Глава III. Рынок как основа торгового оборота

 

Понятие и виды рынков

 

При переходе к рыночной экономике ее главным регулятором становится рынок, который экономически, законами спроса и предложения, определяет развитие производства, цену товара, его качество, потребительские свойства, дает импульс развитию научно-технического прогресса и в то же время гасит ненужное, нерентабельное, неконкурентоспособное производство. Рынок воздействует тем самым на интересы предпринимателей, заставляет их улучшать производство, качество товаров. Рынок существует тогда, когда люди встречаются прямо или через своих посредников, с тем чтобы продать или купить товары и услуги. На свободном рынке процесс обмена, купли-продажи определяет, кому какие товары следует производить, а также что и как покупать. Основными функциями рынка в хозяйственной жизни страны являются: ценообразующая, информационная, регулирующая, санирующая.

Существуют различные определения рынка:

система экономических отношений между продавцами и покупателями;

механизм взаимодействия продавцов и покупателей;

совокупность сделок купли-продажи;

сфера обращения товаров, не имеющих заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории РФ или ее части.

Обобщая данные определения, следует отметить, что товарный рынок состоит из ряда обязательных элементов:

люди (отдельные граждане, группы или организации) со своими потребностями в товаре;

покупательная сила (обычно деньги);

соответствующие возможности (купить);

желание (купить);

наличие продавцов, желающих и имеющих возможность продать.

Из этих составляющих рынка вытекает следующее. Во-первых — важность понимания нужд покупателей, так как это ведет непосредственно к акту покупки. Во-вторых, рынок может расширяться и сокращаться в зависимости от покупательной способности. В-третьих, новые рынки могут быть созданы или существующие расширены путем увеличения возможности купить при помощи более широкого распределения. В-четвертых, рынки могут быть увеличены, стимулируя желание купить посредством продвижения товара и рекламы.

Классификация рынков может быть самая различная. Например, рынки можно классифицировать: по использованию товара (потребительский рынок, рынок предприятия, отраслевой рынок); по поведению покупателя (активный рынок, с особенностями, рынок с низкой степенью затруднительного положения, рынок с высокой степенью затруднительного положения); по физическим свойствам товара (рынок скоропортящихся товаров, рынок товаров длительного пользования); по общественному отношению (рынок предметов роскоши, рынок предметов первой необходимости); по демографическому признаку (рынки по возрасту, полу, размерам семьи, профессии, образованию, социальным классом, по признаку национальности и т. д.); по географическому признаку (региональный и национальный рынки, рынок развитых индустриальных стран); по видам сырья (товарные рынки).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: