Тема: Звуки Ж-Ш.
Цели:
1.Правильное произношение и различение звуков Ж-Ш.
2.Закрепление знаний о животных, их детенышах, о частях тела.
3.Образование родственных слов (от названий животных).
4.Усвоение детьми притяжательных прилагательных, их согласование с
существительными в роде, числе слов, словосочетаний.
5.Рассказ В.Бианки «Купание медвежат»- обучение составлению плана и
пересказа по плану.
6.Закрепление правописания сомнительных согласных.
7.Закрепить умение детей делить слова на слоги.
8.Активизация мыслительной деятельности детей на материале загадок.
9.Развитие у детей зрительного, слухового внимания, памяти,
наблюдательности.
10.Пробуждение у детей добрых, светлых чувств и заботливого
отношения к природе.
Оборудование:
1.Фланелеграф.
2.Предметные картинки на Ж, Ш (жук, подснежник, ландыш, волнушка, сыроежка, еж, дождь, желудь, уж, ежата, жаба, лягушка, мышь, кукушка, камыш, ерш, ромашка, мышата, медвежонок).
3.Предметные картинки с изображением частей тела диких животных.
|
|
4.Текс рассказа В.Бианки «Купание медвежат».
5.Разрезные азбуки.
6.Игрушка «Лесовичок».
7.Сюжетная картина И.Шишкина «Утор в сосновом бору.»
Речевой материал:
Слова, словосочетания, предложения, рассказ.
1.Огрмомент-отгадывание по характеристике, произнесение, сопоставление звуков Ш-Ж. Игра» Прогулка в лес».
2.Дифференциация Ш-Ж.
а) уточнение артикуляции и произнесения звуков Ш-Ж.
б) различение в слогах, игра «Мыши жуки».
в)в словах, игры:«Загадки Старичка-Лесовичка»,»Найди место своей картинки».
Д)проговаривание скогороворок на Ш-Ж.
3.Преобразование слогов, слов: игра «Наоборот».
4.Упражнения с разрезной азбукой—преобразование слогов, слов.
5.Печатание предложений, составление схем.
6.Физкультминутка.
7.Чтение рассказа В.Бианки «Купание медвежат», работа с текстом.
8.Лексические и грамматические упражнения по рассказу.
9.Итог занятия.
Ход занятия.
Оргмомент.
Игра «Прогулка в лес».
Лог.: Ребята, сегодня к нам в гости пришел Старичок-Лесовичок. Он приглашает нас на прогулку в лес.(показ игрушки).
Лог.(Старичок-Лесовичок):
-Представьте, дети, что мы сейчас в лесу. Покажите, какие там большие деревья.
(Дети поднимают руки.)
-В лесу тихо. Но вот налетел легкий ветерок и закачал верхушки деревьев.
Зашелестели листья -ш-ш-ш.
-Как зашелестели листья?
(Дети быстро-быстро шеелят пальчиками, говоря звук ш-ш-ш).
- Подул холодный ветер- ш-ш-ш (громче и продолжительно),закачались сосны.
(Дети покачиваются и машут руками, говоря ш-ш-ш)
-Ветер затих- не шевелятся ни листочки, ни ветки.
(Дети расслабляются).
|
|
-В лесу стало тихо. Слышно как жужжат жуки- ж-ж-ж. Как жужжат жуки?
(Дети: ж-ж-ж).
-Как жужжат большие жуки? А как жужжат маленькие жучки?
(Дети: большие громче и длиннее ж—ж—ж, а маленькие тише и коротко-
ж-ж-ж)
-Давайте отдохнем.
-(Дети садятся.)
Сообщение темы занятия.
Уточнение артикуляции и произнесения звуков Ш и Ж.
Лог.: Кто помнит, как шелестели листья?
Д. ш-ш-ш.
Л.ог.: Как жужжали жуки?
Д. ж-ж-ж.
Лог.:Сегодня мы будем повторять звуки (ж) и (ш).
Чем отличаются звуки ж и ш при их произнесении?
Д.При звуке ж голос «поет», а при звуке ш « спит».
Лог.: Приложите руку тыльной стороной к горлу, произнесите звук ж, голосовые связки вибрируют. Произнесите звук ш –голосовые связки молчат.
Давайте вспомним как мы произносим звук ш (губы округлены и слегка выдвинуты вперед; зубы сближены; широкий кончик языка приподнят к небу и образует с ним щель; посередине языка идет воздушная струя, воздух идет через рот, голос не звучит).А как мы произносим звук ж?(губы округлены и слегка выдвинуты вперед; зубы сближены; широкий кончик языка приподнят
к небу и образует щель; посередине идет теплая воздушная струя; воздух идет через рот; голосовые связки сомкнуты и вибрируют, образуя голос).