Сущность и содержание менеджмента

Тема 1. Методологические аспекты менеджмента

1.1. Сущность и содержание менеджмента

1.2. Научные школы менеджмента

1.3. Сравнительный анализ моделей менеджмента

 

Сущность и содержание менеджмента

Менеджмент — это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение фирмой, действующей в рыночных условиях хозяйствования, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

Менеджмент — управление в условиях рынка, рыночной экономики — означает:

ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретные
потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые
пользуются спросом и могут принести фирме намеченную прибыль;

постоянное стремление к повышению эффективности производства,
получению оптимальных результатов с меньшими затратами;

хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия
решений тем лицам, которые несут ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений;

постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния
рынка;

выявление конечного результата деятельности фирмы или ее хозяйственно самостоятельных подразделений на рынке в процессе обмена;

необходимость использования современной информационной базы
проведения многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений.

Термины «менеджмент», «менеджер» прочно вошли в словарный обиход, заменив отчасти такие термины, как «управление», «управленческая деятельное «руководитель», «директор».

Термин «менеджмент» по сути является аналогом термина «управление», eго синонимом, однако не в полной мере. Термин «управление» намного шире, поскольку применяется к разным видам человеческой деятельности (например, управление автомобилем); к разным сферам деятельности (управление в неживой природе, в биологических системах, управление государством); к органам управ­ления (подразделениям в государственных и общественных организациях, а также на предприятиях и в объединениях).

Термин «менеджмент» применяется лишь к управлению социально-эконо­мическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях хозяйствования, хотя в последнее время его стали применять в США и в отно­шении непредпринимательских организаций.

Термин «менеджмент» (management) американского происхождения и не пе­реводится на другой язык дословно. В англоязычных странах он употребляется довольно свободно и в различных значениях, но всегда применительно к управ­лению хозяйственной деятельностью, тогда как для других значений используют­ся другие слова. Например, для обозначения управления в неживой природе употребляется термин «control»; для государственного или общественного управ­ления — «government administration» или «public administration». Иногда к слову «management» добавляется слово «business» (business management), что подчерки­вает его принадлежность к хозяйственной сфере деятельности. Мы в дальнейшем будем применять термин «управление» в том же значении, что и «менеджмент».

Рассматривая суть понятия «менеджмент», важно уточнить некоторые входя­щие в его определение положения.

Менеджмент как самостоятельный вид профессиональной деятельностипред­полагает, что менеджер не зависим от собственности на капитал фирмы, в кото­рой он работает. Он может владеть акциями фирмы, а может и не иметь их, ра­ботая по найму на должности менеджера. Труд менеджера — это производитель­ный труд, возникающий в условиях комбинирования высокотехнологичного про­изводства с высоким уровнем специализации работников. Обеспечивая связь и единство всего производственного процесса, менеджмент объединяет работников различных специальностей: инженеров, проектировщиков, маркетологов, эконо­мистов, статистиков, психологов, плановиков, бухгалтеров и других, работающих под руководством менеджера, управляющего предприятием, производственным отделением или фирмой в целом.

Термин «менеджер» обозначает принадлежность конкретного лица к профес­сиональной деятельности в качестве управляющего фирмы независимо от уровня управления, а также от профессиональной подготовки и практического опыта работы. Профессиональный менеджмент как самостоятельный вид деятельности предполагает наличие в качестве субъекта этой деятельности специалиста-ме­неджера и в качестве объекта — хозяйственной деятельности фирмы в целом или ее конкретной сферы (производства, сбыта, финансов, НИОКР и др.).

Возросшие требования к управлению обусловлены увеличением масштабов предприятий, сложностью технологии, необходимостью владения управленчески­ми навыками. В современных условиях все решения по финансовым, организа­ционным и экономическим вопросам подготавливаются и вырабатываются про­фессионалами в области организации управления, которые осуществляют также наблюдение и контроль за выполнением принятых решений..


К менеджеру предъявляются определенные требования

Требования к менеджеру, сформулированные фирмами:


Таким образом, «менеджмент» относится только к тем категориям фирм или предприятий, которые осуществляют свою деятельность в целях получения при­были (предпринимательского дохода) независимо от характера такой деятельно­сти. Менеджмент охватывает деятельность не только промышленных фирм, но также и банков, страховых обществ, туристических агентств, гостиниц, транс­портных компаний и других хозяйственных единиц, выступающих на рынке как самостоятельные экономические субъекты.

Подхозяйственной деятельностьюв определении менеджмента понимается деятельность фирмы:

в любой отрасли экономики (промышленности, торговле, строительстве,
транспорте, банковском деле, страховом деле и др.);

в любой сфере деятельности фирмы (НИОКР, производстве, сбыте, фи­нансах), если она направлена на получение прибыли как конечного ре­зультата или предпринимательского дохода в зависимости от конкретных целей деятельности фирмы.
Содержание хозяйственной деятельности фирмы заключается в обеспечении процесса производства всеми необходимыми ресурсами и организации технологи­ческого цикла в целом: внедрении результатов НИОКР в производство; разработке и совершенствовании технологии производства; обеспечении требуемого уровня качества продукции; осуществлении коммерческих операций; проведении опера­ций товародвижения; осуществлении всех видов расчетов; обеспечении техниче­ского обслуживания продукции; материально-техническом снабжении процесса производства; обеспечении финансовыми ресурсами; обеспечении персоналом.

Хозяйственная деятельность фирмы требует такого стиля работы, в основе которого лежат постоянный поиск новых возможностей, умение привлекать и использовать для решения поставленных задач ресурсы из самых разнообразных источников, добиваясь повышения эффективности производства.

Изменения в содержании хозяйственной деятельности фирмы связаны преж­де всего с изменениями в характере собственности и с процессами делегирования (предоставления) права собственности многочисленным индивидуальным собст­венникам или коллективам собственников.

Определение целей деятельности фирмына ближайшую и дальнюю перспекти­вы (management by objectives) — это главное в менеджменте. Управление путем постановки целей осуществляется с учетом оценки потенциальных возможностей фирмы и ее обеспеченности соответствующими ресурсами. Различают цели об­щие и специфические. Общие цели отражают концепцию развития фирмы в це­лом, специфические разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности фирмы.

Рациональное использование материальных и трудовых ресурсовпредполагает достижение целей при минимуме затрат и максимуме эффективности, что осуще­ствляется в процессе управления, когда группа сотрудничающих людей (работни­ков фирмы) направляет свои действия на достижение общих целей на основе со­ответствующей мотивации их труда.

Менеджмент имеет свой собственный экономический механизм, который на­правлен на решение конкретных проблем взаимодействия в реализации социаль­но-экономических, технологических, социально-психологических задач, возни­кающих в процессе хозяйственной деятельности. Экономический механизм менеджмента объективно обусловлен осуществлением хозяйственной деятельности фирмы в рыночных условиях, когда результаты управленческой и хозяйственной деятельности получают оценку на рынке в процессе обмена.

Экономический механизм менеджмента состоит из трех блоков: внутрифир­менного управления; управления производством; управления персоналом.

Содержание понятия «менеджмент» можно рассматривать как организацию управления фирмой и как процесс принятия управленческих решений.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: