double arrow
Цель, задачи и принципы физического воспитания

Физическое воспитание формирует систему ценностных ориентации личности на здоровый образ жизни, обеспечивает мотивационную, информационную, функциональную и двигательную готовность к нему. Оно осуществляется в соответствии с общими и специфическими для него закономерностями, принципами и правилами педагогического процесса. Влияет на интеллектуальные, психические, морально-волевые и другие качества личности [12].

Основной формой физического воспитания в дошкольном, общем, профессиональном, высшем образовании являются обязательные учебные занятия. В процессе таких занятий изучается учебная дисциплина «Физическая культура» структурная единица системы образования. Физическое воспитание осуществляется также в процессе семейного, внешкольного, специального, дополнительного образования и в процессе самовоспитания [1].

Социально значимыми результатами физического воспитания являются физическая подготовленность и физическое развитие занимающихся, знания, двигательные и методические умения, навыки и привычки, необходимые для физического самовоспитания, формирования здорового образа жизни, культурной организации свободного времени. К ним относятся также физическое и духовное оздоровление, повышение сопротивляемости организма заболеваниям, физическая реабилитация и рекреация [11].

Физическое воспитание позволяет разносторонне воздействовать на личность. Вместе с тем многие социально значимые результаты физического воспитания достигаются в настоящее время лишь частично. Уровень физической подготовленности, отвечающий требованиям, предъявляемым службой в армии, оказывается недоступным значительной части юношей и мужчин выпускников средних и высших учебных заведений. Как недостаточный может быть оценен уровень физической подготовленности девушек и женщин. Все это свидетельствует о проблеме физической подготовки учащихся и студентов.




Физическое воспитание является целостным процессом, в котором развитие (в биологическом понятии) сочетается с умственным образованием и воспитанием: нравственным, эстетическим, патриотическим. Процесс освоения нового осуществляется в специальном взаимодействии учителя (учебника при самостоятельных занятиях) и ученика. В ходе процесса осознанно или неосознанно в общении с товарищами, учителем, при выполнении и освоении упражнений происходит освоение новых знаний, умений, навыков, а также самосовершенствование человека [6]. Например, в процессе самостоятельных игр детей эти знания, умения и навыки обусловливаются естественными условиями, в которых протекает деятельность (вид занятий, состав группы, нравственные установки и др.), а результат носит вероятный характер, т.е. зависит от внешней среды и индивидуальных особенностей ее восприятия каждым из занимающихся. Если занятия провести под руководством преподавателя, то выступает фактор освоения программы, предложенной преподавателем, который определяет цели, режим, мотивацию, характер поведения, а также результат деятельности. В ходе процесса действуют три фактора: удовлетворение личных потребностей и желаний, объективное влияние среды, предлагаемые преподавателями программы поведения. Все три фактора действуют на занимающихся параллельно и до известной степени самостоятельно. Доминирующее влияние того или другого фактора обусловливаются объективными закономерностями психической адаптации. Педагогический процесс физического воспитания имеет в целом две стороны: удовлетворение неосознанных и осознанных потребностей человека и образовательно-воспитательную. Критериями эффективности процесса является степень решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, экономической, нравственной ориентированности.



Специфической особенностью физического воспитания, отличающей его от умственного образования и воспитания, является его преимущественная направленность на биологическую сферу человека: направленное изменение его форм (например, осанки), функциональных возможностей отдельных систем организма (мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной и др.), развитие двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости и др.), обучение двигательным действиям, повышение сопротивляемости внешним факторам (закаливание). Несмотря на эту специфику, физическому воспитанию свойственны общие признаки педагогического процесса [18].

Физическое воспитание как педагогический процесс имеет правовые и этические аспекты.

Правовые: в процессе физического воспитания одна мыслящая личность (преподаватель) управляет другой мыслящей личностью - занимающимся. Управление может осуществляться только с согласия управляемого при полном понимании им цели и стоимости (затраты времени, энергии) ее достижения. Преподаватель несет моральную, профессиональную и уголовную ответственность за физическое и духовное здоровье занимающегося.

Этические: этика отношений, формирование у занимающихся правильной гуманистической мотивации занятий, формирование необходимых знаний, нравственных и волевых качеств.

Ученика, спортсмена нельзя использовать как средство достижения личных целей преподавателя, спортивного общества, государства.

Изменения, происходящие под влиянием физического воспитания в процессе воздействия на организм человека специальными средствами, обусловлены одной из основных объективных закономерностей жизнедеятельности живых организмов - способностью к адаптации - оптимальному, приспособительному изменению функционирования за счет саморегуляции [3].

В процессе накопительной адаптации происходит саморазвитие организма, повышение его функциональных возможностей.

По своему характеру физическое воспитание является процессом, направленным на повышение или поддержание на определенном, заданном уровне функциональных возможностей организма за счет определенной системы воздействий, т.е. является управляемым процессом.

Поэтому по своей сути физическое воспитание представляет собой процесс управления адаптивным функционированием организма здорового человека.

Цели и задачи этого процесса обусловливаются потребностями отдельных личностей, демографических и социальных групп и общества в целом.

Целью физического воспитания является удовлетворение потребностей отдельных людей и общества в целом в формировании всесторонне духовно и физически развитого человека, содействуя повышению его жизнедеятельности [6].

Задачами физического воспитания являются:

1. Укрепление здоровья занимающихся, повышение уровня жизнедеятельности, повышение сопротивляемости организма действию неблагоприятных факторов внешней среды.

2. Повышение функциональных возможностей организма до необходимого безопасного или должного уровня развития физических качеств.

3. Овладение двигательными умениями и навыками, обеспечивающими безопасную жизнедеятельность человека.

4. Сообщение знаний в области физической культуры и обучение прикладному их использованию по совершенствованию своего организма.

5. Формирование мотивационных установок занимающихся на физическое и духовное самосовершенствование.

6. Формирование мировоззрения, этическое, нравственное воспитание: уважение к человеку, уважение к своей Родине, своей профессии, самому себе [18].

Основными принципами физического воспитания являются:

1. Принцип гуманистической ориентации. Не допускается применение таких средств, методов, форм занятий, которые унижают достоинство личности или приносят вред здоровью.

2. Принцип приоритета потребностей, мотивов и интересов личности предполагает построение системы физического воспитания в целом и отдельных программ с учетом индивидуальных и групповых, социальных и духовных потребностей людей, а также формирование мотивации к занятиям физической культурой исходя из влияющих внешних и внутренних факторов.

3. Принцип всестороннего развития личности предполагает оптимальное сочетание физического (телесного) и духовного развития личности.

4. Принцип оздоровительной направленности предполагает ориентацию занятий физическими упражнениями на достижение должных норм физического состояния, соответствующих высокому уровню здоровья.

5. Принцип индивидуализации предусматривает подбор адекватных средств и методов физического воспитания соответственно индивидуальным особенностям занимающихся и их уровню физического состояния.

6. Принцип связи физического воспитания с другими видами деятельности и занятости людей предусматривает рациональное сочетание средств физического воспитания с профессиональной, учебной деятельностью, в быту и во время досуга и отдыха населения [11].







Сейчас читают про: