double arrow

Направления функционирования физического воспитания как социального явления

Рассматривая физическое воспитание как социальное явление через категории потребности, деятельности и нравственности можно выделить основные направления и принципы его функционирования.

Основные направления [9]:

1. Продуктивная деятельность – обобщение и осмысливание практического опыта, проведение исследования с целью формирования новых идеалов, средств и методов, осуществления педагогического процесса физического воспитания и социальных форм организации населения. Удовлетворяет потребность в знаниях о процессе физического воспитания (научно-исследовательская деятельность).

2. Физическое воспитание включает общую, профессионально-прикладную физическую подготовку (ППФП) и физическую культуру (ФК) в системе научной организации труда (НОТ), удовлетворяет потребности человека и общества в укреплении здоровья, улучшении физического развития, подготовке к жизнедеятельности, организации свободного времени.

3. Спорт удовлетворяет потребности отдельных людей и общества в целом в стремлении к саморазвитию максимальных физических возможностей человека, удовлетворении зрелищных запросов.

4. Физическая рекреация удовлетворяет потребности в оздоровлении, активном отдыхе, развлечении.

5. Физическая реабилитация вместе с ЛФК удовлетворяет потребности в оптимизации процессов выздоровления после заболеваний.

6. Валеология вместе с гигиеной удовлетворяет потребность знаний о здоровом образе жизни.




Принцип функционирования каждого из этих направлений и всей системы в целом может быть следующим: спрос (потребности)-предложение -процесс-результат.

Спрос определяется потребностями и желаниями граждан, социальных групп, общества в целом в использовании средств физического воспитания в основных видах занятости (учеба, работа, свободное время), укреплении здоровья, подготовке к трудовой деятельности, идеалами, общественным мнением, модой, уровнем общей культуры, материальными условиями жизни, национальными традициями.

Предложения по удовлетворению спроса (отдельными лицами, фирмами, государством) характеризуются соответствием спросу по целевой направленности (укрепление здоровья, достижение высокого спортивного результата, реабилитация и т.д.), применением предполагаемых форм удовлетворения потребностей (виды занятий, виды спорта), доступностью для населения (платные, бесплатные), нравственной ориентацией [1].



Процесс - педагогический процесс физического воспитания и все его разновидности (спортивная тренировка, профессионально-прикладная физическая подготовка, рекреация, реабилитация и т.п.) характеризуется эффективностью, экономичностью, научно-методической обоснованностью, материальной, медицинской и кадровой обеспеченностью.

Результат оценивается по степени удовлетворения индивидуальных потребностей человека и потребностей и интересов общества. Результат функционирования системы физического воспитания в целом может оцениваться по степени его внедрения в образ жизни людей, состоянию здоровья, уровню физической подготовленности, степени использования средств физического воспитания в быту и основных видах занятости населения. В свою очередь, результат определяет характер и уровень спроса.

Об эффективности системы физического воспитания в стране или регионе можно судить по совокупности следующих показателей:

1. Степень осознания роли и места физического воспитания в жизни людей и общества (идеалы, цели, задачи, принципы).

2. Количество, качество и доступность для населения спортивных сооружений и инвентаря.

3. Степень проникновения ФВ в жизнь и быт населения (процент занимающихся ФВ и спортом).

4. Уровень научных знаний и количество квалифицированных кадров.

5. Состояние социальной организации физического воспитания населения (платное, бесплатное).

6. Состояние здоровья, физического развития и физической подготовленности населения [5].

Следует отметить, что в зависимости от особенностей государственного устройства страны характер взаимодействия между компонентами может быть административный (администрация определяет потребности), функциональный (объективный, рыночный), основанный на маркетинговом отношении спроса и предложения, и административно-функциональный.







Сейчас читают про: