Структура товарного рынка

 

В соответствии с Концепцией комплексной программы развития инфраструктуры товарных рынок Российской Федерации на 1998—2000 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. № 936, товарные рынки определяются как система субъектов экономики и их отношения (производителей и потребителей, посредников и организаций, обеспечивающих их отношения), целью которой является создание условий для беспрепятственного обращения товаров конечного потребления и производственно-технического назначения, Структура товарного рынка в данной Концепции представляет собой два крупных блока: 1) непосредственные участники рыночной торговли — продавцы и покупатели; 2) инфраструктура товарного рынка, включающая в себя организации, работающие на участников торгового оборота — продавцов и покупателей. Задача последнего блока состоит в налаживании продвижения товарной массы от продавца к покупателю, взаимосвязей между ними, непрерывного процесса воспроизводства и бесперебойного функционирования всех сфер продвижения товара от изготовителя к потребителю. В инфраструктуру товарного рынка входят, например, специализированные посреднические и оптовые торговые организации, складское, тароупаковочное, транспортное хозяйства, финансово-кредитные учреждения, информационные и рекламные организации и т.д. Взаимодействие вышеупомянутых двух блоков в единой системе товарного рынка объединяется общей целью, заключающейся в беспрепятственном обеспечении обращения товаров.

Наряду с изготовителями продукции и покупателями основу товарного рынка составляют посреднические организации. Они обеспечивают наиболее эффективное продвижение товара от изготовителя к потребителю, что достигается благодаря наличию у оптовых торговцев профессиональных знаний и возможностей для сбыта товаров. С одной стороны, они действуют с большим количеством розничных торговых организаций и других потребителей. С другой — посреднические и оптовые предприятия являются удобными партнерами для крупных продавцов.

Формирование структуры товарного рынка осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, с различными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ по вопросам построения в России системы рыночных экономических отношений.

Для производственных организаций основной целью деятельности сейчас стало не просто изготовление товаров, но успешная их реализация и получение прибыли от продаж. Налаживание сбыта, максимизация дохода от реализации товаров — это новая задача для многих российских предприятий. В советский период почти вся производимая продукция распределялась плановыми органами и проблемы сбыта фактически не существовало. Теперь же каждое предприятие обязано совмещать функции изготовителя и продавца. Многие производители пока не могут успешно справиться с этой задачей. Необходимость налаживания продажи своего товара потребовала изменений во внутреннем построении производственных организаций. Такое реформирование состояло прежде всего в расширении и укреплении изготовителями своих сбытовых служб, в создании коммерческих (торговых), маркетинговых и рекламных отделов, выставочных павильонов и демонстрационных залов.

Производственные организации предусматривают различные решения для осуществления сбыта без участия независимых посредников. Подобная практика называется созданием горизонтальных маркетинговых систем. Так, несколько изготовителей могут объединять свои усилия в совместном освоении определенных участков рынка. Возможно образование несколькими изготовителями дочерней (зависимой) организации, на которую учредители возлагают сбыт своих товаров.

Развивая сбытовую сеть, производственные фирмы нередко идут на создание собственной системы баз и магазинов. В результате они становятся производственно-сбытовыми фирмами. Примеры таких решений все чаще встречаются в различных регионах страны.

Из понимания этих моментов мы можем вывести важный принцип коммерческого права, пригодный для всякого предпринимательства: прежде чем начинать производство товара, надо организовать его сбыт. Сегодня в России проблема продажи производимого товара упирается в необходимость создания работоспособных сетей сбыта.

Одним из аспектов формирования структуры товарного рынка стала специализация этих организаций на соответствующих видах деятельности и закрепление определенных функциональных видов организаций:

Так, среди оптовых торговых и посреднических организаций различают такие, которые: 1) осуществляют сделки с товаром от своего имени и за свой счет; 2) совершают сделки по покупке и последующей перепродаже товаров в качестве представителей, действуя за счет принципала; 3) содействуют продвижению товара, не совершая непосредственно торговых сделок. Внутри каждой из названных групп имеется достаточно значительное число функциональных видов организаций, специализированных на выполнении определенного круга задач.

Наряду с процессами количественного роста и функциональной специализации оптовых торговых и посреднических организаций наблюдаются иные структурные изменения. Так, отмечается стремление крупных торговых фирм иметь собственные промышленные предприятия в целях диверсификации бизнеса, повышения экономической устойчивости и, кроме того, для быстрейшего запуска в производство товаров, на которые непредвиденно повысился спрос.

На Западе оптовики обычно имеют свои базы, мощное складское хозяйство, транспортные терминалы и парки. Имеют они и собственные магазины — от нескольких точек до целых торговых сетей. Такие магазины проводят наряду с торговлей рекламные мероприятия, осуществляют сервисное обслуживание покупателей, обеспечивают анализ колебаний спроса на товар.

В нашей стране развитие оптовых организаций резко отстает от Запада.

Опыт показывает, что требуется организационная и финансовая зависимость периферийных звеньев от головной фирмы. Многочисленные попытки наших предпринимателей наладить сбытовые сети на основе торговых договоров с местными фирмами в регионах заканчивались провалом. Эти фирмы обычно исчезали с полученным товаром и деньгами. Попытки что-либо взыскать с них через арбитражные суды были малоуспешны. На этом деле пострадало немало начинающих бизнесменов.

Поэтому целесообразно создавать сбытовые звенья в качестве филиалов головной организации либо — что несколько сложнее — в виде дочерних фирм. Так, к примеру, строят свои торговые сети западные фирмы, торгующие у нас спортивными товарами и молодежной одеждой.

Для усиления финансовой зависимости можно ограничить права руководителей филиалов по распоряжению денежными средствами на банковском счете, указав в доверенности руководителя филиала, что договор с банком филиал заключает по согласованию с руководством головной фирмы. В договоре можно предусмотреть, что поступающие средства свыше определенной суммы зачисляются не на счет филиала, а перечисляются транзитом на указываемый в договоре счет фирмы. Возможны ограничения в размерах денежных сумм, снимаемых со счета филиала.

Создание сбытовых сетей требует немалых средств и усилий. Приходится на местах подбирать деловых партнеров, подыскивать помещения, оборудовать их. Однако этот метод оправдывает себя на практике, так что идти придется этим путем.

Еще одна важная группа субъектов — потребители товара. Любая организация вынуждена постоянно закупать различные ресурсы, ибо это служит условием жизнедеятельности. Ликвидация существовавшей системы централизованного обеспечения ресурсами потребовала перестройки снабжения буквально в каждой организации. Здесь также требуются структурные изменения. Прежде всего, это укрепление собственных служб снабжения, налаживание устойчивых связей с изготовителями необходимых ресурсов и снабженческими организациями.

Для крупных и средних потребителей выгодно создание дочерних снабженческих фирм, так как такие организации в отличие от собственных отделов снабжения способны оказывать потребителю комплекс услуг. Как показала практика, целесообразно создавать снабженческие фирмы, обслуживающие сразу нескольких производителей. В этом случае расширяются возможности маневра ресурсами путем взаимного обмена или займа из имеющихся излишков. Кроме того, в перечень товаров, которые приходится предлагать для встречных продаж или мены, включается ассортимент товаров, изготавливаемых не одной, а всеми фирмами-учредителями.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: