Восточнославянские племена и их соседи.
· Восточные славяне – одна из трех основных групп древних славян, образовавшихся после распада их этнической и языковой общности.
· Историки на основании «Повести временных лет» (начXII в) насчитывают 15 восточнославянских племенных союзов.
Кривичи | Верховья рек Волги, Днепра, Западной Двины | |
Вятичи | по реке Оке | |
Ильменскиесловене | вокруг озера Ильмень и по реке Волхов | |
Радимичи | по реке Сож | |
Древляне | по реке Припять | |
Дреговичи | между реками Припять и Березина | |
Поляне | по западному берегу реки Днепр | |
Уличи, тиверцы | Юго- Запад Восточно-Европейской равнины | |
Северяне | По среднему течению реки Днепр и по реке Десна | |
Полочане | Бассейн Западной Двины | |
Бужане, волыняне | Верховья Южного Буга | |
Белые хорваты | Северная часть западных склонов Карпат | |
Дулебы | К югу от реки Буг |
o Соседи восточных славян
На северо-западе | Предки современных литовцев, латышей и финно-угорские племена-предки эстонцев | |
На северо-востоке | финно-угорские племена-мордва, весь, карела, чудь | |
На юге | кочевники-авары (обры), хазары, в IX в печенеги, в XI половцы. |
Значительное влияние на взаимоотношения восточных славян с соседями оказали византийцы и жители Скандинавского полуострова (варяги)
|
|
|
Важнейшие языческие праздники Древней Руси
o 25 декабря Коляда. День зимнего солнецеворота, Рождества.
o 19-25 марта Комоедицы или Масленица, Великдень. Это день весеннего солнцестояния, поворотный момент в календаре и укладе жизни.
19-22 июня Купало. Это главный летний языческий праздник у славян – День летнего Солнцестояния, Коловорота.
Древние славяне были язычниками. В глубокой древности у них был широко распространен культ Рода и рожаниц, тесно связанный с поклонением предкам. Постепенно сложился пантеон славянских богов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы или отражал социальные и общественные отношения того времени.
o Нет точных данных о языческих жрецах, видимо, ими были летописные волхвы, боровшиеся в XI вс распространением христианства. Во время культовых ритуалов, проходивших в специальных местах-капищах, богам приносились жертвы. Языческие верования определяли духовную жизнь восточных славян.
|
|
Культура восточных славян и Киевской Руси в VI-XI вв.
Отправным моментом развития русской культуры является эпоха становления государственности. Стоит отметить, что восточные славяне издревле были земледельческим народом.
Восточнославянские языки относятся к славянской группе индоевропейской языковой семьи. Считается, что древние славяне не имели письменности. Однако, например, болгарский автор X в Черноризец Храбр свидетельствует, что в древности славяне использовали для записи «черты и резы» (очевидно, что это была примитивная азбука наподобие скандинавских рун), а также буквы греческого и латинского алфавитов. Настоящая письменность появилась у них только после принятия христианства. Получившая распространение на Руси азбука кириллица была изобретена в IXвбратьями- монахами Кириллом и Мефодиемпо заказу западнославянского князя Ростислава, правителя Великоморавской державы. При помощи этой азбуки были записаны
Памятник свв.Кириллу и Мефодию (скульптор В.М.Клыков, 1992, Москва, Славянская площадь
переведенные на славянский язык греческие богослужебные книги.
Князь Владимир Святой (скульптор П. Клодт, 1853, Киев)
Князь Владимир Святославович пытался укрепить языческую веру, а вместе с ней и свою княжескую власть. С этой целью в 980 г был создан пантеон из пяти богов во главе с Перуном, который особенно почитался среди дружинников. Но эта мера мало чтоизменила, и тогда Владимир произвел своеобразную духовную революцию сверху - ввел в 988 г. христианство, установив обязательное отчисление десятой части доходов князя в пользу церкви. Единобожная (монотеистическая) по своей сути религия, имевшая мощные традиции, тесно связанная со светской властью, позволила вытеснить местные языческие культы и заложила духовную основу для складывающейся единой русской народности и Древнерусского государства.
Крещение Руси князем Владимиром (988г) является одним из самых значительных, поворотных событий в русской культуре. Выбором греческого православия был во многом определен путь развития России на много столетий вперед.
Литература и распространение грамотности.
Вместе с письменностью на Русь пришла обширная литература, состоящая из множества переводных (с греческого) сочинений, прежде всего, конечно, богословского характера:Библия, богослужебные книги, произведения «отцов церкви» Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина, Василия Великого, жития святых. Книги эти были написаны в основном на древнеболгарском языке. Этот язык, который часто именуют церковнославянским, хотя и отличался от древнерусского весьма существенно, но был хорошо понятен на Руси.
Знакомство с переводной литературой дало толчок развитию литературы оригинальной.
· «Слово о Законе и Благодати» (XIв). Автор митрополит киевский Илларион (оратор, писатель, церковно-политический деятель). Это был первый представитель Киевской Руси, занявший митрополичий престол, до него на это место патриархом константинопольским обычно назначались греки. «Слово» отличается исключительной важностью идейно-политического содержания и совершенством формы. Его основной идеей является апология Русской земли и утверждение превосходства совсем еще молодого русского православия над старым византийским.
· «Сказание о Борисе и Глебе» (XIв). Золотым веком древнерусской литературы киевского периода является время княжения Ярослава Мудрого. Он организовал перевод и переписку книг, создав тем самым при киевском Софийском соборе первую русскую библиотеку. При нем были канонизированы первые русские святые-князья Борис и Глеб, погибшие во время усобицы, разгоревшейся в годы молодости Ярослава, когда шла борьба за княжеский престол (1015г). Под покровительством Ярослава Мудрого было создано «Сказание о Борисе и Глебе» (XIв) (являющееся, по
|
|
· Князь Ярослав Мудрый (Скульптурная реконструкция по черепу выполнена в мастерской М.М. Герасимова, 1950е годы)
существу, житием святых князей. В «Сказании» воплотились представления о святости братских уз, о ценности братолюбия, весьма распространенные в общественном сознании Древней Руси.
· «Житие св. Феодосия Печорского» (XIв) Автор Нестор Летописец. В княжение Ярослава недалеко от Киева возникает Киево-Печерский монастырь, на долгое время ставший одним из главных духовных и культурных центров Руси. Замечательным произведением древнерусской литературы является житие св. Феодосия Печорского, одного из первых и
самых почитаемых игуменов, составленное в монастыре Нестором Летописцем в конце XIв. Сам Феодосий тоже оставил след в литературе. Им были написаны многочисленные «Слова» богословного содержания: о смирении,
Нестор-летописец (скульптор М.Антокольский, 1890, ГТГ)
любви и посте, о душевной пользе и т.д.
· Хронографы (XIв.). Одна из характерных черт культуры Древней Руси – большой интерес к истории. Популярностью пользовались переведенные с греческого исторические сочинения:
· Хроника Георгия Амартола
· Хроника Иоанна Малалы и др, на основании которых в XIв. составляются своды всемирной истории, получившие название хронографов.
Записи исторического характера велись и на Руси. Предположительно самая первая летопись (летописания) –
· Древнейший свод была создана уже в конце Xв. начале XIв. За ней последовало еще несколько летописных сводов:
· Никоновский свод (1073г)
· Начальный свод (1095г), ставший предтечей знаменитой
· Повести временных лет (1113г).Автор: монах Киево-Печерского монастыря Нестор
· Исторические повести (XIIв.)
· Свод законов «Русская правда» («Правда Ярослава», «Правда Ярославичей» ограничивал (впоследствии отменил) обычай кровной мести, вводил штрафы в защиту интересов имущих слоев.
|
|
· Былины. Устное народное творчество: киевские былинные циклы о воинах Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче, пахаре Микуле Селяниновиче и новгородские былины о Садко –торговом человеке, купце, воспевающем красоту, величие и неиссякаемое могущество Господина Великого Новгорода. Значительная доля исторической информации сохранялась в устных преданиях, часть из которых затем использовалась летописцами, а некоторые другие вошли в фольклорную традицию, став основой формирования русского героического эпоса – былин.
· Берестяные грамоты. Бурный расцвет литературы при Ярославле во многом был обусловлен распространением грамотности не только среди верхов, но и в широких массах общества благодаря открытию школ при монастырях. О широком распространении грамотности свидетельствуют найденные при археологических раскопках берестяные грамоты, содержащие записи бытового содержания.
· «Остромирово Евангелие» (1056-1057гг) Книжное дело, традиции которого были заложены при Ярославе, продолжали развиваться и во второй половине XIв. Древнейшей рукописью, сохранившейся до наших дней, считается Евангелие, созданное в 1057 г. в Киеве по заказу новгородского боярина Остромира.
· «Изборник Святослава» (1073г) является настоящим шедевром. Это сборник переводных нравоучительных рассуждений, написанных на больших листах пергамента. Производство книг в те времена было очень трудоемким и считалось большой ценностью.
· «Поучение детям» Владимир Мономах (начало XII в.)Мономах наставлял потомков в лучших нравственных качествах, осуждал междоусобную вражду и призывал к единству Русской земли
· Греческие романы
· Византийские хроники
· Монастырские школы.
Зодчество.
Больших высот в X- XIв. достигла архитектура, развитие которой неразрывно связано с распространением христианства. До принятия православия все постройки в древнерусских городах возводились из дерева. Вместе с новой религией на Русь пришла каменная архитектура. Строительство было обусловлено нуждами церкви – возводились, прежде всего, храмы. Самая первая каменная
· церковь Покрова Богородицы (Десятинная) была заложена князем Владимиром сразу после возвращения из Корсуни в 989 г. (989-996г)
На Руси получил распространение так называемый крестово – купольный тип храма. Модель эта пришла на Русь из Византии. Крестово-купольными их называли потому, что центральные (поперечный и продольный) своды храма располагались крестообразно, образовывая крест, увенчанный куполом. Изнутри своды и купол поддерживались четырьмя колоннами.
Архитектурным убранством Киев стремился подражать Константинополю. При Ярославе Мудром по всей Руси разворачивается обширное храмовое и гражданское строительство. Для ведения работ приглашаются лучшие константинопольские мастера.
· Собор Спаса в Чернигове (1031-1036г)
· Софийский собор в Киеве (1037-1041г).Построен в честь полного и окончательного разгрома печенегов при князе Ярославе Мудром в византийской художественной традиции. Отличительной чертой храмов, строившихся на Руси, было многоглавие. Софию киевскую венчали 13 куполов. Материал – плинфа – широкий и плоский кирпич)
· Софийский собор в Новгороде (1045-1050г).
Построен по велению новгородского князя Владимира Ярославовича – сына Ярослава Мудрого
· Софийский собор в Полоцке (1060г)
· «Золотые ворота в Киеве».
В Киеве, помимо храмов, строятся новые городские стены с башнями, одна из которых, носившая название «Золотые ворота», служила торжественным въездом в город.
· «Золотые ворота во Владимире» (1058-1164г).построены при князе Андрее Боголюбском. Памятник всемирного наследия ЮНЕСКО
Живопись.
Храмы украшались мозаиками и фресками. Прекрасные мозаики сохранились в центральных помещениях киевского Софийского собора.
Новгородская София была расписана фресками.
· Мозаика (подкупольное изображение Христа Пантократора(Вседержителя),
Богоматерь Оранта (Молящаяся),
апостолов в Софийском соборе в Киеве.
· Иконопись (икона Владимирской Божией Матери (Богоматери), по преданию написанная евангелистом Лукой (12 век, ГТГ)
,
· Фреска (изображение семьи Ярослава Мудрого, охотничьи сцены, изображения скоморохов в Софийском соборе в Киеве)