Ответьте на следующие вопросы, опираясь на схему

Чем отличаются уровни познания: эмпирический от теоретического?

Какие формы теоретического уровня познания можно выделить?

Какие методы эмпирического уровня познания можно выделить?

4. Проанализируйте текст и ответьте на вопросы к нему.

«Индивидуум утратил все исконные связи с внешним миром; он стал мелкой детально одной большой машины, которую некогда создал своими руками. Он отдает себе отчет в том, чего от него ждут окружающие его люди, то есть каких проявлений эмоциональных, чувственных, какого образа мышления и каких желаний; и он начинает действовать в соответствии с заданными параметрами, отрекаясь от своего «я», на котором только и может основываться уверенность истинно свободного человека. Психологический автомат, в который превращается человек, жив лишь с точки зрения биологии, в эмоциональном плане он мертв; он функционирует как живой, но жизнь, тем не менее, уходит, испаряется словно пар. Современный человек привык уверять окружающих в своем благополучии, в то время как на самом деле он глубоко несчастен и находится на грани отчаяния. Человек нашего времени изголодался по жизни, но, поскольку он робот, жизнь не может означать для него спонтанную деятельность, поэтому он вынужден довольствоваться любыми суррогатами возбуждения: пьянством, спортом или переживанием чужих и вымышленных страстей на экране».

а) Кому принадлежит данный отрывок?

б) Как понимает автор истинную свободу?

в) В чём может проявляться свобода человека? Объясните почему?

Задание 9 ( Исраилова ).

1. Что такое философия? (ответ дайте, опираясь на хрестоматию по философии, – «Хрестоматия по философии: учеб. пособие/ сост. П.В.Алексеев. – 3-изд., - М.: Проспект, 2009. - 576с., раздел 1. «Что такое философия и зачем она?»).

Философия имеет свою структуру (онтология, гносеология, филосфская антропология, социальная философия и т.д.). На каждом историческом этапе развития человеческой мысли на первый план выступали те или иные проблемы и формировались соответствующие типы мировоззрения. И в каждую историческую эпоху конкурировали между собой различные направления (учения, течения, философские школы).

Выполните следующее задание - распределите предложенные понятия по указанным в таблице признакам:

субъективный идеализм, объективный идеализм, онтология, теодицея, идеализм, экзистенциализм, материализм, дуализм, провиденциализм, монизм, плюрализм, сознание, рационализм, агностицизм, гносеология, скептицизм, теоцентризм, деизм, философская антропология, теизм, антропоцентризм, материя, гуманизм, пантеизм, наукоцентризм, атеизм, креационизм, метафизика, аксиология, диалектика, иррационализм, всеединство, эмпиризм, основной вопрос философии, бытие.

 

Направление, учение Раздел философии Исторический тип мировоззрения Философская категория Другое
         
         
         

 

2. До XVIII в. русская философия представляла попытки осмысления важнейших исторических событий (христианизации Руси, становления русской национальности и государственности). С XVIII века наступает то время, когда философия заявляет о себе как особая форма теоретической деятельности.

Чтобы определить особенность русского философствования (XI – XIXвв.) дайте определения следующим понятиям: духовность,стяжательство, нестяжательство,западничество, славянофильство, соборность, русская идея.

Кого называли «русским Сократом»? Почему?

С какой работы П.Я. Чаадаева, как традиционно считается, начинается спор между западниками и славянофилами? Укажите основанные идеи данного произведения.

Кому принадлежит учение о Богочеловечестве?

Кому принадлежат следующие строки: «Одинокие в мире, мы миру ничего не дали, ничего у мира не взяли, мы ни в чём не содействовали движению вперёд человеческого разума, а всё, что досталось нам от этого движения, мы исказили. Начиная с самых первых мгновений нашего социального существования, от нас не вышло ничего пригодного для общего блага людей, ни одна полезная мысль не дала ростка на бесплодной почве нашей родины, ни одна великая истина не была выдвинута из нашей среды»

Какую проблему поднимает автор? Какого отношение автора к предложенной проблеме? Обоснуйте свой ответ.

Что для Н. Бердяева означали такие понятия, как «свобода» и «творчество»?

Для анализа периода русской философии 2-й половины XIX – XX вв. дайте определение следующим понятиям: толстовство, соборность, всеединство, софия, космизм, апофеоз беспочвенности, эсхатология, биосфера, ноосфера.

3. Предметом социальной философия является рассмотрение общества во всём его многообразии и взаимодействии всех его сторон и элементов, т.е. как целостной социальной системы.

Какие сферы жизнедеятельности общества можно выделить?

Какова роль духовной сферы общества?

Приведите примеры определений понятия духовной жизни общества, продемонстрируйте многообразие его содержания.

Дайте определение понятие «общественное сознание».

Каково соотношение общественного и индивидуального сознания?

Назовите законы развития общественного сознания.

Проанализируйте (любые три) формы общественного сознания, выделив сходства и отличия.

4. Проанализируйте текст и ответьте на вопросы к нему.

«Государство, в его духовной сущности, есть не что иное, как Родина, оформленная и объединенная публичным правом, или иначе: множество людей, связанных общностью духовной судьбы и сжившихся в единство на почве духовной культуры и правосознания… Право и государство возникают из внутреннего, духовного мира человека … необходимо, чтобы государство жило в душе гражданина и чтобы гражданин жил интересами и целями своего государства. А между тем формальная регистрация граждан, их властное и одностороннее причисление к государству, с этим не считается и от этого не зависит. И вот государственная принадлежность, не наполненная живой любовью гражданина к своей Родине и к его народу и не закрепленная его добровольным самообязыванием, может очень легко создать политическую иллюзию: появляются целые слои мнимых граждан, которые не принимают к сердцу ни жизни, ни интереса «своего» государства, – одни по национальным побуждениям (они в душе причисляют себя к другому народу), другие – по хозяйственным соображениям (они заинтересованы в смысле промышленности и торговли в процветании другого государства), третьи – по социально-революционным мотивам (они желают «своему» государству всяческого неуспеха и военных неудач)… Все эти «граждане» принадлежат к государству только формально юридически, а душевно и духовно они остаются ему чуждыми, может быть, прямо враждебными, не то вредителями, не то предателями».

а) Кто автор данного отрывка?

б) Какие проблемы поднимает автор?

в) Что, по мнению автора, выступает основанием государства? Согласны ли вы с автором? Объясните почему?

 

Задание 10 ( Хохлова, Матвеев Никита ).

1. Что такое философия? (ответ дайте, опираясь на хрестоматию по философии, – «Хрестоматия по философии: учеб. пособие/ сост. П.В.Алексеев. – 3-изд., - М.: Проспект, 2009. - 576с., раздел 1. «Что такое философия и зачем она?»).

Философия имеет свою структуру (онтология, гносеология, философская антропология, социальная философия и т.д.). На каждом историческом этапе развития человеческой мысли на первый план выступали те или иные проблемы и формировались соответствующие типы мировоззрения. И в каждую историческую эпоху конкурировали между собой различные направления (учения, течения, философские школы).

Выполните следующее задание - распределите предложенные понятия по указанным в таблице признакам: гуманизм, пантеизм, наукоцентризм, атеизм, креационизм, метафизика, аксиология, бытие, диалектика, экзистенциализм, метафизика, иррационализм, всеединство, эмпиризм, гносеология, материя, основной вопрос философии, субъективный идеализм, объективный идеализм, онтология, теодицея, сознание.

Направление, учение Раздел философии Исторический тип мировоззрения Философская категория Другое
         
         
         

2. Современная западная философия представляет собой синтез культурных традиций. Многие концепции, разработанные в конце 19 века, продолжили своё существование в 20м веке. Каждое направление представлено связано с рядом известных представителей: философия психоанализа (З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, Э. Фромм); феноменологическая школа (Э. Гуссерль, М. Шелер, М. Мерло- Понти, А. Шюц, Р. Ингарден); философская герменевтика (Г.-Г. Гадамер, П. Рикер, К.-О. Апель); экзистенциализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю, Х. Ортега-и-Гассет).

Заполните таблицу 1. «Современная западная философия 20го века».

Концепция Представитель Содержание идей
Психоанализ    
Феноменология    
Герменевтика    
Экзистенциализм    

 

Какие проблемы, поставленные философами 20го века, на ваш взгляд, имеют большую актуальность? Обоснуйте свой ответ.

3. Историю человечества объясняют с разных позиций. Можно выделить следующие подходы: формационный (К.Маркс), цивилизационный (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби), теория «постиндустриального общества» (Э. Тоффлер, Д.Белл) и т.д.

Заполните таблицу 1. «Подходы к определению истории».

Подход Представитель Основные идеи Недостатки
Формационный      
Цивилизационный      
Постиндустриальный      
       

 

Для анализа существующих стратегий общественного развития в ХХI веке дайте определение следующим понятиям: наука, научная революция, антисциентизм, сциентизм, футурология, глобализм, виртуальная реальность, виртуализация, трансгуманизм.

Каково значение философии для медицины и фармации? Каковы перспективы взаимодействия этих наук?

4. Проанализируйте текст и ответьте на вопросы к нему:

«Каждое из известных нам обществ делилось по тому или иному осевому признаку на элиту и массы. С другой стороны, общество бывает открытым или закрытым. В прошлом большинство обществ были элитарными и закрытыми в том смысле, что аристократия была чрезвычайно замкнутым сословием. В противоположность этому современные общества стали открытыми, при этом по мере того как знания и техническая компетентность становились непременным условием для входа в элиту, основой процесса для такого продвижения становились образование.

Такая элита обладает властью в пределах институтов, связанных с интеллектуальной деятельностью – исследовательских организаций, университетов и т.п., – но в мире большой политики она обладает не более чем влиянием. Поскольку, поскольку политические вопросы все теснее переплетаются с техническими проблемами (в широких пределах – от военной технологии до экономической политики), «элита знания» может ставить проблемы, инициировать новые вопросы и предлагать технические решения для возможных ответов, но она не обладает властью сказать «да» или «нет»».

а) Кто автор данного отрывка?

б) Как автор называет новый тип общества?

в) Что, по мнению автора, выступает основой современного общества? Согласны ли вы с автором? Объясните почему?

 


[1] Платон. Государство (Миф о Пещере).

http://www.newacropol.ru/Alexandria/philosophy/Philosofs/Plato/Uchenie_Plato/Plato3/.

 

[2] Так, например, Троица в понимании Григория Богослова — союз трех Ипостасей, равных и единосущных одна другой, скрепленных между собою союзом любви.

[3] «Новая философия превращает человека, включая и природу как базис человека, в единственный, универсальный и высший предмет философии, превращая, следовательно, антропологию, в том числе и физиологию, в универсальную науку». (Фейербах Л. Избранные философские произведения: В 2 т. – М.: Госиздат, 1955. – Т.1. – с. 202.).

[4] Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003. - 623 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: