Роль музыки в развлечениях

Музыка на празднике в детском саду в синтезе взаимопроникающих искусств - художественного слова, танца, драматизации, предметов изобразительного искусства (оформления), представленных на празднике, оказывает сильное эмоциональное воздействие на детей.

Вся программа праздника, действия детей - праздничное шествие, пение, игры, пляски, различные сценки и неожиданные для детей сюрпризы – сопровождаются музыкой, вызывающей у детей эмоционально – творческий подъем в их исполнительской деятельности.

Музыка помогает раскрыть идею и содержание праздника, окрашивает различные части праздничной программы и, придавая им то торжественное, то веселое, то шутливое настроение, вызывает соответствующую реакцию всех присутствующих в зале детей и взрослых, объединяя всех общим эстетическим переживанием.

Хорошая, яркая музыка проникает в душу ребенка, затрагивает чуткие струны его сердца, оставляя в глубине его неизгладимый след, неповторимые радостные впечатления детства. Она связывает ребенка незримыми нитями с искусством родной страны, создавая эмоциональную основу для воспитания чувства любви и преданности своей Родине.

[3,с.196-197]

Все отобранные для праздника музыкальные произведения, которые будут сопровождать пляски, хороводы, игры детей, требуют от музыкального руководителя выразительного и высокопрофессионального исполнения, подчеркивающего эмоциональный, своеобразный характер музыки – плавный, задорный, хороводно – образный.

Каждая музыкальная миниатюра, сопровождающая движения детей, должна вызывать у них соответствующие эмоции, настраивать на определенный ритм, активизировать творческо – исполнительские возможности каждого ребенка. Все это возможно при условии тщательной подготовки музыканта – педагога к исполнению всех музыкальных произведений, звучащих на празднике, не допускающих ошибок, неточностей музыкального текста, исполняемых свободно, выразительно и, конечно, лучше всего наизусть. Те же требования предъявляются к музыкальному сопровождению театрализованных представлений – кукольного театра, инсценировок и т. д.

В течение всего праздника музыка «ведет» программу: воодушевляет и успокаивает детей, заставляет их радоваться и переживать – находит отклик в душе ребенка. [3,с.200].

Часто в программу праздников включается выступление детского оркестра. Игра на детских музыкальных инструментах имеет большое воспитательное и образовательное значение: развивает слух, музыкальную память, чувство ритма, воспитывает в детях ответственность, организованность, внимание.

[11,с.3]

Сопровождая действия детей инструментальная и вокальная музыка эмоционально углубляет создаваемые ими образы, помогает активизировать всех участников – и «актеров», и «зрителей», а в дальнейшем естественно входит в повседневную жизнь детей, становится им близкой и любимой.

Музыкальные вечера развлечений, т. е. полностью состоящие из музыки, проводятся только один раз в месяц в каждой возрастной группе, чтобы не вырабатывать у детей представление, что без музыкального «фона» и отдохнуть нельзя. В инсценировках сказок, рассказов, стихотворений, музыкальных произведений она стимулирует ребенка к выразительной игре, помогает создать нужный образ. Являясь эпизодом, и основой спектакля, органическим компонентом представления, музыка характеризует поведение и действия персонажей.

На других вечерах развлечений музыка является лишь желательным эпизодом. Например, в теневом и кукольном театрах она украшает спектакль, углубляет впечатления детей, но не является ведущим компонентом. Такое же место она занимает в праздновании дней рождения, инсценировании на фланелеграфе, вечерах шуток, забав, аттракционов, спортивных развлечений.

Выбор инструментальной и вокальной музыки, включение ее в тот или иной вид зрелища определяется его содержанием. Главное – всегда помнить о художественности музыкального материала, его качественном исполнении и доступности для детского восприятия. [4,с.229].

Музыкой начинается и заканчивается каждый детский праздник. Под звуки музыки дети входят в зал, выполняют построения, перестроения, играют, поют, танцуют. Музыка пронизывает весь ход праздника, углубляет художественные образы поэтического текста. Поэтому весь музыкальный материал, который используется на празднике, должен быть высокохудожественным. Особые требования необходимо предъявлять к его исполнению: не допускать произвольного изменения музыкального текста, повторения отдельных частей и фраз музыкального произведения, неоправданных пауз, арпеджированных аккордов в его начале и в конце.

Музыкальные произведения, подобранные для праздника, должны отвечать его общему характеру и отдельным композиционным моментам, создавать у детей бодрое, радостное настроение. [4,с.258-259].

Оттого, как подготовятся музыкальный руководитель и воспитатель к празднику, будет зависеть успех его проведения. Педагоги должны вложить свою душу в развлечения, и это обязательно почувствуют дети. И дети отблагодарят их своими улыбками и счастливыми лицами.

 

Виды развлечений.

Вечера развлечений бывают трех видов:

o Организованные для детей взрослыми;

o Проводимые силами самих детей, но с помощью взрослых;

o Организованные взрослыми при участии детей в составлении программы и исполнении номеров.

Вечера развлечений проводятся в самых разных формах:

Ø Концерт.

Ø Кукольный театр (народный театр Петрушки, на сценических планшетах, марионеток, на открытых и закрытых тростях).

Ø Теневой театр.

Ø Театр теней.

Ø Настольный театр игрушки (плоскостной и объемной).

Ø Театр пяти пальчиков.

Ø Инсценирование на фланелеграфе.

Ø Инсценировки сказок, рассказов, стихотворений, музыкальных произведений.

Ø Празднования дней рождения детей.

Ø Вечера спортивных игр и развлечений.

Ø Слушание радиопередач, просмотр телепередач и диафильмов

Ø Вечера игр, забав и аттракционов.

Ø Вечера детской самодеятельности.

Ø Театрализованные представления.

В развлечениях, проводимых взрослыми, используются пляски, песни, которые дети уже знают или которые они будут разучивать, а также художественные и музыкальные произведения, трудные для детского исполнения, но вполне доступны детскому восприятию.

Для вечеров развлечений второго вида привлекается в основном материал регулярных занятий по музыке, развитию речи, изобразительной деятельности, разучиваемый на индивидуальных занятиях. [4,с.228-229].

Также развлечения бывают по форме такие, как:

«Экскурсия в страну музыки» - здесь дети получат сведения о происхождении музыкальных звуков, нот, музыкальных инструментов.

В беседе «Музыка и сказка» дошкольники узнают о том, что музыка выражает чувства и изображает различные явления действительности, что в ней есть определенные жанры.

На концерте «Мы слушаем музыку. Музыкальный городок» дети узнают о взаимосвязи между композитором, исполнителем и слушателем.

При проведения музыкального КВН дети соревнуются в своих музыкальных знаниях, полученных на музыкальных занятиях и в предыдущих развлечениях.

Музыкальные ребусы, кроссворды, занимательные игры относятся к играм развивающего характера. Они могут использоваться как на развлечениях и музыкальных занятиях, так и вовремя музыкального досуга. Они концентрируют внимание, активизируют память, являются показателем постоянного интереса дошкольников к музыкальной деятельности. [8.с.5-6].

Разнообразные жанры фольклора: прибаутки, небылицы, скороговорки, игровые и плясовые песни, русские загадки, игры в хоровод – помогает детям подготовится к разучиванию фольклорных сценариев, к тому же эти произведения послужат дополнительным, вспомогательным материалом в работе над театрализованными представлениями и праздниками. [10,с.4-5].

В детском саду много внимания уделяется художественному воспитанию каждого ребенка. Оно осуществляется на занятиях по изобразительному искусству, по развитию речи, на музыкальных занятиях. Развлечения как бы объединяют все виды искусства, дают возможность творчески использовать их, вызывают у детей эмоциональный отклик при восприятии поэтического слова, мелодии, изобразительных и художественных образов. Бывают развлечения и спортивного характера, воспитывающие выдержку, волю, смелость, находчивость и ловкость. Но развлечения, связанные с искусством, в большей мере способствуют эстетическому и художественному воспитанию детей. Такие развлечения могут строится на основе какого – то одного вида искусства (литературные, музыкальные, изобразительные) или соединять в себе два или сразу все виды искусства. Одни развлечения чисто зрелищные, рассчитанные только на восприятие их детьми. Эти развлечения проводятся взрослыми, детям в данном случае отведена пассивная роль. В других, активно – действенных развлечениях дети сами являются исполнителями, активными участниками.

К зрелищным видам развлечений относятся спектакли, театрализованные представления, концерты, показанные артистами, подготовленные работниками детского сада, учениками соседских школ, родителями. Такие зрелища устаиваются либо для детей одной возрастной группы, либо для всех групп детского сада одновременно.

В основе многих представлений, спектаклей лежит сюжет. Образы персонажей спектакля несут определенную идейно – нравственную нагрузку, своими действиями и репликами вызывая у детей ответную реакцию, активное сопереживание героям, желание дать собственную оценку их поступкам. Репертуар театрализованных представлений составляют народные сказки, инсценированные рассказы, стихотворения, песни.

В детских концертах соединяются различные виды (номера) художественной деятельности. Здесь и танцы (сольные, коллективные), и художественное чтение, и пение (сольное или хоровое), и игра на музыкальных инструментах. Дети исполняют то, что знают и умеют. Подготавливая детский концерт как развлечение, воспитатель должен учитывать интересы и исполнительские возможности каждого ребенка. Важно, чтобы все дети были заинтересованы и могли принять активное участие в концерте.

Так же интересен кукольный театр. Среди доступных детям видов кукольного театра – театр игрушек, пальчиковый и перчаточный. Кроме того, дети любят разыгрывать представления в теневом театре, на фланелеграфе, с плоскими и объемными фигурками настольного театра. Уверенное управление персонажами, выразительное произнесение текста и само действие доставляют удовольствие как «артистам», так и зрителям.

К зрелищным видам относятся и такие, которые связаны с использованием технических средств: диапроектора, телевизора и так далее. Просмотры диапозитивов, диафильмов, мультипликационных фильмов, телевизионных передач увлекают детей.

Среди многочисленных детских развлечений определенное место занимают увлекательные игры с элементами соревнования между отдельными детьми или целыми группами. Такие игры обычно организует и проводит воспитатель, но активными участниками их являются дети. Здесь могут быть литературные, музыкальные и художественные викторины и конкурсы, игры подвижные и спокойные, хороводы, ритмичные движения под инструментальную музыку различного характера (маршевую, плясовую, колыбельную), аттракционы.

Игры, забавы непродолжительны по времени, но помогают собрать и переключить внимание детей, внести разрядку в привычную обстановку, создать веселое, приподнятое настроение.

Интересными могут быть также развлечения с красками и карандашами, в процессе которых в занимательной форме происходит знакомство с материалами, помогающими передать окружающий мир в цвете, в многообразии его форм. Этот вид развлечений без «дидактического нажима» позволяет ребенку свободно действовать со знакомыми материалами, воспитывает образное видение, художественное чутье и эстетический вкус. [13,с.160-165].

Еще один вид – драматизации. Это инсценировки сказок, песен и других литературных произведений. Простое действие, конкретные поступки персонажей, лаконичный сюжет, короткие монологи и диалоги действующих лиц позволяют включать в драматизации многих детей, добиваясь от них четкого и выразительного исполнения своих ролей.

Не менее интересны и аттракционы, шутки, загадки, клоунады. Они могут быть использованы воспитателями, музыкальными руководителями в момент проведения любого вида развлечения при условии, если не нарушается общая канва данного развлечения. Аттракционы, шутки, загадки помогают воспитателю, выступающему в роли ведущего, создавать веселую и непринужденную обстановку. [12,с.6-7].

Какими бы небыли развлечения, все они очень интересны детям. Развлечения дарят им улыбки и радость, а улыбки и радость в свою очередь порождают дружбу. А если дети в детском саду дружны между собой, то любое, даже самое простое развлечение будет лучшим.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: