double arrow

ГЛАВА 3. СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Обучение в процессе физического воспитания обеспечивает одну из его сторон – физическое образование, под которым понимается «системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретение таким путем необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний» [8].

В процессе физического воспитания занимающихся обучают различным двигательным действиям в целях развития способности управлять своими движениями, а также в целях познания закономерностей движений своего тела. Обучают также правильному выполнению движений, используемых в качестве общеразвивающих упражнений для управления физическим развитием. И наконец, учащихся обучают технике двигательных действий, необходимых в труде, быту или на спортивной тренировке.

Обучение – это целенаправленный, систематический и организованный процесс формирования и развития у социальных субъектов качеств, необходимых им для выполнения каких-либо функций. Обучение включает в себя учение и преподавание.

Учение – это деятельность обучаемого по овладению знаниями, умениями и навыками.

Преподавание – это педагогическая деятельность учителя по организации и управлению учебной деятельностью занимающихся [1, c. 22].

В процессе обучения двигательным действиям ставится задача научить управлять своими действиями. Это значит – регулировать прилагаемые усилия, быстроту выполнения, форму, амплитуду, направление движения.




До обучения двигательному действию необходимо установить готовность обучаемого к его освоению. Готовность определяется при помощи специальных тестов, которые оценивают:

1. Степень развития физических качеств, или физическую подготовленность.

2. Наличие двигательного опыта упражнений с положительным переносом, или координационную подготовленность.

3. Психологическую подготовленность к выполнению данного действия [5, c. 133].

В случае готовности учащегося к освоению нового двигательного действия, составляют комплекс подводящих упражнений с положительным переносом умений и навыков. При многократном повторении комбинаций упражнений, если это возможно, сначала они выполняются в медленном темпе с фиксацией фаз, после выполняются медленно и плавно без фиксации, затем постепенно темп увеличивают до необходимого уровня. При выполнении сложнокоординационных упражнений в одной комбинации, вначале отрабатывают каждое отдельное упражнение, а затем их соединяют в необходимых сочетаниях.



При обучении двигательным действиям необходимо следовать принципам:

1) доступности к выполнению упражнения (физическая и психологическая подготовленность, достаточный опыт координации движений);

2) индивидуализации – особенности психологического типа личности, скорость усвоения образа и принятия решения;

3) систематичности решения новых обучающих задач;

4) постепенного повышения уровня трудности выполняемых двигательных действий;

5) высокой мотивацией к обучению [14, c. 155].

Оптимальные системы обучения новым двигательным действиям разработаны во многих видах спорта в виде программ обучения технике движений. Последовательное выполнение учебно-подготовительных заданий, составленных в соответствии с такими программами, позволяет обеспечить положительный перенос, быстрое и правильное усвоение техники движений.

Схематично структуру обучения представил М.М. Боген (рис. 1.1).

 

Рис. 3.1. переход знания в умения и навыки

 

Весь процесс обучения двигательным действиям включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга как частными задачами, так и особенностями методики.






Сейчас читают про: