Самообразование студентов как фактор успешности профессиональной деятельности

Технология организации самостоятельной работы студентов зависит от структуры, характера и особенностей изучаемой дисциплины, объема часов на ее изучение, вида заданий для самостоятельной работы студентов, индивидуальных качеств студентов и условий учебной деятельности.

К основным формам самостоятельной работы относятся подготовка к занятиям по конспектам, рекомендованной литературе и другим источникам информации; изучение рекомендованной литературы по теме или вопросу; решение индивидуальных задач и выполнение индивидуальных заданий; выполнение алгоритмизированных заданий (в том числе, работа по конспектам, учебникам и др. учебно-методическим материалам); библиографический поиск и составление списка литературы по теме исследования; написание рефератов; подготовка к контрольным мероприятиям по дисциплине; подготовка отчета по практике; выполнение курсовых работ (проекта); выполнение выпускной квалификационной работы и др.

Дополнительные формы самостоятельной работы включают изучение темы по материалам Интернет; выполнение заданий на структурирование, обобщение и анализ материала; составление планов, тезисов, глоссариев и перечней опорных понятий при самостоятельном изучении тем и подготовке к семинарским занятиям; подготовка к участию в деловой или ролевой игре; подготовка к олимпиаде или конкурсу по будущей специальности; разработка наглядных пособий, раздаточного материала для проведения занятий; самостоятельные упражнения на учебном оборудовании; рецензирование рефератов и других работ обучающихся; разработка тестов и других видов контроля; библиографический поиск с аннотированием литературы; участие в научных исследованиях (в том числе, проведение самостоятельных экспериментов, разработка программы исследования, проведение социологического опроса, сбор и статистическая обработка данных и т.д.); подготовка научных докладов; написание научных статей и тезисов доклада и др.

Данные формы внеаудиторной самостоятельной работы могут быть классифицированы в соответствии с решаемыми дидактическими задачами:

- для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками: ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование компьютерной техники и Интернета и др.;

- для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции; работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; изучение нормативных материалов; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование и др.); подготовка тезисов сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов: составление библиографии, тематических кроссвордов и др.;

- для формирования умений и профессиональных компетенций: решение задач и упражнений по образцу; решение вариативных задач и упражнений; выполнение чертежей, схем; выполнение расчетно-графических работ; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым играм; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; подготовка курсовых и дипломных работ (проектов); экспериментально-конструкторская работа; опытно-экспериментальная работа; упражнения на тренажере; упражнения спортивно-оздоровительного характера и др.

В контексте организации аудиторной самостоятельной работы необходимо уделить внимание дидактическим возможностям технологии обучения в сотрудничестве (Сooperative Learning), которая получила широкое распространение в зарубежных системах общего и профессионального обучения (Германия, Нидерланды, Великобритания, Австралия, Израиль, Япония). Опыт реализации различных модификаций данной технологии позволяет утверждать, что совместный труд студентов в группе от двух до пяти человек над одним учебным проектом или заданием оказывается намного продуктивнее традиционных объяснительно-иллюстративного и репродуктивных методов. Разновидностей технологии обучения в сотрудничестве несколько, отличаются они и постановкой учебных задач и организационными формами.

1. Student Team Learning (STL, обучениевкоманде). Этот метод уделяет особое внимание "групповым целям" (team goals) и успеху всей группы (team success), которые могут быть достигнуты только в результате самостоятельной работы каждого члена группы (команды) в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой, проблемой, вопросом, подлежащими изучению. Таким образом, задача каждого обучающегося состоит не в том, чтобы выполнить какое-то задание, а в том, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, и при этом вся команда знала, чего достиг каждый. Вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом, поскольку успех команды зависит от вклада каждого, совместном решении поставленной перед ними проблемы. Метод STL сводится к трем основным принципам:

1. принцип награды (team rewards), которую команды и группы могут получать в виде сертификата, диплома и других видов оценки их совместной деятельности, если они превзойдут установленный для них критерий. При этом группы не соревнуются друг с другом, так как все команды имеют разную "планку" результатов и время на ее достижение;

2. принцип индивидуальной (персональной) ответственности означает, что успех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена. Это стимулирует всех членов команды следить за успехами друг друга и всей командой приходить на помощь своему товарищу в усвоении, понимании материала так, чтобы каждый чувствовал себя экспертом по данной проблеме;

3. принцип равных возможностей для достижения успеха означает, что каждый обучающийся приносит очки своей группе, которые он зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов. Сравнение, таким образом, проводится не с результатами других студентов этой или других групп, а с собственными, ранее достигнутыми результатами. Это дает продвинутым, средним и отстающим обучающимся равные возможности в получении очков для своей команды. Стараясь изо всех сил улучшить результаты предыдущего опроса, зачета, экзамена (и улучшая их), и средний, и отстающий обучающийся приносят своей команде равное количество баллов, что позволяет им чувствовать себя полноправными членами команды и стимулирует желание поднимать выше свою персональную "планку".

Другая разновидность обучения в сотрудничестве Jigsaw ("Пила") разработана Elliot Aronson в 1978 г. Учащиеся разбиваются на группы по 4-6 человек для работы над учебным материалом, который состоит из отдельных фрагментов. Например, тема "Биография" может быть разбита на: ранние годы жизни, первые достижения, средние и поздние годы жизни, влияние на историю. Каждый член группы находит материал по своей части. Затем учащиеся, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется "встречей экспертов". После этого они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания. Так как единственный путь освоить материал всех фрагментов и таким образом узнать всю биографию данного человека это внимательно слушать своих партнеров по команде и делать записи в тетрадях, никаких дополнительных усилий со стороны преподавателя не требуется. Обучающиеся чрезвычайно заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, так как это может отразиться на их итоговой оценке. Отчитывается по всей теме каждый в отдельности и всей командой.

С первого взгляда может сложиться впечатление, что в основе технологий обучения в сотрудничестве лежит хорошо известная в методике форма группового обучения. Тем не менее, можно выделить три отличия работы в малых группах по методике обучения в сотрудничестве от других форм работы в малых группах: во-первых, взаимозависимость членов группы между собой наряду с личной ответственностью каждого члена группы за свои успехи и успехи своих товарищей; во-вторых, особое внимание уделяется социальным аспектам обучения, в частности, способам общения между членами группы; в-третьих, общая оценка работы группы, которая не всегда выражается в баллах, а зачастую носит качественный характер и складывается из оценки формы общения обучающихся в группе наряду с академическими результатами работы. После совместной работы отводится специальное время для обсуждения вопроса, как студенты работали, помогая друг другу. Они обсуждают свою деятельность и ее результаты, намечают пути совершенствования своего сотрудничества. Каждый из указанных аспектов необходим для плодотворной работы группы. Главное, чтобы деятельность учащихся была структурирована таким образом, чтобы они были вовлечены в активную совместную деятельность с личной ответственностью за действия каждого и собственные действия.

Существует три типа взаимозависимости участников совместного обучения:

  • зависимость от единой цели, которая осознается учащимися и которую они могут достичь только совместными усилиями;
  • зависимость от источников информации, поскольку каждый участник группы владеет только частью общей информации или источника информации, которая необходима для решения поставленной общей задачи; каждый должен внести свой вклад в решение общей задачи;
  • зависимость от формы поощрения в одной группе либо поощряются одинаково все участники, либо не поощряются никак.

Взаимозависимость по указанным аспектам предполагает и индивидуальную ответственность за общий результат. Цель, задача, которая ставится перед группой, предполагает владение учебным материалом каждым учащимся группы. Среди возможных способов обеспечить такую ответственность можно выделить следующие:

- выделить одного из членов группы и попросить его рассказать об общем замысле решения задания, плане и т.д.;

- распределить учебный материал, виды деятельности между учащимися по типу "Jigsaw";

- оценка, которую получает группа, является как бы исходной, ее можно улучшить, если каждый участник группы сможет что-то добавить к сказанному, сделанному и пр.;

- выбрать по одному студенту из каждой группы и предложить выполнить небольшую контрольную, тест по изучаемой теме.

Существуют различные подходы в организации контроля результатов обучающихся при реализации технологии обучения в сотрудничестве:

- оценивается общий результат (продукт) деятельности всей группы (сочинение, модель, задача, блок-схема);

- заполняется таблица успехов каждого члена группы по каждой теме (в описательной форме);

- каждый член группы заполняет собственный рабочий лист, любую работу, но преподаватель берет для анализа один/одну от группы на свой выбор, исправляет ошибки, оценивает.

Поощрения могут реализоваться в виде балльной оценки; похвалы преподавателя; это может быть также выделение дополнительного времени для чтения; предоставление свободного времени; определенной атрибутикой, например - грамота; запись индивидуальных и групповых достижений в специальный журнал, размещение фотографии на специальном стенде.

В процессе реализации различных форм организации самостоятельной работы студентов могут быть использованы возможности различных информационных технологий.

При работе над лекционной темой информационные технологии и Интернет-ресурсы могут быть использованы при написании обзорного реферата, раскрывающего тему лекции и дополняющего ее содержание; рецензии на сайт по изучаемой теме; анализе существующих рефератов в сети на данную тему, их оценивании; написании своего варианта плана или фрагмента лекции с учетом ресурсов сети Интернет; составление библиографического списка; обсуждение содержания лекции в сети; размещение выполненных рефератов и рецензий на сайте поддержки курса, создание рейтинга студенческих работ по данной теме. При подготовке к семинарским и лабораторным занятиям, помимо уже указанных видов самостоятельной деятельности, возможности информационных технологий могут быть реализованы при написании докладов; рецензировании рефератов по теме семинара; при подготовке к дискуссии по теме семинарского занятия; при обсуждении возникающих проблем, связанных с подготовкой к семинару или практическому занятию в режиме телеконференции; при создании web-страниц с ответами на часто возникающие вопросы, полезными ссылками и необходимыми справочными материалами; при разработке учебных проектов в мини-группах или индивидуально, а также в работе с web-квестом, созданным преподавателем.

Технология Web-квест предполагает специальным образом организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой студенты осуществляют поиск информации в сети по указанным адресам. Web квесты создаются для того, чтобы эффективно использовать время учащихся, реализовать полученную информацию в практических целях, развивать умения критического мышления, анализа, синтеза и оценки информации. Данный вид деятельности был разработан в 1995 году в государственном университете Сан-Диего исследователями Берни Додж и Томом Марч.

Чтобы данная работа была максимально эффективной, web-квест как специальным образом организованная web-страница должен содержать следующие компоненты: введение, в котором описываются сроки проведения и задается исходная ситуация; учебное задание, которое необходимо выполнить студенту; набор ссылок на ресурсы сети, необходимые для выполнения задания (ссылки на web-страницы, электронные адреса экспертов или тематические чаты, книги); описание процесса выполнения работы над заданием с указанием конкретных сроков и этапов; некоторые пояснения по переработке полученной информации (направляющие вопросы, дерево понятий, диаграммы и т.д.); заключение, которое определяет пути для дальнейшей самостоятельной работы по теме или содержит описание того, каким образом можно перенести полученный опыт в другую область.

Web-квесты могут быть краткосрочными и долгосрочными. Целью краткосрочных проектов является приобретение знаний и осуществление их интеграции в свою систему знаний. Работа над кратковременным web-квестом может занимать от одного до трех сеансов. Долгосрочные web-квесты направлены на расширение и уточнение понятий. По завершении работы над долгосрочным web-квестом, студент должен уметь вести глубокий анализ полученных знаний, уметь их трансформировать, владеть материалом настолько, чтобы суметь создать задания для работы по теме. Работа над долгосрочным web-квестом может длиться от одной недели до месяца (максимум двух).

Web-квесты лучше всего подходят для работы в микрогруппах, однако существуют и web-квесты, предназначенные для работы отдельных студентов. Дополнительную мотивацию при выполнении web-квеста можно создать, организовав его в форме ролевой игры и предложив студентам выбрать роли (например, ученый, журналист, детектив, архитектор и т.п.) и действовать в соответствии с ними. Web-квесты могут быть монопредметными, т.е. реализоваться в рамках одного предмета или носить межпредметный характер.

Формы заданий web-квеста могут быть различными, например, создание базы данных по исследуемой проблеме, написание интерактивной истории; создание документа, дающего анализ какой-либо сложной проблемы и приглашающий студентов согласиться или не согласиться с мнением авторов; проведение интервью on-line с виртуальным персонажем и т.д.

Контроль результатов самостоятельной работы студентов осуществляется в пределах времени, указанного в учебных планах на аудиторные учебные занятия по дисциплине и может проходить в письменной, устной или смешанной форме, с представлением изделия или продукта творческой деятельности студента. Результаты контроля самостоятельной работы студентов должны учитываться при осуществлении итогового контроля по дисциплине. Контроль результатов самостоятельной работы студентов может проводиться одновременно с текущим и промежуточным контролем знаний студентов

Для контроля самостоятельной работы студентов могут быть использованы разнообразные формы, методы и технологии контроля, как традиционные (контрольные работы, коллоквиумы, собеседование, зачеты, экзамены), так и инновационные (рейтинг, презентации, создание портфолио, защита творческих работ и учебных проектов, написание эссе, взаимооценивание).

Формы контроля учебных достижений могут быть следующими:

- текущий контроль усвоения знаний на основе оценки устного ответа на вопрос, сообщения, доклада и д.п. (на практических занятиях);

- решение ситуационных задач по практикоориентированным дисциплинам;

- конспект, выполненный по теме, изучаемой самостоятельно;

- представленный текст контрольной работы;

- отчёт, дневник наблюдения, протоколы процедур, таблицы, схемы и т.п.;

- тестирование, выполнение письменной контрольной работы по изучаемой теме;

- рейтинговая система оценки знаний студентов и слушателей по блокам (разделам) изучаемой дисциплины, циклам дисциплин;

- успешное прохождение текущих, промежуточных, итоговых экзаменов и зачетов;

- отчёт о научно-исследовательской работе (её этапе, части работы и т.п.);

- статья об учебно-исследовательской работе, тезисы выступления и другие публикации в научном, научно-популярном, учебном издании по итогам самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы студентов и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: