Словарь основных терминов

 

Агент – оптовый торговец, представляющий покупателя или продавца на относительно постоянной основе, выполняющий небольшое количество функций и не принимающий на себя права собственности на товар.

Анализ SWOT – анализ сильных и слабых сторон фирмы, оценка её возможностей и потенциальных угроз.

Аналоговая модель прогноза спроса – метод прогнозирования, при котором в качестве прогнозного ориентира рассматриваются благоприятные показатели рыночной ситуации в каком-либо регионе или стране.

Ассортимент товаров – совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по определенному признаку.

Брокеры – члены биржи, которые заключают контракты на продажу и покупку товаров по заказам клиентов и получают за свою работу комиссионное вознаграждение.

Валюта цены – денежная единица, в которой выражена цена товара во внешнеторговом контракте; называется также валютой сделки (контракта).

Вертикальная интеграция в нефтегазовом секторе – под вертикальной интеграцией в нефтяном деле понимают объединение на финансово-экономической основе различных технологически взаимосвязанных производств, относящихся к различным стадиям следующего технологического процесса: разведка и добыча нефти – транспортировка – переработка нефти – нефтехимия – сбыт нефтепродуктов, нефтехимикатов.

Входные барьеры – факторы, препятствующие проникновению в отрасль (рынок) новых конкурентов.

Деловая активность - рыночное явление, характеризуемое числом и размером сделок, их динамикой, состоянием и заполнением портфеля заказов.

Дефект - невыполнение заданного или ожидаемого требования, касающегося объекта.

Дилеры – члены биржи, осуществляющие биржевое или торговое посредничество за свой счет и от своего имени. Они обладают местом на бирже, производят котировку; их доходы образуются за счет разницы между покупной и продажной ценой биржевого товара, а также за счет изменения курсов ценных бумаг и валют.

Емкость рынка (потенциал рынка потребительский) – количество товаров, которое при определенных условиях может поглотить рынок.

Знак соответствия – защищенный в установленном порядке знак, применяемый или выданный в соответствии с правилами системы сертификации, указывающий, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что данная продукция, процесс или услуга соответствуют конкретному стандарту или другому нормативному документу.

Идентификация – признание соответствия, тождественности, отождествление объектов, опознание (установление подобия двух предметов, понятий) на основании определенных признаков, являющихся отличительными для данного объекта.

Имитационная модель спроса (прогнозная) – замена реальных данных построениями, созданными на ЭВМ по специальной программе с учетом закономерностей рынка.

Инфляция – обесценение денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, не обусловленные повышением их качества.

Канал распределения – совокупность фирм или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать кому-то другому право собственности на товар или услугу на их пути от производителя к потребителю.

Качество товара – совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенным потребностям в соответствии с ее назначением.

Клерки – служащие, выполняющие различные обязанности в торговом зале биржи.

Конкурентоспособность товара – совокупность потребительских свойств товара, определяющих его возможность быть проданным с прибылью на конкурентном рынке.

Конкурентоспособность фирмы – набор характеристик, совокупность которых позволяет фирме вести успешную конкурентную борьбу на рынке.

Комиссионер – одна из сторон в договоре торговой комиссии. По поручению другой стороны (комитента) комиссионер за комиссионное вознаграждение обязуется для комитента и за его счет совершить одну или несколько сделок от своего имени.

Компаративный индекс – показатель пропорциональности развития конъюнктурного явления, исчисляется как соотношение двух индексов сопоставляемых явлений или процессов.

Комплексная экспертиза – экспертиза потребительских свойств товаров, которая проводится для всестороннего изучения и оценки качества групп однотипных товаров, выпускаемых серийно для массового потребления.

Контроль качества продукции – проверка соответствия качества установленным требованиям.

Коэффициент дефектности – средневзвешенное количество дефектов, приходящихся на единицу продукции.

Критерий управления качеством товаров – разработка оптимальных требований к качеству продукции, позволяющей полней удовлетворять потребности при наилучшем использовании трудовых, материальных и денежных ресурсов.

