Открытое Акционерное Общество
«Российские железные дороги»
________________________________
Малая Октябрьская железная дорога
ТЕПЛОВОЗ ТУ10
Техническое описание
И инструкция по эксплуатации
Санкт-Петербург
Содержание
1. Введение ……………………………………………………………............................ | |||||
2. Назначение и краткое описание тепловоза ……………………………………….. | |||||
3. Технические данные тепловоза ……………………………………………………. | |||||
4. Техническая характеристика основных агрегатов и узлов тепловоза:…………… | |||||
4.1. | Двигатель …………………………………………………………………… | ||||
4.2. | Передача гидромеханическая……………………………………………… | ||||
4.3. | Реверс-редуктор ………………………………………………..................... | ||||
4.4. | Редуктор ………………………………………………………..................... | ||||
4.5. | Тележка …………………………………………………………………….. | ||||
4.6. | Компрессор ………………………………………………………………… | ||||
4.7. | Радиатор ……………………………………………………….................... | ||||
4.8. | Охладитель наддувочного воздуха ………………………………………. | ||||
4.9. | Тормозное оборудование …………………………………………………. | ||||
4.10. | Электрическое оборудование ………………………………….................. | ||||
5. Кузов, рама, экипажная часть тепловоза: …………………………………………. | |||||
5.1. | Кузов тепловоза ……………………………………………….................... | ||||
5.2. | Кабина машиниста ………………………………………………………… | ||||
5.3. | Рама тепловоза ………………………………………………….................. | ||||
5.4. | Тележка ………………………………………………………….................. | ||||
5.5. | Рама …………………………………………………………….................... | ||||
5.6. | Колесная пара с осевым редуктором …………………………………….. | ||||
5.7. | Букса ……………………………………………………………………….. | ||||
5.8. | Валы карданные ………………………………………………................... | ||||
5.9. | Тяга реактивная ……………………………………………….................... | ||||
5.10. | Рессорное подвешивание ………………………………………………… | ||||
6. Устройство и работа основных узлов и агрегатов тепловоза: …………………. | |||||
6.1. | Силовая установка: ………………………………………………………. | ||||
6.1.1. Двигатель …………………………………. …………………………… | |||||
6.1.2. Охладитель наддувочного воздуха.…………........................................ | |||||
6.1.3. Передача гидромеханическая …………………………………………. | |||||
6.1.4. Реверс-редуктор …………………………………………....................... | |||||
6.1.5. Редуктор ………………………………………………………………… | |||||
6.1.6. Механизм переключения реверса …………………………………….. | |||||
6.1.7.Воздухоподающая и газовыпускная системы ………………………… | |||||
7. Топливная система …………………………………………………………………. | |||||
8. Система смазки двигателя и компрессоров ………………………………………. | |||||
9. Система охлаждения двигателя, ГМП и компрессоров ………………………….. | |||||
10. Рычажная передача тормоза ……………………………………………………… | |||||
11. Пневматическая система тормоза: ………………………………………………… | |||||
11.1. | Установка и привод компрессоров …………………………………........ | ||||
11.2. | Воздухораспределитель, усл. № 292М ……............................................... | ||||
11.3. | Кран вспомогательного тормоза, усл. № 254……………………............. | ||||
11.4. | Кран машиниста, усл. № 394 М-01 …………………………………........ | ||||
12. Тормоз ручной ……………………………………………………………………... | |||||
13. Система автоматики ………………………………………………………………. | |||||
14. Песочная система ………………………………………………………………….. | |||||
15. Кондиционирование кабины ……………………………………………………… | |||||
15.1. | Установка компрессора кондиционера …………………………………. | ||||
16. Стеклоочистители …………………………………………………………………. | |||||
17. Система пожарной безопасности ……………………………................................ | |||||
18. Электрическое оборудование: …………………………………………………….. | |||||
18.1 | . Электрическая схема тепловоза ………………………………………….. | ||||
18.2. | Аккумуляторные батареи ……………………………………...................... | ||||
18.3. | Генератор 7762,01-03(76А) …………………………………….................... | ||||
18.4. | Стартер ………………………………………………………………………. | ||||
18.5. | Электропневматический вентиль ВВ-32…………………………………… | ||||
19. Запуск и остановка дизеля ………………………………….................................... | |||||
19.1. | Осмотр агрегатов тепловоза перед запуском …………………….. ……… | ||||
19.2. | Запуск дизеля ……………………………………………………………….. | ||||
19.3. | Изменение частоты вращения коленчатого вала двигателя ……………… | ||||
19.4. | Остановка дизеля ……………………………………………………………. | ||||
20. Приведение тепловоза в движение ……………………………………………….. | |||||
20.1. | Управление в движении…………………………………………………….. | ||||
20.2. | Торможение, остановка, стоянка …………………………………………... | ||||
20.3. | Заслонка аварийного останова двигателя …………………………………. | ||||
20.4. | Буксировка ………………………………………………............................... | ||||
21. Смена кабины управления. ………………………………………………………… | |||||
Введение
Данный материал предназначен для обучения юных железнодорожников четвёртого и пятого года обучения и дает представление об устройстве тепловоза ТУ10 и его узлов.
В учебном пособии дается краткое описание устройства тепловоза и его составных частей, излагаются правила эксплуатации и обслуживания локомотива.
Соблюдение правил эксплуатации тепловоза, изложенных в учебном пособии строго обязательно.
Назначение и краткое описание
Тепловоз ТУ10 построен Камбарским машиностроительным заводом в 2010 году (рис.1, 2) по заказу ОАО РЖД и предназначен для пассажирских перевозок на детских железных дорогах узкой колеи 750 мм и представляет собой двухкабинный четырёхосный локомотив с кузовом вагонного типа. Локомотив был спроектирован специально для детских железных дорог. Самый первый локомотив с бортовым номером 001 был доставлен в Санкт-Петербург на Малую Октябрьскую детскую железную дорогу. В конструкции локомотива широко применены современные микропроцессорные технологии, системы безопасности, радиосвязь – всё по последнему слову техники. Внешний вид кузова соответствует современным направлениям дизайна.
Рис. 1. Внешний вид тепловоза ТУ10
Силовая установка и экипажная часть унифицирована с тепловозами серии ТУ7А.
Установлен быстроходный шестицилиндровый дизельный двигатель с турбонаддувом и промежуточным охладителем наддувочного воздуха ЯМЗ-6563.10 с V-образным расположением цилиндров мощностью 230 л. с. Применена двухпоточная автоматическая гидромеханическая коробка перемены передач Voith D 864.3Е (DIWA.3Е), которая по лицензии австрийской фирмы выпускается в городе Казань.
Контролируют технические параметры и управляют коробкой передач и дизельным двигателем, бортовые компьютеры. Дизель соответствует нормам EURO-3.
Вес у локомотива 20 тонн, но сила тяги достаточно велика, даже в сравнении с более тяжёлыми тепловозами ТУ2, вес которых составляет 32 тонны. Такая сила тяги достигнута за счёт группового привода всех колёсных пар. Максимальная скорость тепловоза – 50 км/час.
Рис. 2. Продольный разрез тепловоза
1 - пульт управления; 2 - сиденье машиниста; 3 - кабина; 4 - тамбур; 5 - антенна радиостанции: 6 - воздухозаборник; 7 - радиатор и охладитель наддувочного воздуха; 8 - конденсатор кондиционера; 9 - газовыпускная система; 10 - воздухоподающая система; 11 - сигнал малой громкости; 12 - машинное отделение; 13 - механизм переключения реверса; 14 - антенна системы "КЛУБ"; 15 - тифон; 16 - испаритель кондиционера; 17 - огнетушитель; 18 - сцепное устройство; 19 - рычажная передача тележки; 20 - тележка; 21 – опора рамы; 22 - главная рама; 23 - карданные валы; 24 - реверс-редуктор; 25 - гидромеханическая передача; 26 - редуктор; 27 - аккумуляторы; 28 - двигатель; 29 - компрессоры пневматической системы, компрессор кондиционера, генератор; 30 - топливный бак; 31 - ручной тормоз; 32 - пятник тележки; 33 - тормозной цилиндр; 34 - колесная пара с осевым редуктором; 35 - букса; 36 -песочница; 37 – боковой спойлер; 38 – передний спойлер; 39 - буферные фонари; 40 - прожектор. (Кран машиниста, вспомогательный тормоз, пневматическая система тормоза, система автоматики, главный резервуар условно не показаны).
Входные двери на локомотиве оборудованы двойными рукоятками, для удобства открывания дверей с земли, а также индивидуальными замками. Кузов опирается на две двухосные тележки с индивидуальным рессорным подвешиванием. К главной раме кузов крепится десятью опорами с резиновыми кольцами - амортизаторами в целях снижения шума и вибраций. Изнутри кузов имеет тепло- и звукоизоляцию. Принятая конструкция и расположение опор обеспечивает плавный ход тепловоза на прямых и на кривых участках пути, а также, хорошие динамические качества. Кузов установлен на главную раму на десять опор с резиновыми кольцами - амортизаторами в целях снижения шума и вибраций от силовой установки и тележек и состоит из машинного отделения в центре, двух тамбуров и двух кабин по краям кузова.
В кабинах установлены пульты управления современной эргономики, мягкие сидения для машиниста тепловоза и его помощника, регулируемые по высоте и в продольном направлении. Пульт машиниста удобен для наблюдения за приборами и управления локомотивом. Современная система безопасности с автостопом, которая установлена на локомотиве, выполняет аналогичные функции, как и в каждом современном локомотиве. Для обеспечения микроклимата в кабинах управления установлены системы вентиляции и кондиционирования.
Для возможности связи с дежурным по станции или диспетчером установлена современная многодиапазонная радиостанция РВС1-01. Блок с микротелефонной трубкой вписан в пульт управления в зоне доступа, как с рабочего места машиниста, так и со стороны помощника машиниста.
В целях противопожарной безопасности установлена современная автоматическая электронная противопожарная система. Большие окна с закалёнными, травмобезопасными стёклами, зеркала заднего вида обеспечивают хорошую обзорность. Тепловоз оборудован пневматическим автоматическим и ручным тормозами.Установлены светодиодные прожекторы, буферные фонари с увеличенным сроком службы.
В конструкции предусмотрена возможность электроснабжения поезда от тепловоза и система двухсторонней связи локомотивной бригады с проводниками вагонов, причём, как групповой связи, так и индивидуальной.
На рабочем месте помощника машиниста установлены органы управления кондиционером, противопожарной установкой, клавиатура системы КЛУБ-УП, пульт связи с проводниками вагонов. Также в его распоряжении дублирующий пульт поездной радиосвязи. Для работы с бортовыми компьютерами имеется разъём для подключения диагностического прибора «АСКАН» или компьютера.