУЧИТ (язык — под нижней губой и поколачивание по нижней губе — рис. 31).
|
|
ТЯНЕМ ПОДБОРОДОК (рис. 32) И ЕГО ЩИПАЕМ (разминание подбородка с оттягиванием его вниз: пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам),
А ПОТОМ ПО ШЕЙКЕ РУЧКАМИ СТЕКАЕМ (поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам; середина шеи проходит между большим и остальными пальцами).
7. НА НОГАХ НОСКИ И ПЯТКИ ТОЖЕ ПРОСЯТ ФИЗЗАРЯДКИ
Упражнений для рук в наших занятиях и так достаточно. Для разнообразия и развития общей моторики предлагается следующий комплекс (его можно выполнять и сидя).
МЫ НОСКАМИ ПОСТУЧИМ (пятки стоят на полу, а носки поочерёдно стучат по полу на
каждый слог),
МЫ ПОСТАВИМ ПЯТКИ (теперь носки стоят на полу, а пятки ставятся на ударные слоги), ВОТ МЫ ХОДИМ, КАК МЕДВЕДЬ (переваливание на внешних сторонах стоп с ноги на ногу), СКАЧЕМ, КАК ЗАЙЧАТКИ (подскоки на носках на двух ногах). ВОТ КОЗЛЁНОК НА ЛУГУ (ноги врозь/скрестно), ВОТ МАШИНА ЕДЕТ (руки «рулят»), А ЗА НИМИ МЧИТСЯ ГУСЬ НА ВЕЛОСИПЕДЕ (упражнение «Велосипедик»).
Повторение ритмов
Если ребёнок с трудом проговаривает длинные слова — пропускает, не договаривает слоги, переставляет звуки и т. п., — стоит поупражнять его в повторении ритмов.
ДЯТЕЛ ДЕРЕВО ДОЛБИТ -ЭХО ТОЧНО ПОВТОРИТ.
Взрослый отстукивает ритмы, а ребёнок повторяет (отхлопывает).
9. ИГРЫ
Игры с карточками позволяют взрослым как проверить знания ребёнка, так и потренировать его на определённых заданиях. Разумеется, сначала нужно объяснить, что означает каждый рисунок, дать примеры правильных ответов.
Карточки лежат картинками вниз. Ребёнок выбирает любую, переворачивает её, и мы играем в ту игру, которую он «выбрал».
Образцы заданий к карточкам-символам
1, Предлоги (рис. 33)
Прислушайтесь к речи ребёнка. Всегда ли он правильно употребляет предлоги (на, над, за, под, в, перед, от, к) и согласует с ними существительные?
Чтобы проверить это и закрепить правильные образцы, используйте игру «Что (кто) где?».
Сначала разберитесь, кто где находится на картинке (над грибом, за грибом, на грибе, около гриба, летит от гриба, к грибу). Потом переносите игру на другие предметы: возьмите домик (коробку) и игрушку (животное) и попросите ребёнка поставить игрушку на домик, над, за, под, перед домиком. После этого можно поставить несколько игрушек в разных местах и спросить у ребёнка, где кто находится. Обратите внимание: ребёнок должен не показывать, а объяснять, кто где находится.