Дидактическая игра «Чистоплотные дети»

ПРОЕКТ

Я здоровье сберегу –

Сам себе я помогу

(для детей старшего дошкольного возраста)

Данный проект позволяет создать условия для успешного освоения культурно – гигиенических навыков и навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.

Здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого человека, и от того каковы эти воздействия – благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье. От здоровья детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний.

Введение

В современном обществе, в XXI веке, предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе к ребенку, к его знаниям и способностям. Забота о здоровье ребенка стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Это и понятно, поскольку любой стране нужны личности не только творческие, гармонично развитые, активные, но и здоровые. Фундамент здоровья ребенка закладывается в дошкольном детстве, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а так же необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него.

"Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам" — так гласит восточная мудрость. Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину.

 

ПАСПОРТ ПРЕКТА

 

  Наименование проекта Я здоровье сберегу – сам себе я помогу
  Участники проекта дети старшей группы родители воспитатели инструктор физической культуры инструктор физической культуры (плавание)  
  Актуальность Как известно, состояние здоровья на 50% зависит от образа жизни/ Одной из причин ухудшения здоровья населения России является низкий уровень знаний о здоровье и здоровом образе жизни. Мы, взрослые люди, осознаем это и все равно наносим вред организму. Это наш выбор. Но здоровье наших детей зависит только от нас. И наша главная задача – не просто вложить в голову ребенка сумму определенных знаний и правил, а помочь ему задуматься о своем здоровье.
  Цель проекта Формирование у детей представлений о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни.
  Задачи 1. Расширить и уточнить представления детей о факторах, влияющих на состояние своего здоровья и окружающих 2. Формировать осознанное выполнение требований к безопасности жизни, развивать интерес к физической культуре. 3. Активизировать работу с семьёй по проблеме формирования привычки к здоровому образу жизни. 4. Обогащать знания детей о витаминах и продуктах питания, и их полезных свойствах, формировать представление детей о здоровье и здоровом питании. 5. Формировать у ребёнка мотивы самосохранения, воспитания привычки думать и заботиться о своём здоровье.  
  Методы Наглядный (рассматривание иллюстраций, картин, просмотр мультфильмов) Практический (рисование, аппликация, лепка) Словесный (беседы, чтение художественной литературы)  
  Краткое изложение проекта В ходе реализации проекта у детей сформируется представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни; научатся выделять компоненты здоровья (гигиена, здоровое питание, спорт, закаливание, сон, прививки), так же закрепят знания о безопасном поведении в быту и на улице. В итоге, у детей появится потребность заботится о своем здоровье и о здоровье окружающих.  
  Сроки реализации 01.04. 2013 - 05.04. 2013
  Этапы реализации проекта 1. Подготовительный: 1.Выявление представлений детей о здоровье. 2.Анкетирование родителей по теме «Здоровье ребенка». 3.Определение целей и задач проекта. 4.Информационно – методическое обеспечение проекта. 5.Составление тематического плана по реализации проекта 6.Привлечение родителей к совместной деятельности по реализации проекта. 7.Обновление содержания предметно-развивающей среды. 2. Основной: 1. Продуктивно – познавательная деятельность с детьми по реализации проекта «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу» в соответствии с образовательными областями. 2. Работа с родителями по заданной теме. 3. Организация сюжетно – ролевых, дидактических и подвижных игр. 4. Итоговое спортивное развлечение 3. Обобщающий: 1.Организация выставки «Я здоровье берегу»: «Полезные овощи и фрукты» в технике обрывная аппликация, «Виды спорта» из пластилина. 2. Совместная выставка семейного творчества «Вредные микробы».  
  Ожидаемые результаты реализации проекта 1.Систематизация знаний детей о здоровье, овладение ими элементарных представлений о здоровье. 2.Обобщение знаний детей об окружающем мире, развитие любознательности и активности детей. 3. Развитие коммуникативных навыков. 4.Активное участие родителей в реализации проекта.  
  Ресурсное обеспечение 1. Спортивный зал. 2. Физкультурное оборудование и спортивный инвентарь. 3. Картотека подвижных игр, конспекты бесед, НОД, сценарий спортивного развлечения. 4. Детская и методическая литература  

 

    Формы реализации проекта Игровая деятельность Сюжетно – ролевые, дидактические, театрализованные игры, дидактические игры, пальчиковые Двигательная деятельность Подвижные и спортивные игры, плавание, ритмика, гимнастика (утренняя и после сна), физкультминутки, упражнения для профилактики плоскостопия и нарушения осанки Коммуникативная деятельность Беседа, ситуативные задачи, общение на определенные темы, отгадывание и придумывание загадок детьми. Трудовая деятельность Труд по самообслуживанию, ознакомление с трудом взрослых, хозяйственно-бытовой труд, ручной труд. Познавательно-исследовательская деятельность Наблюдение, экспериментирование, конструирование, решение проблемных ситуаций Продуктивная деятельность Рисование, лепка, аппликация Музыкально-художественная деятельность Логоритмика, слушание музыки Чтение художественной литературы Чтение стихов, загадок, поговорок и рассказов о здоровом образе жизни. Выставка в книжном уголке.  
  Взаимодействие с родителями Анкетирование родителей, информации в родительском уголке, индивидуальная консультация на тему здорового образа жизни (необходимости дневного сна, здоровой пищи и т.д.)

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Мероприятия Сроки Ответственные
Подготовительный этап
  1.   2.   3.   4.   Выявление представлений детей о здоровье; Подбор литературы, иллюстраций, различных видов игр; Составление плана мероприятий по реализации проекта; Консультация для родителей о целях и задачах проекта     01.04.2013   27.03 – 04.04.   27.03 – 01.04   01.04.2013   Воспитатели   Воспитатели   Воспитатели   Воспитатели
Основной этап
  1. Физкультурно-оздоровительные мероприятия: - утренняя гимнастика - физкультура   - прогулки - плавание     Ежедневно 03.04. 2013, 05.04. 2013 1-2 раза в день 01.042013., 02.04.2013 инструктор физической культуры   Воспитатели   инструктор физической культуры (плавание)  
  2. Оздоровительно – профилактические мероприятия: Гимнастик после сна Закаливающие процедуры Упражнения на профилактику плоскостопия Пальчиковые игры Гимнастика для глаз   ежедневно воспитатели
  Чтение художественной литературы: А.Барто «Девочка чумазая» Зильберг «Полезные продукты» К.Чуковский «Мойдодыр» К. Чуковский «Доктор Айболит» Ю. Тувим «Овощи» О.Нэш «Микроб» Ю. Тувим «Письмо ко всем детям по одному важному делу» П.Синявский «Зарядка» С.Афонькин «Откуда берутся болезни» Пословицы, поговорки и загадки   01.04.2013 –   05.04.2013 Воспитатели  
  Беседа: Правила личной гигиены Моя безопасность в моих руках Спорт – это здоровье       01.04. 2013 03.04. 2013 05.04. 2013     Воспитатели
  НОД по образовательной области «Познание» (формирование целостной картины мира) Правильное питание - залог здоровья     02.04. 2013     Воспитатели
  НОД по образовательной области «Коммуникация» (развитие речи): Что помогает нам быть здоровыми. Секреты здоровья.   04.04. 2013     Воспитатели
  Сюжетно – ролевые игры, драматизация: Драматизация сказки «Вершки и корешки» Сюжетно–ролевая игра «Больница» «Спасатели»     02.04.2013     04.04. 2013 03.04. 2013     Воспитатели
  Художественное творчество: Лепка «Виды спорта» Аппликация «Полезные овощи и фрукты» Рисование «Вредные микробы»         Воспитатели   Педагог дополнительного образования
  Опытно – экспериментальная деятельность - «Как избавиться от вредных бактерий», - «Живые дрожжи» (полезные микробы), - «Неопасное электричество» (безопасность)     Воспитатели
  Дидактические игры: «Чистоплотные дети» «Угадай на вкус» «Наблюдайка» «Раз, два, три, что может быть опасным – покажи» «Угадай, что болит» «Правила гигиены» «Сторож»   Воспитатели
  Спортивное развлечение «Доктор Пилюлькин в гостях у ребят»       Инструктор физической культуры, воспитатели
  Работа с родителями: -Анкетирование родителей -Выпуск информационных листков - Рекомендации по ознакомлению детей со здоровым образом жизни       Воспитатели
3. Обобщающий
  - Проведение итоговой беседы с детьми - Оформление выставки детского рисунка и аппликации. - Презентация в конкурсе проектов в МС(К)ОУ «С(К)НШДС IV вида 33»     Воспитатели

Заключение

Многие философы, ученые отводили и отводят в ряду ценностей жизни первое место здоровью. В. Вересаев, известный русский врач и писатель, так оценивал здоровье: "… с ним ничего не страшно, никакие испытания, его потерять – значит потерять все… ". Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни. То, что упущено в детстве, трудно наверстать.

Реализация проекта “ Я здоровье сберегу – сам себе я помогу ” началась с анализа знаний родителей о здоровом образе жизни, и диагностирования детей на предмет изучения особенностей культуры здоровья, которые показали, что работа по теме здоровье сбережения детей очень важна и актуальна.

Данный проект способствовал формированию навыков здорового образа жизни, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями. Была создана такая система работы, при которой происходила интеграция оздоровительной деятельности в образовательную. Это способствовало сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.

 

Опыты

 

«Как избавиться от вредных микробов»

Немытое яблоко покрыто бактериями (блестками), ребятам предлагаю взять яблоко в руки, на руках остались бактерии (блестки). Как избавиться от вредных бактерий? – вымыть руки с мылом! У одних детей руки становились чистыми, а у других – оставались блёстки (бактерии). Дети пришли к выводу, что руки были плохо вымыты. А для того, чтобы быть здоровым, нужно обязательно содержать своё тело в чистоте.

 

Живые дрожжи
Рассказать детям, что дрожжи состоят из крохотных живых организмов, называемых микробами (а это значит, что микробы бывают не только вредные, но и полезные). Питаясь, они выделяют углекислый газ, который, смешиваясь с мукой, сахаром и водой, "поднимает" тесто, делает его пышным и вкусным.
Сухие дрожжи похожи на маленькие безжизненные шарики. Но это лишь до тех пор, пока не оживут миллионы крохотных микробов, которые дремлют в холодном и сухом виде.
Давайте их оживим. Налейте в кувшин две столовых ложки теплой воды, добавьте в нее две чайной ложки дрожжей, затем одну чайную ложку сахара и перемешайте.
Дрожжевую смесь вылейте в бутылку, натянув на ее горлышко воздушный шарик. Поставьте бутылку в миску с теплой водой. Что произойдет?
Правильно, когда дрожжи оживут и начнут есть сахар, смесь наполнится пузырьками уже знакомого детям углекислого газа, который они начинают выделять. Пузырьки лопаются, и газ надувает шарик.

 

 

«Какую пищу желудку переваривать легче?»

Задача: Приучать детей не есть пищу всухомятку.

Оборудование: Два воздушных шарика, емкость и водой, кусочки сухого хлеба, мяч.

Ход: Представить, что воздушный шарик это наш желудок. Взять один шарик и положить туда кусочки сухого хлеба. Когда мы употребляем сухую пищу, наш желудок выглядит вот так. Стенки желудка стали шершавыми, не ровными. Сухая пища ему не нравится, потому что ее сложно переваривать. Взять еще один шарик и налить туда воды, представить, что это жидкая пища. Стенки у желудка ровные, гладкие. Жидкая пища желудку нравиться, ее легче переварить, чем сухую.

Вывод: Желудку тяжело переваривать сухую пищу – это вредит здоровью.

 

«Неопасное электричество»

Ребята, возьмите шарики и повесьте их на стену. Почему этот шарик висит, а ваши падают? Давайте и наши шарики превратим в волшебные, а я вам покажу, как это надо сделать. Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Попробуйте. Вот и ваши шарики висят, стали волшебные. Это произошло из-за того, что в ваших волосах живёт неопасное электричество и мы его поймали, когда стали шарик тереть о волосы. Он стал электрическим, поэтому притянулся к стене. А когда ещё можно увидеть электричество в волосах? (когда расчёсываемся) Что тогда происходит с волосами? (они электризуются, становятся непослушными, торчат в разные стороны.

Ребята, давайте сделаем вывод: где же живёт неопасное электричество?

Вывод: В волосах живёт неопасное электричество.

Давайте ещё поэкспериментируем и попробуем другие предметы сделать волшебными. Возьмите с подноса пластмассовые палочки и прикоснитесь к бумажным бабочкам. Что видите (бабочки лежат спокойно) Сейчас мы сделаем эти обычные палочки волшебными, электрическими и они будут к себе притягивать. Возьмите шерстяные шарфики и натрите ими палочки. Медленно поднесите палочку к бабочке поднимите её, бабочка тоже будет подниматься. Почему? (палочки стали электрическими и бабочки к ним потянулись и прилипли) Как палочки стали электрическими? (их натёрли шарфиком)

Какой же можно сделать вывод: Электричество живёт не только в волосах, но и в одежде.

У меня в руках руль. Я нажимаю на кнопку, а он молчит. Что случилось (действительно в нём нет батарейки) Сейчас я поставлю батарейку плюс к плюсу минус к минусу игрушка заработала. Что за сила скрывается в батарейках? Когда поставили батарейку, через игрушку пошёл электрический ток и она заработала. Где ещё живёт неопасное электричество?

Вывод: В батарейке живёт неопасное электричество.

Какие у вас дома есть игрушки на батарейках? С игрушками на батарейках очень весело и интересно играть. Ребята, чему вы научились сегодня в волшебной стране? (делать предметы волшебными) О чём мы сегодня говорили? (о безопасности) Что вам запомнилось?

Дидактические игры

Дидактическая игра «Чистоплотные дети»

Задачи игры. Проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении. Ход игры. Воспитательница говорит детям, что хочет убедиться в том, что они чистоплотные и аккуратные: пусть они скажут, что нужно для того, чтобы волосы, руки и лицо были чистыми (чем больше они смогут об этом рассказать, тем лучше).

Затем воспитательница говорит: "Руки”. Дети, которых она вызывает, отвечают: "Мыло, щетка, полотенце”. Подобным же образом дети реагируют на слова "волосы” (расческа, ножницы, шампунь, мыло), "купание” (ванна, полотенце, душ, умывальник, губка, мыло и пр.).

Вариант. Воспитательница задает вопрос: "Что нам нужно, когда мы утром встаем?” Дети знают, что должны назвать предметы гигиены, которые используются утром (зубная щетка, зубная паста, мыло, полотенце)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: