Культура восточных славян и Киевской Руси в VI-XI вв

Восточнославянские племена и их соседи.

· Восточные славяне – одна из трех основных групп древних славян, образовавшихся после распада их этнической и языковой общности.

· Историки на основании «Повести временных лет» (начXII в) насчитывают 15 восточнославянских племенных союзов.

  Кривичи Верховья рек Волги, Днепра, Западной Двины
  Вятичи по реке Оке
  Ильменскиесловене вокруг озера Ильмень и по реке Волхов
  Радимичи по реке Сож
  Древляне по реке Припять
  Дреговичи между реками Припять и Березина
  Поляне по западному берегу реки Днепр
  Уличи, тиверцы Юго- Запад Восточно-Европейской равнины
  Северяне По среднему течению реки Днепр и по реке Десна
  Полочане Бассейн Западной Двины
  Бужане, волыняне Верховья Южного Буга
  Белые хорваты Северная часть западных склонов Карпат
  Дулебы К югу от реки Буг

 

o Соседи восточных славян

  На северо-западе Предки современных литовцев, латышей и финно-угорские племена-предки эстонцев
  На северо-востоке финно-угорские племена-мордва, весь, карела, чудь
  На юге кочевники-авары (обры), хазары, в IX в печенеги, в XI половцы.

Значительное влияние на взаимоотношения восточных славян с соседями оказали византийцы и жители Скандинавского полуострова (варяги)

Язычество (политеизм)


Дажбог (Ярило, хорос, бог солнца
Перун-бог грома, молний, войны
Стрибог-бог ветра
Сварог-бог неба
Велес (Волос)-покровитель скотоводства
Культ предков: почитание щуров, чуров, пращуров, домовых, поклонение различным духам
Поклонение явлениям природы (вера в русалок, водяных, леших, полевиков и др) Наиболее почитаемые боги
Симаргл-бог подземного мира  
Мокошь-богиня плодородия и покровительница рода

 

Важнейшие языческие праздники Древней Руси

o 25 декабря Коляда. День зимнего солнецеворота, Рождества.

o 19-25 марта Комоедицы или Масленица, Великдень. Это день весеннего солнцестояния, поворотный момент в календаре и укладе жизни.

19-22 июня Купало. Это главный летний языческий праздник у славян – День летнего Солнцестояния, Коловорота.

Древние славяне были язычниками. В глубокой древности у них был широко распространен культ Рода и рожаниц, тесно связанный с поклонением предкам. Постепенно сложился пантеон славянских богов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы или отражал социальные и общественные отношения того времени.

o Нет точных данных о языческих жрецах, видимо, ими были летописные волхвы, боровшиеся в XI вс распространением христианства. Во время культовых ритуалов, проходивших в специальных местах-капищах, богам приносились жертвы. Языческие верования определяли духовную жизнь восточных славян.

Культура восточных славян и Киевской Руси в VI-XI вв.

Отправным моментом развития русской культуры является эпоха становления государственности. Стоит отметить, что восточные славяне издревле были земледельческим народом.

Восточнославянские языки относятся к славянской группе индоевропейской языковой семьи. Считается, что древние славяне не имели письменности. Однако, например, болгарский автор X в Черноризец Храбр свидетельствует, что в древности славяне использовали для записи «черты и резы» (очевидно, что это была примитивная азбука наподобие скандинавских рун), а также буквы греческого и латинского алфавитов. Настоящая письменность появилась у них только после принятия христианства. Получившая распространение на Руси азбука кириллица была изобретена в IXвбратьями- монахами Кириллом и Мефодиемпо заказу западнославянского князя Ростислава, правителя Великоморавской державы. При помощи этой азбуки были записаны

Памятник свв.Кириллу и Мефодию (скульптор В.М.Клыков, 1992, Москва, Славянская площадь

переведенные на славянский язык греческие богослужебные книги.

Князь Владимир Святой (скульптор П. Клодт, 1853, Киев)

Князь Владимир Святославович пытался укрепить языческую веру, а вместе с ней и свою княжескую власть. С этой целью в 980 г был создан пантеон из пяти богов во главе с Перуном, который особенно почитался среди дружинников. Но эта мера мало чтоизменила, и тогда Владимир произвел своеобразную духовную революцию сверху - ввел в 988 г. христианство, установив обязательное отчисление десятой части доходов князя в пользу церкви. Единобожная (монотеистическая) по своей сути религия, имевшая мощные традиции, тесно связанная со светской властью, позволила вытеснить местные языческие культы и заложила духовную основу для складывающейся единой русской народности и Древнерусского государства.

Крещение Руси князем Владимиром (988г) является одним из самых значительных, поворотных событий в русской культуре. Выбором греческого православия был во многом определен путь развития России на много столетий вперед.

Литература и распространение грамотности.

Вместе с письменностью на Русь пришла обширная литература, состоящая из множества переводных (с греческого) сочинений, прежде всего, конечно, богословского характера:Библия, богослужебные книги, произведения «отцов церкви» Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина, Василия Великого, жития святых. Книги эти были написаны в основном на древнеболгарском языке. Этот язык, который часто именуют церковнославянским, хотя и отличался от древнерусского весьма существенно, но был хорошо понятен на Руси.

Знакомство с переводной литературой дало толчок развитию литературы оригинальной.

· «Слово о Законе и Благодати» (XIв). Автор митрополит киевский Илларион (оратор, писатель, церковно-политический деятель). Это был первый представитель Киевской Руси, занявший митрополичий престол, до него на это место патриархом константинопольским обычно назначались греки. «Слово» отличается исключительной важностью идейно-политического содержания и совершенством формы. Его основной идеей является апология Русской земли и утверждение превосходства совсем еще молодого русского православия над старым византийским.

· «Сказание о Борисе и Глебе» (XIв). Золотым веком древнерусской литературы киевского периода является время княжения Ярослава Мудрого. Он организовал перевод и переписку книг, создав тем самым при киевском Софийском соборе первую русскую библиотеку. При нем были канонизированы первые русские святые-князья Борис и Глеб, погибшие во время усобицы, разгоревшейся в годы молодости Ярослава, когда шла борьба за княжеский престол (1015г). Под покровительством Ярослава Мудрого было создано «Сказание о Борисе и Глебе» (XIв) (являющееся, по

· Князь Ярослав Мудрый (Скульптурная реконструкция по черепу выполнена в мастерской М.М. Герасимова, 1950е годы)

существу, житием святых князей. В «Сказании» воплотились представления о святости братских уз, о ценности братолюбия, весьма распространенные в общественном сознании Древней Руси.

· «Житие св. Феодосия Печорского» (XIв) Автор Нестор Летописец. В княжение Ярослава недалеко от Киева возникает Киево-Печерский монастырь, на долгое время ставший одним из главных духовных и культурных центров Руси. Замечательным произведением древнерусской литературы является житие св. Феодосия Печорского, одного из первых и

самых почитаемых игуменов, составленное в монастыре Нестором Летописцем в конце XIв. Сам Феодосий тоже оставил след в литературе. Им были написаны многочисленные «Слова» богословного содержания: о смирении,

Нестор-летописец (скульптор М.Антокольский, 1890, ГТГ)

любви и посте, о душевной пользе и т.д.

· Хронографы (XIв.). Одна из характерных черт культуры Древней Руси – большой интерес к истории. Популярностью пользовались переведенные с греческого исторические сочинения:

· Хроника Георгия Амартола

· Хроника Иоанна Малалы и др, на основании которых в XIв. составляются своды всемирной истории, получившие название хронографов.

Записи исторического характера велись и на Руси. Предположительно самая первая летопись (летописания) –

· Древнейший свод была создана уже в конце Xв. начале XIв. За ней последовало еще несколько летописных сводов:

· Никоновский свод (1073г)

· Начальный свод (1095г), ставший предтечей знаменитой

· Повести временных лет (1113г).Автор: монах Киево-Печерского монастыря Нестор

· Исторические повести (XIIв.)

· Свод законов «Русская правда» («Правда Ярослава», «Правда Ярославичей» ограничивал (впоследствии отменил) обычай кровной мести, вводил штрафы в защиту интересов имущих слоев.

 

· Былины. Устное народное творчество: киевские былинные циклы о воинах Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче, пахаре Микуле Селяниновиче и новгородские былины о Садко –торговом человеке, купце, воспевающем красоту, величие и неиссякаемое могущество Господина Великого Новгорода. Значительная доля исторической информации сохранялась в устных преданиях, часть из которых затем использовалась летописцами, а некоторые другие вошли в фольклорную традицию, став основой формирования русского героического эпоса – былин.

 

· Берестяные грамоты. Бурный расцвет литературы при Ярославле во многом был обусловлен распространением грамотности не только среди верхов, но и в широких массах общества благодаря открытию школ при монастырях. О широком распространении грамотности свидетельствуют найденные при археологических раскопках берестяные грамоты, содержащие записи бытового содержания.

 

· «Остромирово Евангелие» (1056-1057гг) Книжное дело, традиции которого были заложены при Ярославе, продолжали развиваться и во второй половине XIв. Древнейшей рукописью, сохранившейся до наших дней, считается Евангелие, созданное в 1057 г. в Киеве по заказу новгородского боярина Остромира.

 

· «Изборник Святослава» (1073г) является настоящим шедевром. Это сборник переводных нравоучительных рассуждений, написанных на больших листах пергамента. Производство книг в те времена было очень трудоемким и считалось большой ценностью.

 

· «Поучение детям» Владимир Мономах (начало XII в.)Мономах наставлял потомков в лучших нравственных качествах, осуждал междоусобную вражду и призывал к единству Русской земли

· Греческие романы

· Византийские хроники

· Монастырские школы.

Зодчество.

Больших высот в X- XIв. достигла архитектура, развитие которой неразрывно связано с распространением христианства. До принятия православия все постройки в древнерусских городах возводились из дерева. Вместе с новой религией на Русь пришла каменная архитектура. Строительство было обусловлено нуждами церкви – возводились, прежде всего, храмы. Самая первая каменная

· церковь Покрова Богородицы (Десятинная) была заложена князем Владимиром сразу после возвращения из Корсуни в 989 г. (989-996г)

На Руси получил распространение так называемый крестово – купольный тип храма. Модель эта пришла на Русь из Византии. Крестово-купольными их называли потому, что центральные (поперечный и продольный) своды храма располагались крестообразно, образовывая крест, увенчанный куполом. Изнутри своды и купол поддерживались четырьмя колоннами.

Архитектурным убранством Киев стремился подражать Константинополю. При Ярославе Мудром по всей Руси разворачивается обширное храмовое и гражданское строительство. Для ведения работ приглашаются лучшие константинопольские мастера.

· Собор Спаса в Чернигове (1031-1036г)

· Софийский собор в Киеве (1037-1041г).Построен в честь полного и окончательного разгрома печенегов при князе Ярославе Мудром в византийской художественной традиции. Отличительной чертой храмов, строившихся на Руси, было многоглавие. Софию киевскую венчали 13 куполов. Материал – плинфа – широкий и плоский кирпич)

· Софийский собор в Новгороде (1045-1050г).

Построен по велению новгородского князя Владимира Ярославовича – сына Ярослава Мудрого

· Софийский собор в Полоцке (1060г)

· «Золотые ворота в Киеве».

В Киеве, помимо храмов, строятся новые городские стены с башнями, одна из которых, носившая название «Золотые ворота», служила торжественным въездом в город.

· «Золотые ворота во Владимире» (1058-1164г).построены при князе Андрее Боголюбском. Памятник всемирного наследия ЮНЕСКО

Живопись.

Храмы украшались мозаиками и фресками. Прекрасные мозаики сохранились в центральных помещениях киевского Софийского собора.

Новгородская София была расписана фресками.

· Мозаика (подкупольное изображение Христа Пантократора(Вседержителя),

Богоматерь Оранта (Молящаяся),

 

апостолов в Софийском соборе в Киеве.

· Иконопись (икона Владимирской Божией Матери (Богоматери), по преданию написанная евангелистом Лукой (12 век, ГТГ)

,

· Фреска (изображение семьи Ярослава Мудрого, охотничьи сцены, изображения скоморохов в Софийском соборе в Киеве)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: