double arrow

Роль музыкального руководителя и воспитателя в подготовке и проведении развлечений.

4

Ответственным за содержание, подготовку и проведение праздника, как и за всю работу по музыкальному воспитанию с детьми, является музыкальный руководитель.

Систематически работая со всем коллективом воспитателей в течении года, он в предпраздничный период объединяет для подготовки воспитателей тех возрастных групп, которые участвуют в данном празднике (младшие, средние, старшие).

Подготовку к празднику, как мы уже говорили, музыкальный руководитель начинает с разработки программы, которая требует вдохновенной творческой мысли, просмотра и анализа музыкального и литературного материала, тщательного отбора подлинно художественных произведений и в заключение общей композиции всего отобранного в стройный художественный сценарий.

При составлении программы музыкальный руководитель согласовывает с каждым воспитателем вопрос о распределении музыкальных заданий в его группе: для каждого ребенка небольших групп, а также для всей группы в целом.

Согласовав все вопросы с воспитателем, музыкальный руководитель окончательно оформляет программу и представляет ее на собрании педагогического коллектива, где программа обсуждается, несколько корректируется и окончательно утверждается.

Роль ведущего поручается воспитателю, обладающему музыкальностью, артистичностью, умеющему держаться на сцене, эмоциональному, находчивому, знающего всех детей по именам.

Музыкальный руководитель составляет календарный план на весь подготовительный период, включающей все виды музыкальных занятий с детьми (фронтальные, небольшими группами, индивидуальные и объединенные). Эти занятия обеспечат спокойную обстановку и эмоционально-положительное состояние детей в ожидании праздников.

Работа музыкального руководителя с ведущим и воспитателями по подготовке праздника заключается в поддержании постоянного контакта, обсуждений деталей программы, уточнение последовательного хода праздника и совместных действий всех его участников.

Все необходимые указания музыкальный руководитель дает ведущему, практически показывает весь музыкальный репертуар и вместе с ними анализирует ситуации, которые могут возникнуть, дает общее направление всему ходу праздника. Все выступления готовятся под руководством музыкального руководителя и согласуются с ведущим (момент выхода, обращения к детям, диалог с ведущим, танец и так далее). Такие моменты не следует импровизировать, чтобы не нарушить художественный замысел сценария и не изменить образ. Поэтому порученные роли тщательно репетируются с музыкальным руководителем, уточняются все нюансы поведения на празднике.

Основное на празднике – выступления детей. Поэтому музыкальный руководитель и ведущий, осуществляя подготовку детей, тщательно просматривают музыкальный и литературный материал, чтобы в случае необходимости оказать детям своевременную помощь (подсказать стихи, поддержать в пении и так далее). Незадолго до праздника ведущий с музыкальным руководителем и воспитателями-помощниками окончательно согласовывает ход праздника, последовательность номеров программы, раздачу подарков – все необходимые организационные моменты.

Накануне праздника в присутствии музыкального руководителя ведущий проверяет готовность участвующих с ним воспитателей, уточняет все, что связано с их взаимной деятельностью.

Слаженная работа коллектива воспитателей, возглавляемая музыкальным руководителем, обеспечивает проведение праздника на высоком художественном и организационном уровне. Только при таких условиях праздник – яркое, запоминающее событие в жизни сада, имеющее большое воспитательное значение. [3,с.202-204].

Также очень важна подготовка детей к выступлению, куда входит рассказывание стихов, показ сценок и, конечно же, пение.

Работа по музыкальному воспитанию ребенка, по обучению его пению – дело ответственное. Чтобы обучить детей сольному, ансамблевому и хоровому народному пению, научить преодолевать трудности в исполнении песенного фольклора, необходима система. В систему такого вокального воспитания входит развитие основных певческих навыков: правильного, естественного дыхания, протяженного, гибкого и подвижного звуковедения; отчетливой, выразительной дикции; единой манеры пения и говора. Музыкальный руководитель должен подходить к такой работе профессионально. [10,с.3].

Организуя музыкальную работу с детьми, музыкальный руководитель должен постоянно осуществлять определенный контроль за динамикой их развития, обнаруживать особые способности каждого воспитанника, иметь исчерпывающую информацию для своевременной педагогической коррекции и определения эффекта применяемых методов, средств и форм музыкальной деятельности. В связи с этим одним из направлений деятельности музыкального руководителя является диагностическое обследование детей.

Для овладения методикой диагностического обследования детей дошкольного возраста можно обратиться к исследованиям К. В. Тарасовой. С

[8,с.6]

Качество детского исполнения во многом зависит от доступности музыкально-литературного репертуара и соответствия его возрастным возможностям дошкольников. Только в этом случае оно будет свободным, естественным, доставит им удовольствие. Поэтому нельзя увлекаться сложным материалом, так как разучивание его отнимет много времени, потребует от детей большой сосредоточенности внимания, а это вызовет напряженность, снизит эстетическую значимость исполнения.

Но доступность не следует понимать так, что песня или стихотворение должны точно соответствовать возможностям детей на данном уровне развития. В таком случае они не могут усовершенствовать свои умения. Праздничный материал может быть отчасти новым, но его разучивание не должно происходить за счет дополнительных занятий, т.е. за счет перегрузки детей. В основном праздничный утренник строится на хорошо знакомом программном материале, который интересно варьируется и по-новому оформляется.

Желательно с каждым ребенком в соответствии с его способностями подготовить выступление, которое доставит ему удовольствие. Это не только участие в массовых играх, танцах, пении, но и индивидуальные выступления в составе небольшой группы детей: поочередное чтение стихотворения, несложная роль в театрализованном представлении, исполнение на металлофоне песенки и так далее. [13,с.170].

Праздник может оставить глубокий след в памяти ребенка только тогда, когда ему понятно его содержание. Отбирая музыкальный и литературный материал, музыкальный руководитель должен продумать, насколько он отвечает имеющимся у детей умениям и навыкам, насколько близок детям по форме и содержанию. Не следует перегружать программу праздника большим количеством выступлений, так как это утомляет детей и тем самым снижает их интерес к представлению и праздничный подъем. Музыкальный руководитель не должен готовить для каждого праздника совершенно новые игры, пляски, песни и упражнения, чтобы возникала перегрузка занятий дополнительным музыкальным материалом, не отодвигалось, а то и совсем исключалось разучивание программного материала. Один и тот же веселый танец или песню можно исполнить и в день осеннего праздника, и в концерте, посвященному выпуску в школу, и на празднике новогодней елки. Конечно, на каждом из этих празднований будет и новый, созвучный его теме материал, но повторять игры, песни и танцы необходимо.[4,с.259].

Итак, развлечения детям необходимы. В зависимости от того, какие эмоции у ребенка будут преобладать, таково и будет его внутреннее самочувствие. Ведь считается, что ощущение счастья влияет на психическое развитие ребенка только положительно. И мы должны постараться, чтобы дети были счастливы, улыбались, смеялись, и тому решение - это развлечения.

Развлечения должны проводится так, чтобы ребенок ждал следующее развлечение, и чтобы он был уверен, что оно пройдет также весело, как и предыдущее.

 

 

Список используемой литературы

1. Аничков мост: вчера, сегодня, завтра: Педагогический альманах. Выпуск 3: «Музыкальные минутки для малышей».СПб.: «Петербургский центр творческой педагогики ʻʻАничков мостʼʼ», 2006.

2. Бердичевская И. О проведении развлечений и их влияние на воспитание детей// Дошкольное воспитание.- 1984.

3. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». –М.: Просвещение, 1983.

4. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста.-М.:2000.

5. Кольцова М. Русский фольклор на музыкальных занятиях и утренниках // Дошкольное воспитание.- 1993.-№5.

6. Карманова Т. В. Коми песни, хороводы на музыкальных занятиях в детском саду. Сыктывкар 1993.

7. Кутузова.И. А. Музыкальные праздники в детском саду: Книга для музыкального руководителя и воспитателя детского сада / И. А. Кутузова, А. А. Кудрявцев.-М.: Просвещение, 2000.

8. Морева Н. А. Музыкальные занятия и развлечения в дошкольном учреждении: Методическое пособие для воспитателя и музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения / Н. А. Морева.-М.: Просвещение, 2004.

9. Михайлова М. А. Детские праздники. Игры, фокусы, забавы. Популярное пособие для родителей и педагогов. /Художники Г. В. Соколов, В. Н. Куров -Ярославль: «Академия развития», 1997.

10. Науменко Г. М. Фольклорный праздник в детском саду и в школе. Песни, игры, загадки, театрализованные представления в авторской записи, нотной расшифровки и редакции. –М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.

11. Праздники в детском саду: Книга для воспитателя и музыкального руководителя детского сада / Л. Н. Виноградова, Т. Ф. Коренева, О. Т. Татаржицкая и другие; Составила С. И. Бекина. –М.: Просвещение, 1990.

12. Развлечения в детском саду. Пособие для воспитателя и музыкального руководителя. М., «Просвещение», 1975.

13. Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей детского сада /Под редакцией Н. А. Ветлугиной. -2-е издание, переработано. М.: Просвещение, 1985.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


4

Сейчас читают про: