Основные свойства и характеристики топливных и масляных фракций

Свойства ТСМ: 1 физико-химические; 2 эксплуатационные; 3 технические.

К физико-химическим относятся свойства, характеризующие состояние ТСМ и их состав плотность, вязкость, теплоемкость, элементный, фракционный и групповой углеводородный составы и т.д.. Плотность — величина, определяемая как отношение массы веществак занимаемому объему кгм3. Вязкость — свойство жидкостей газов оказывать сопротивление перемещению одной части жидкости относительно другой. Эти методы позволяют косвенно судить о том или ином эксплуатационном свойстве. Например, по фракционному составу судят о пусковых свойствах бензинов, по плотности реактивного топлива — о дальности полета и т.д.Эксплуатационные свойства ТСМ призваны обеспечить надежность и экономичность эксплуатации двигателей, машин и механизмов, характеризуют полезный эффект от их использования по назначению и определяют область их применения испаряемость, горючесть, воспламеняемость, детонационная стойкость, прокачиваемость, склонность к образованию отложений и т.д.. Детонация — особый ненормальный характер сгорания топлива в двигателе. Детонационная стойкость оценивается октановым числом — это условная единица измерения, численно равная процентному по объёму содержанию изооктана в его смеси с н-гептаном, эквивалентной по детонационной стойкости испытуемому топливу при стандартных условиях испытания. Температурой воспламенения называется минимальная температура, при которой пары испытуемого продукта при внесении внешнего источника воспламенения образуют устойчивое незатухающее пламя.

Для оценки эксплуатационных свойств ТСМ применяются:

-квалификационные лабораторные методы оценки. Они базируются на использовании различных модельных установок в т.ч. одноцилиндровых ДВС и специальных лабораторных приборов, позволяющих в заданных условиях иногда в экстремальных проводить сравнительную оценку эксплуатационных свойств опытных и эталонных образцов ТСМ

-стендовые методы испытания опытных образцов ТСМ, проводимые на натурных двигателях и механизмах по специальным программам

-эксплуатационные испытания ТСМ, проводимые на натурной технике в реальных условиях ее эксплуатации по специальным программам,

К разновидностям эксплуатационных испытаний ТСМ можно отнести: заводские, заводские ходовые, лабораторно-дорожные, полигонные, контрольно-летние испытания, опытная эксплуатация техники, эксплуатация под наблюдением и другие.

Технические свойства ТСМ проявляются в процессах хранения и транспортирования и длительной эксплуатации иногда называют их как экологические свойства. К ним относятся:

- физическая и химическая стабильность, биологическая стойкость

- токсичность, пожаро-взрывоопасность, склонность к электризации, коррозионная активность и т.д.

Принято наиболее важный показатель качества использовать при маркировке ТСМ. Например, для автомобильных бензинов наиболее важным эксплуатационным показателем качества является детонационная стойкость, поэтому она нашла отражение в марках бензинов в виде цифр, характеризующихоктановое число. Для дизельных топлив определяющим свойством является температура застывания, которую указывают при их маркировке летнее, зимнее или арктическое топливо и т.д.

 

 

Бензин

Бензин — продукт переработки нефти представляющий собой горючее с низкими детонационными характеристиками. Из сырой нефти производится до 50% бензина. Эта величина включает природный бензин, бензин крекинг-процесса, продукты полимеризации, сжиженные нефтяные газы и все продукты, используемые в качестве промышленных моторных топлив.

Бензины предназначены для применения в поршневых двигателях внутреннего сгорания с принудительным воспламенением от искры. Современные автомобильные бензины должны удовлетворять ряду требований, обеспечивающих экономичную и надежную работу двигателя, и требованиям эксплуатации: иметь хорошую испаряемость, позволяющую получить однородную топливовоздушную смесь оптимального состава при любых температурах; иметь групповой углеводородный состав, обеспечивающий устойчивый, бездетонационный процесс сгорания на всех режимах работы двигателя; не изменять своего состава и свойств при длительном хранении и не оказывать вредного влияния на детали топливной системы, резервуары, резинотехнические изделия и др. В последние годы экологические свойства топлива выдвигаются на первый план.

СОСТАВ БЕНЗИНОВ.

Бензин — представляет собой смесь углеводородов состоящих в основном из предельных 25-61 %, непредельных 13-45%, нафтеновых 9-71 %, ароматических 4-16 % углеводородов с длиной молекулы углеводорода от C 5 до C 10 и числом углеродных атомов от 4-5 до 9-10 со средней молекулярной массой около 100Д. Так же в состав бензина могут входить примеси — серо-, азот- и кислослородсодержащих соединений.

Бензин — это самая легкая фракция из жидких фракций нефти. Эту фракцию получают в числе разных процессов возгонки нефти. По этому от фракционного состава бензинов зависят легкость и надежность пуска двигателя, полнота сгорания, длительность прогрева, приемистость автомобиля и интенсивность износа деталей двигателя. Фракционный состав бензинов определяется согласно ГОСТа 2177-82.

Легкие фракции бензина характеризуют пусковые свойства топлива — чем ниже температура выкипания топлива, тем лучше пусковые свойства. Для запуска холодного двигателя необходимо, чтобы 10% бензина выкипало при температуре не выше 55 градусов зимний сорт и 70 градусов летний по Цельсию. Зимние сорта бензина имеют более легкий чем летние фракционный состав. Легкие фракции нужны только на период пуска и прогрева двигателя.

Основная часть топлива называется рабочей фракцией. От ее испаряемости зависят: образование горючей смеси при разных режимах работы двигателя, продолжительность прогрева перевода с холостого хода поднагрузку, приемистость возможность быстрого перевода с одного режима на другой. Содержание рабочей фракции должно совпадать с 50% отгона. Минимальный интервал температур от 90% до конца кипения улучшает качество топлива и снижает его склонность к конденсации, что повышает экономичность и уменьшает износ деталей двигателя. Температуру выкипания 90% топлива иногда называют точкой росы

СВОЙСТВА БЕНЗИНОВ.

Бензины — легковоспламеняющиеся бесцветные или слегка желтые при отсутствии специальных добавок жидкости, имеющие плотность 700-780 кгм. Бензины имеют высокую летучесть, и температуру вспышки в пределах 20-40 градусов по Цельсию. Температура кипения бензинов находится в интервале от 30 до 200 C. Температура застывания — ниже минус 60 градусов. При сгорании бензинов образуется вода и углекислый газ. При концентрациях паров в воздухе 70-120 гм образуются взрывчатые смеси.

 

Автомобильные бензины в силу своих

продолжение 12 вопроса

физико-химических характеристик должны обладать следующими свойствами:

• Однородность смеси;

• Плотность топлива — при +20 С должна составлять 690…750 кгм;

• Небольшую вязкость — с ее увеличением затрудняется протекание топлива через жиклеры, что ведет к обеднению смеси. Вязкость в значительной степени зависит от температуры. При изменении температуры от +40 до -40 °С расход бензина через жиклер меняется на 20…30%

• Испаряемость — способность переходить из жидкого состояния в газообразное. Автомобильные бензины должны обладать такой испаряемостью, чтобы обеспечивались легкий пуск двигателя особенно чвзимой, его быстрый прогрев, полное сгорание топлива, а также исключалось образование паровых пробок в топливной системе

• Давление насыщенных паров — чем выше давление паров при испарении топлива в замкнутом пространстве, тем интенсивнее процесс их конденсации. Стандартом ограничивается верхний предел давления паров летом — до 670 ГПа и зимой — от 670 до 930 ГПа. Бензины с более высоким давлением склонны к образованию паровых пробок, при их использовании снижается наполнение цилиндров и теряется мощность двигателя, увеличиваются потери от испарения при хранении в баках автомобилей и на складах

• Низкотемпературные свойства — способность бензина выдерживать низкие температуры

• Сгорание бензина. Под сгоранием применительно к автомобильным двигателям понимают быструю реакцию взаимодействия углеводородов топлива с кислородом воздуха с выделением значительного количества тепла. Температура паров при горении достигает 1500…2400 °С.

Требования

Автомобильные бензины должны быть химически нейтральными и не вызывать коррозию металлов и емкостей, а продукты их сгорания — коррозию деталей двигателя. Коррозионная активность бензинов и продуктов их сгорания зависит отсодержания общей и меркаптановой серы, кислотности, содержания водорастворимых кислот и щелочей, присутствия воды. Эти показатели нормируются в нормативно-технической документации на бензины. Бензин должен выдерживать испытание на медной пластинке. Эффективным средством защиты от коррозии топливной аппаратуры является добавление в бензины специальных антикоррозионных или многофункциональных присадок.

Повышение качества бензина

ОКТАНОВОЕ ЧИСЛО.

Для улучшения эксплуатационных свойств бензинов производители повышают их октановое число. Это достигается путем добавления к бензинам некоторых высокооктановых компонентов.

Октановое число — показатель детонационных свойств моторного топлива. Детонацией называют такой характер горения, при котором воспламенение горючей смеси происходит в нескольких точках цилиндра или по всему объему сразу.

 

Октановое число — наиболее важная характеристика бензина. Если октановое число бензина равно 95, то это означает, что он детонирует как смесь 95% изооктана и 5% гептана.

Октановое число бензина после первичной перегонки нефти обычно не превышает 70. По этому для повышения качества низкосортных бензинов помимо компаудирования используют антидетонаторы до 0,3%.

ПРИСАДКИ.

Присадки — вещества, добавляемые обычно в количествах 0,05-0,1% к топливам, минеральным и синтетическим маслам для улучшения их эксплуатационных свойств. К присадкам относятся, антидетонаторы, антиокислители, ингибиторы коррозии и др.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: