Сравнительный анализ моделей менеджмента

Эволюция теории и практики менеджмента проявилась в мно­гообразных направлениях. Начало «тихой управленческой ре­волюции» совпало с вступлением общества в информационную стадию. На смену старому, традиционному направлению в менедж­менте, нашедшему свое отражение в так называемой американ­ской модели, и относительно новому, поведенческому, нашедшему отражение в японской модели менеджмента, приходит неформаль­ное направление, которое принято характеризовать как обновлен­ческое, эмпирическое или маркетинговое, индивидуалистическое, «информационное».

Сравнение наибо­лее признанных моделей менеджмента представлено в таблице 1.1.

 

Таблица 1.1 - Японская и американская модели менеджмента

Японская модель менеджмента   Американская модель менеджмента
Управленческие решения принимаются коллективно на основе единогласия Коллективная ответственность Нестандартная,гибкая структура Неформальная организация контроля Коллективный контроль Замедленная оценка работы сотрудника и служебный рост Основное качество руководителя — умение осуществлять координацию действий и контроль Ориентация управления на группу Оценка управления по достижении гармонии в коллективе и по коллективному результату Личные неформальные отношения с подчиненными Продвижение по службе по старшинству и стажу работы Подготовка руководителей универсального типа Оплата труда по показателям работы группы, служебному стажу и т.д. Долгосрочная занятость руководителя в фирме   Индивидуальный характер принятия решений Индивидуальная ответственность Строго формализованная структура управления Четко формализованная процедура контроля Индивидуальный контроль руководителя Быстрая оценка результата труда, ускоренное продвижение по службе Главное качество руководителя — профессионализм и инициатива Ориентация управления на отдельную личность Оценка управления по индивидуальному результату Формальные отношения с подчиненными Деловая карьера обусловлива­ется личными результатами Подготовка узкоспециализированных руководителей Оплата труда по индивидуальным достижениям 14. Найм на работу на короткий период  

Многое из опыта в области менеджмента других стран могло бы быть полезным и в российской практике.

 


Тема 2. Принципы и функции менеджмента

2.1. Законы менеджмента

2.2. Принципы и функции менеджмента

 

Законы менеджмента

По сравнению с другими видами труда в организации управ­ленческий труд имеет ряд специфических особенностей:

— представляет собой умственный труд, состоящий из трех видов деятельности: организационно-административной и воспи­тательной, аналитической и конструктивной, информационно-тех­нической;

— участвует в создании материальных благ и оказании услуг опосредованно, через труд других работников;

— предмет труда — информация;

— средство труда — организационная и вычислительная тех­ника;

— результат труда — управленческое решение.

Специфические особенности менеджмента, т.е. творчества ме­неджеров, основаны на определенных законах (таблица 2.1).

Таблица 2.1 - Законы управления

Законы управления   Содержание
I. Законы, свойственные управлению в целом   Согласование интересов Сочетание государственного регулирования экономики с хозяйственной самостоятельностью предприятий Организация управления Участие трудового коллектива в управлении предприятием  
II. Законы, присущие всем сторонам управления   Закон спроса и предложения Закон конкуренции и антимонопольное законодательство Закон убывающей доходности Закон экономии времени Закон зависимости между ценой и предложением  
IV. Законы, открытые кибернетикой   Обратная связь Оптимизация Единство управления и информации  

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: