Это мощность, необходимая для выполнения подъёма на данном угле атаки.
N
=
+
(л.с)
Таким образом, N
зависит от тех же факторов, что и NГ.П., но только на подъеме ее требуется больше на величину
N. Подъем осуществляется за счет избытка мощности, чем >
N тем быстрее подъем.
Вертикальная скорость подъема.
Это высота набираемая самолетом за 1 сек.

Зависит: 1. ΔN >∙ V y под >;
2. при
min и Vmax ΔN =0 Vу под = 0;
3. увелич.
до
нв ΔN > V у под >;
4. при
нв ΔN max V у подmax;
Як-18т при
нв = 5° Vнв = 187км/ч;
Vу под max = 6,4
на Nвзл. } при G = 1650 кг
V у подmax = 5,9
на Nном I } Шасси и щиток убраны
после
нв ΔN < V у под <;
5. G > V у под <
6. Nдв > ΔN > V у под >
7. при обледенении
выпущено шасси ΔN < V у под <
выпущен щиток
8. tнв >
< ΔN < V у под <
9. H >
< ΔN < V у под <
10. Встречный и попутный ветер на V у подне влияет;
Восходящие потоки V у под– увеличивают;
Нисходящие потоки V у под– уменьшают.
Потолки самолета
Практический потолок самолета – высота, на которой V у под= 0,5
.
Як-18т Нтп = 5520 м.
Теоретический потолок самолета – высота, на которой V у под= 0и ΔN = 0.
Як-18т Нтп = 6000 м.
Практически подняться на Нтеор. самолет не может, т.к. для этого потребуется бесконечное время. Однако полет на Нтеор. возможен, это только прямолинейный, горизонтальный полет и только на Vэк по прибору.
График зависимости V у под от высоты.

Время подъема.
Время подъема с подъемом на высоту резко увеличивается, т.к. уменьшается V у под.
Приблизительно tпод =
(сек).
График зависимости времени от высоты называется барограммой.

Для набора Н потолка за минимальное (tmin) необходимо:
– после вылета убрать шасси.
установить Nном – II режим двигателя (n = 70%)
– до высоты 1500 м набор производить на V = 180 
с высоты 1500 до 2500 м
V=170 
с высоты 2500 до 3500 м
V=160 
с высоты 3500 до 4500 м
V=150 
с высоты 4500 до 5520 м
V=140 
При таких условиях потолок (Нпр) набирается за 45мин. С подъемом на высоту скорость уменьшается до Vэк потому, что ΔN max по мере подъема смещается от
нв к
эк.
Практически, чтоб не было перегрева двигателя при полете в зону, набор выполняется
до Н = 3000 м на Nном – II (n = 70%)
при tнв до +20°С Vпр = 170 
при tнв до > +20°С Vпр = 180 
C высоты 3000м можно использовать Nном – I (n= 82%) и Vпр = 160 
Нmax допустимая – 4000м (нет кислородного оборудования.).