Маклеры (джобберы) – биржевые посредники, которые покупают только для себя и за свой счет в отличие от брокеров, заключающих сделки и для клиентов за их счет.

Материально-техническое обеспечение – обеспечение материально-техническими ресурсами процесса производства – от момента возникновения потребности в ресурсах до их использования при изготовлении продукции.

Миссия – основная общая цель организации, четко выраженная причина её существования, её предназначение.

Модель спроса – уравнение регрессии, выражающее закономерности спроса в статике или динамике.

Надежность – собирательный термин, используемый для описания характеристик готовности и влияющих на нее факторов: безотказности, ремонтопригодности и обеспечения технического обслуживания и ремонта.

Обеспечение качества – все планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности в рамках системы качества, а также подтверждаемые (если это требуется), необходимые для создания достаточной уверенности в том, что объект будет выполнять требования к качеству.

Операторы (помощники маклера) – биржевые работники, фиксирующие заключение сделок в своем кругу.

Оптовая торговля – любая деятельность по продаже товаров и услуг с тем, кто приобретает их с целью перепродажи или профессионального использования.

Организационная структура управления – это состав, взаимосвязи и соподчиненность совокупности организационных единиц (подразделений) аппарата управления, выполняющих различные функции, чтобы обеспечить эффективное достижение целей фирмы.

Отправная цена – наибольшая цена, по которой покупатель согласен приобрести конкретный товар, или минимальная цена, по которой продавец предлагает свой товар для реализации на аукционе.

Паритетная цена – цена на продукты сельского хозяйства, позволяющая их производителю за неизменный объем продукции иметь денежный доход, достаточный для приобретения «потребительской корзины» – стабильного набора потребительских благ и услуг.

Перекрестная эластичность цен – процентное изменение цены одного из взаимозависимых товаров вследствие изменения цены другого (базового) товара на один процент.

Переоценка – изменение стоимости товаров, основных средств, имущества в связи с материальным и моральным износом, инфляцией, изменениями цен.

Показатели качества продукции – показатели, количественно характеризующие пригодность продукции удовлетворять те или иные потребности общества (могут быть единичными и комплексными).

Покупательная способность денег –способность денежной единицы обмениваться на определенное количество товаров и услуг, выражает наполненность денежной единицы в обороте массой товаров и услуг при данном уровне цен и тарифов.

Покупательский спрос – важнейшая категория рынка, представляет собой потребность, обеспеченную деньгами и предъявленную на рынке.

Политика в области качества – основные направления и цели организации в области качества.

Портфельная стратегия – стратегия комплектования важнейших зон хозяйствования, назначение которой – эффективное балансирование направлений деятельности фирмы, связанных с получением доходов, выпуском на рынок новых товаров, уходом с рынка, поддержанием имеющегося уровня продаж.

Потенциал рынка - прогнозная (расчетная) совокупность производственных и потребительских сил, обусловливающих предложение и спрос.

Предложение товаров - объем товаров, предназначенных на продажу и предлагаемых покупателям на рынке в течение какого-то времени по определенной рыночной цене.

Производственным ассортиментом называют номенклатуру товаров, выпускаемых промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, а также другими изготовителями.

Расчет цены – 1) процесс ценообразования, в котором учитывают производственные и другие издержки; 2) документ, в котором произведена калькуляция цены.

Розничная торговля – любая деятельность по продаже товаров услуг конечным потребителям для их личного некоммерческого использования.

Рынок товаров (продуктов и услуг) – система отношений купли-продажи между экономически свободными продавцами и покупателями, сфера товарно-денежных отношений, механизм взаимного поиска покупателем продавца, продавцом – покупателя.

Сбыт товаров – все действия, направленные на планомерную организацию рынка сбыта, включая продажу товаров покупателю, доставку его потребителю и послепродажное обслуживание.

Сезонные цены – изменяющиеся в зависимости от времени года (на сельскохозяйственную продукцию, одежду, обувь и т.д.), сезонные колебания цен.

Сервис промышленного предприятия – это стратегический инструмент управления отношениями с потребителями, интегрированный в физический продукт в виде комплекса услуг, связанных с проектированием, производством, сбытом и многочисленными способами его эффективного использования, гибко приспосабливающийся к окружающим изменениям.

Система управления – множество закономерно связанных друг с другом элементов управления, объединенных в механизм, дающий возможность достигать поставленных целей, принимать скоординированные и эффективные решения.

Скользящая цена – устанавливаемая на продукцию с длительным циклом изготовления, в течение которого могут существенно измениться затраты на производство.

Средняя цена – обобщающий показатель уровня цен, исчисляется во времени и пространстве, а также по однородным группам товаров.

Стабильность цен – положение, когда темпы инфляции минимальны и не воздействуют на процесс принятия экономических решений.

Стратегическая зона хозяйствования – отдельный сегмент внешней среды, на который имеет (или желает иметь) выход фирма со своим продуктом (услугой).

Стратегия – обобщающая модель действий, необходимых для поставленных долгосрочных целей путем координации и распределения ресурсов организации.

Структура цен – удельный вес отдельных ценообразующих элементов в продажной (оптовой или розничной) цене.

Тенденции рынка – основное направление развития параметров рынка за какой-то период времени, вектор и скорость развития – проявление динамических закономерностей рынка.

Товародвижение – деятельность по планированию, претворению в жизнь и контролю за физическим перемещением материалов и готовых изделий от мест их происхождения к местам пользования с целью удовлетворения нужд потребителей и с выгодой для себя.

Торговый дом – 1) посредник между производителями и потребителями; 2) элемент торгово-посреднической инфраструктуры рынка; 3) внешнеэкономическая организация, совершающая экспортно-импортные операции с товарами и услугами. В нефтяных компаниях организуют процессы обеспечения МТР и сбыт товаров.

Трейдеры (биржевые спекулянты) – члены биржи, торгующие для себя.

Трендовая модель спроса – аналитическое уравнение, представляющее спрос функцией времени, позволяет оценить скорость и вектор развития.

Управление качеством продукции – установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества продукции при ее разработке, производстве и эксплуатации или потреблении, осуществляемое путем планирования качества и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на качество продукции.

Уровень качества продукции – относительная величина, характеризующая качество продукции; основана на сравнении совокупности показателей качества продукции с соответствующей совокупностью базовых показателей.

Уровень цен – средневзвешенная цена на готовые товары и услуги в конкретный момент времени, по определенной территории, по совокупности предприятий (субрынков), по набору товаров или товарных видов с близкими потребительскими качествами, по социальным группам потребителей и т.д.

Установление теневых цен – фиксирование реальной цены сделки на уровне более низком, чем определено в прейскуранте.

Устойчивость развития рынка – степень отклонения фактических параметров динамики рыночных процессов от основной тенденции развития (тренда), оценивается с помощью коэффициента аппроксимации.

Устойчивость цен – показатель их подвижности в биржевой практике.

Фиксация цен – сохранение цен на товары, услуги, ценные бумаги на определенном стабильном уровне.

Цель – желаемое состояние объекта управления, результата определенных действий, выраженных качественно и количественно, имеющего срок достижения, субъекта исполнения и ограничения по ресурсам.

Цена базисная – 1) цена товара стандартного качества, на основе которой определяется цена товара более высокого или более низкого качества; 2) база, точка отсчета при определении индекса цен в международной торговле, в том числе и по отдельным группам товаров; 3) цена товара с фиксированными параметрами качества, устанавливаемая в момент заключения опционной сделки.

Цена валовая – цена, в которую входят затраты на пере­возки, страхование и другие расходы.

Цена оптовая – цена товара, продаваемого крупными партиями. Обычно оптовые цены ниже розничных благодаря экономии на торговых издержках.

Цена прейскурантная – цена на продукцию, товары, услуги, зафиксированная в прейскуранте.

Цена розничная – цена на товар, продаваемый в личное потребление в малых, единичных количествах; цена товара в розничной торговле.

Цена трансфертная – внутрифирменная цена, применяемая в сделках, расчетах между отдельными подразделениями, филиалами корпораций; как правило, конфиденциальна.

Цена франко – цена товара, определенная с учетом возмещения транспортных расходов по доставке товара до пункта, указанного после слова "франко", например, цена франко-вагон, цена франко-склад получателя и т.д.

Ценовая дискриминация – действия продавца на рынке, когда он устанавливает разные цены на одинаковый товар. При этом необходимо наличие у продавца возможности разграничения покупателей по характеру их спроса на конкретный товар. Это позволяет запрашивать у покупателей с высокой эластичностью большую цену.

Ценовая эластичность – эластичность спроса или предложения по отношению к цене; реакция изменения спроса (предложения) на изменение цены. Отмечают эластичность дуговую, измеряемую как среднюю на дуге кривой спроса и предложения, и точечную, измеряемую в точке кривой.

Ценовое лидерство – ситуация на рынке, при которой фирма активно влияет на цену или даже устанавливает ее.

Ценовой маркетинг – одна из форм реализации общей стратегии маркетинга, когда происходит управление ценой продукции в интересах обеспечения сбыта.

Цикличность рынка – постоянные краткосрочные и долгосрочные колебания рынка, связанные с глубинными экономическими и социальными процессами.

Шкала цен – их классификация по товарам и услугам в зависимости от качества, модификации, исполнения и т.д.

Экстраполяция спроса – распространение сложившихся темпов развития за предыдущий период на будущее.

Эластичность спроса и предложения – реакция рынка на увеличение факторного признака (цены, дохода и прочих факторов).

Эмиссионная цена – цена, по которой ценные бумаги реализуются непосредственно после их выпуска. Обычно равняется нарицательной стоимости или превышает ее на сумму эмиссионной премии.


ЛИТЕРАТУРА

 

1. Абрамов В.А. Сертификация продукции и услуг: Практическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во «Ось-89», 2001.

2. Абчук В.А. Коммерция: Учебник. – СПб.: Михайлова В.А., 2000.

3. Аванесов Ю.А., Клочко А.И., Васькин Е.В. Основы коммерции на рынке товаров и услуг. – М., 1995.

4. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. – М.: Финансы и статистика, 1997.

5. Андронова И.В., Нанивская В.Г. Управление качеством продукции: ситуационный практикум: Учебное пособие. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2000.

6. Аристархова М.К., Гизатуллин Т.Х., Гизатуллин Х.Н. Управление коммерческой деятельностью предприятия. – Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2000.

7. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 1999.

8. Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2000.

9. Белявский И.К., Кулагина Г.Д. и др. Статистика рынка товаров и услуг. – М.: Финансы и статистика, 1995.

10. Бусыгин А.В. Предпринимательство. – М.: ИНФРА-М, 1997.

11. Васильев Г.А., Осипова Л.В. Коммерческая деятельность промышленной фирмы. – М.: Экономическое образование, 1995.

12. Виноградова С.Н. Коммерческая деятельность. – Минск: Высшая школа, 1998.

13. Виханский О.С. и др. Менеджмент. – М.: Гардарика, 1999.

14. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. – М.: Издательский дом «Дашков и К», 2000.

15. Гаврилов Д.А. Управление производством на базе стандарта MRPII. – СПб.: «Питер», 2002.

16. Голикова С. В. Организация оптовой торговли на рынке России. - СПб, 1993.

17. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2001.

18. Дуброва Т. Статистические методы прогнозирования: Учебно-практическое пособие / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. – М.: МЭСИ, 2000.

19. Егоров В.В., Парсаданов Г.А. Прогнозирование национальной экономики: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001.

20. Егоров В.Ф. Организация торговли: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2004.

21. Канаян Кара и Рубен. Мерчандайзинг. – М.: Рип-Холдинг, 2004.

22. Коммерческая деятельность производственных предприятий: Учебник / Под ред. д.э.н. проф. О.А. Новикова, д.э.н. проф. В.В. Щербакова. – СПб.: СП6 ГУЭФ,1999.

23. Коммерческо-посредническая деятельность на товарном рынке/ Под.ред. А.В. Зырянова. – Екатеринбург: Солярис, 1995.

24. Костоглодов Д.Д., Харисова Л.М. Распределительная логистика. - Ростов-на-Дону: Экспертное бюро, 1997.

25. Круглов М.И. Стратегическое управление компанией. Учебник для вузов. – М.: Русская деловая литература, 1998.

26. Левшин Ф.М. Внешнеторговые цены. – М.: Внешторгиздат, 1990.

27. Лубочнов В. Маркетинговая логистика // Риск. - №4-5. – 1996. – С.50-55.

28. Нанивская В.Г., Андронова И.В. Теория экономического прогнозирования: Учебное пособие. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2000.

29. Новиков Д.Т. и др. Логистика и маркетинг в экономике России переходного периода // Маркетинг в России и за рубежом. - №3. – 1998.

30. Новиков О.А., Уваров С.А. Коммерческая логистика: Учебное пособие. - СПб: СПбГУЭиФ, 1998.

31. Окрепилов В.В. Управление качеством: Учебник для вузов / 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1998.

32. Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности. - М.: ЮНИТИ, 1999.

33. Осипова Н.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности: Практикум. - М.: ЮНИТИ, 1997.

34. Основы логистики: Учебное пособие / Под ред. Л.Б. Миротина, В.И. Сергеева. - М.: ИНФРА-М, 2000.

35. Оформление торговых операций. - М.: Приор, 1996.

36. Панкратов Ф.Г. Практикум по коммерческой деятельности: Учеб­ное пособие. - М.: Маркетинг, 1999.

37. Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность. - М.: ИВЦ Маркетинг, 2000.

38. Пленкина В.В., Андронова И.В., Дебердиева Е.М. и др. Организация и управление коммерческой деятельностью промышленного предприятия: Учебное пособие. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2003. – 198 с.

39. Предпринимательство: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Г.Б. Полякова, проф. В.А. Вандара. - М.: ЮНИТИ, 2000.

40. Сергеев В.И. Логистика в бизнесе: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2001.

41. Синецкий Б.И. Основы коммерческой деятельности: Учебник. – М.: ЮРИСТЪ,1998.

42. Статистика рынка товаров и услуг: Учебник/Под ред. И.К. Беляевского. – М.: Финансы и статистика, 1995.

43. Степанов Е.А., Корнеев И.К. Информационная безопасность и защита информации. Учебное пособие. — М.: ЮНИТИ, 2000.

44. Управление качеством: Учебник для вузов/Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.

45. Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения: Учебное пособие. – М.: ЗАО Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997.

46. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник для студентов вузов, обучающихся по спец. и направлению «Менеджмент». – 3-е изд. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999.

47. Хоскинг А. Курс предпринимательства: Практическое пособие: Пер. с англ. - М., 1993.

48. Цены и ценообразование/Под ред. В.Е. Есипова. – СПб.: Издательство «Питер», 1999.

49. Цены и ценообразование в системе маркетинга. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1998.

50. Чубаков Г.Н. Стратегия ценообразования в маркетинговой политике предприятия. – М.: ИНФРА-М, 1995.

51. Шуляк П.Н. Ценообразование: Учебно-практическое пособие. – М.: Издательский Дом «Дашков и Ко», 1999.

52. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. проф. О.И. Волкова. – М.: ИНФРА-М, 1997.

53. Экономическая стратегия фирмы: Учебное пособие / Под ред. проф. А.П. Градова. – СПб., 1999.

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ………………………………………………………………...  
1. Сущность, содержание и структура коммерческой деятельности …...  
2. Организационно-правовые формы деятельности коммерческих организаций …………………………………………………………………...  
3. Особенности организации управления коммерческой деятельностью промышленного предприятия …………………………………………….  
4. Организация материально-технического обеспечения и сбыта продукции производственного предприятия ………………………………...  
5. Организация оптовой торговли ………………………………………...  
6. Организация розничной торговли ……………………………………...  
7. Организация коммерческой деятельности в инфраструктуре рынка..  
Словарь основных терминов …………………………………………..  
Литература ………………………………………………………………  

 


 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: