Цель физического воспитания в советской школе — вырастить здоровое, жизнерадостное поколение и подготовить его к труду и защите нашей Родины.
Цель физического воспитания можно достигнуть, решив ряд конкретных задач:
а) укрепление здоровья, закаливание организма ребенка;
б) забота о его нормальном физическом развитии;
в) воспитание силы, выносливости, ловкости и быстроты движений;
г) сообщение учащимся знаний, выработка у них умений и навыков как в общих, естественных видах действий (ходьба, бег, метание и т. п.), так и в специальных видах физических упражнений (различные виды спорта, подвижные игры, специальные гимнастические упражнения).
д) воспитание моральных и волевых качеств советского человека (коллективизма, советского патриотизма, коммунистического отношения к труду, мужества, силы воли, инициативы, смелости и др.).
Все эти задачи тесно взаимосвязаны. Готовя ребенка к труду, нельзя игнорировать задачу укрепления его здоровья, физического развития, развития моральных и волевых качеств.
Задачи физического воспитания, стоящие перед массовой школой, с той же серьезностью ставятся и перед вспомогательной школой. Однако в связи со своеобразием физического воспитания в ней А. Н. Граборов выдвигает и специальные задачи. В частности, он указывает на четыре основные:
1) создание условий для возможности правильного физического развития учащихся;
2) собственно физическое воспитание;
3) коррекция недостатков физического развития;
4) стимуляция физического развития ребенка[22].
Нетрудно заметить, что А. Н. Граборов определяет специальные задачи, исходя из общих задач физического воспитания. Первая из них должна решаться всем коллективом учителей и родителями. В специальной коррекционной школе VIII вида особое внимание надо уделить гигиене учебного труда в классах, групповых комнатах, где дети готовят домашние задания, в учебных мастерских. Под гигиеной учебного труда следует понимать:
а) кубатуру, освещение, отопление, вентиляцию учебных помещений;
б) шрифт учебников, качество бумаги, гигиеничность окраски пособий и т. д.;
в) рабочее место ученика, его рабочую позу.
Гигиена учебного труда — это забота о том, чтобы все помещения специальной коррекционной школы VIII вида, где находятся учащиеся, отвечали санитарно-гигиеническим нормам, чтобы в них соблюдалась чистота и порядок. До сих пор далеко не все вспомогательные школы занимаются в классах с достаточной кубатурой, освещенностью, оборудованием, с соответствующей школьной мебелью, а это отрицательно сказывается на работоспособности и физическом развитии ребенка с нарушением интеллекта. Столы или парты новейших образцов должны быть подобраны строго по росту детей, чтобы во время занятий в классе, при подготовке домашних заданий школьники имели правильную рабочую позу. Неприспособленная для детей мебель повышает утомляемость, может повлиять на зрение ребенка, его осанку, у некоторых ребят может развиться искривление позвоночника. В столовой, которая оборудована неподходящей для детей мебелью, невозможно во время еды поддерживать настоящий порядок, приучить ребенка культурно есть. Директора специальных коррекционных школ VIII вида обязаны сделать все необходимое, чтобы создать нормальные условия для занятий и отдыха детей.
Большое значение имеет расположение специальной коррекционной школы VIII вида. Желательно, чтобы она помещалась в типовом здании (специально рассчитанном и спроектированном для такого учебного заведения) в пригороде или сельской местности. Если школа находится в городе, лучше ее располагать на тихих улицах, где нет большого движения и шума, где можно найти место для прогулок. Около школы должен быть обширный двор с детскими спортивными площадками. Во дворе, на пришкольном участке зимой можно устроить горку и каток, летом — посадить цветы. Уход за территорией должен осуществляться самими школьниками.
Большое значение для физического развития учащихся имеет правильная организация работ по самообслуживанию: их посильность для детей определенного возраста и развития, обеспеченность предметами ухода за помещением, в том числе электроприборами. Воспитатели и учителя должны научить ребят правилам пользования электроприборами, рациональным приемам уборки помещений, ухода за одеждой. И, наконец, большое значение имеет правильный режим дня, составленный в соответствии с возрастом учащихся. В режиме должны быть предусмотрены прогулки на свежем воздухе, достаточный для отдыха нервной системы ребенка- сон, строгий порядок питания и т. д.
Во время труда и отдыха учителя и воспитатели должны проводить физическое воспитание детей: во-первых, не давать ребенку автоматизировать неправильные движения, учить его целесообразным действиям и пр. Дети с нарушением интеллекта часто горбятся при ходьбе, раскачиваются, слишком сильно размахивают руками. Учитель и воспитатель, вызывая ребенка к доске, сопровождая его в столовую и на прогулку, должны следить за правильностью движений своего воспитанника и, поправляя его, вырабатывать красивую осанку.
Многие дети с нарушением интеллекта не умеют правильно дышать: дыхание их поверхностно, беспорядочно. И здесь учитель и воспитатель должны помочь ребенку.
Следует помнить и о том, что при неизменном положении тела во время занятий утомление наступает быстрее, учителю в ходе урока надо предусматривать проведение физкультминутки для разрядки напряжения.
Подводя итоги всему сказанному, мы хотим подчеркнуть, что физическому воспитанию ребенка с нарушением интеллекта должны уделять внимание все учителя, что оно должно быть составной частью каждого режимного момента жизни школьника.
Вторая задача — собственно физическое воспитание. А. Н. Граборов считает необходимым условием физического воспитания гигиеническую гимнастику, которая «ставит своей целью совершенствование нервно-мышечных аппаратов ребенка в целях его подготовки к продуктивной работе. Сюда входят:
А. Зарядковая гимнастика после ночного отдыха, мобилизующая организм на работу.
Б. Физкультминутки на уроке, дающие возможность поддержать работоспособность ребенка.
В. Систематически проводимые уроки физкультуры, как основной формы физкультурной работы, обеспечивающей как общее физическое развитие учащихся, так и формирование определенных качеств: быстрота, смелость, решительность и т. д.
Г. Использование в физкультурных целях спортивных игр и упражнений»[23]
Третья задача — коррекция недостатков физического развития. Физическому воспитанию как средству коррекции уделяли большое внимание все олигофренопедагоги прошлого. В трудах Эдуарда Сегена «Воспитание, гигиена и нравственное лечение умственно ненормальных детей», Ж.Демора «Ненормальные дети и воспитание их дома и в школе», Жана Филиппа и Поля Бонкура «Воспитание ненормальных детей» можно найти много ценных мыслей. Например, Ж. Филипп и П. Бонкур вторую главу своей работы специально посвящают вопросам физического и сенсорного воспитания детей с нарушениями интеллекта. Они пишут: «У ребенка ненормального очень важно уделять столько же внимания физическому воспитанию и воспитанию моральному, сколько и воспитанию интеллектуальному»[24]. При этом физическое развитие ребенка они понимали как «введение в воспитание чувств»[25]так как «чувства же, каковы бы они ни были (даже мышечные, наравне со зрительными) дают пищу развитию ума»[26].
Филипп и Бонкур считали необходимой также гимнастику, обеспечивающую гармоничность движений ребенка. Современная физиология указывает, что развитие мускульных координации приводит к развитию интеллекта, так как мышечные движения есть также мозговые возбудители.
Таким образом, Ж. Филипп и П. Бонкур ставили вопрос о том, что путем правильно организованного физического воспитания можно влиять на интеллектуальное развитие ребенка. При этом физическое и сенсорное воспитание Ж.Филипп и П. Бонкур ставили рядом как два идущих параллельно, но взаимно обусловленных процесса.
А. Н. Граборов объясняет это тем, что физическое воспитание ребенка с нарушением интеллекта является одним из средств сенсомоторного воспитания и важным стимулом его психического развития.
«В процессе физкультурных упражнений, многократно повторяющихся идет развитие моторики, моторных дифференцировок. Разлитое возбуждение постепенно переходит в строго дифференцированный импульс, и неоформленная генерализованная двигательная реакция заменяется дифференцированным целевым актом. Идет совершенствование нервно-мышечного аппарата ребенка, его тренировка. Известно, что через тренированный орган в единицу времени протекает больше крови, чем через нетренированный. Таким образом, физкультура повышает питание тканей. Развиваются активные элементы в организме (мышцы), регулируется количество элементов пассивных (жир). Тренированный организм является лучше подготовленным к работе, он скорее втягивается в работу, здесь легче приобретаются определенные умения и навыки...
Упражнение соответствующих мышечных групп, правильное дыхание, работа в определенном темпе благотворно действуют на состояние важнейших органов нашего тела (сердце, легкие, органы пищеварения), оздоровляют его организм, повышают его жизнедеятельность»[27]. И дальше: «Каждое гимнастическое упражнение есть собственно упражнение сенсомоторное». В гимнастических упражнениях создаются условия взаимоконтроля сенсорных и моторных механизмов, подчинения движений волевому контролю. Особое значение в сенсорном воспитании имеют физические упражнения в сопровождении музыки, игры с цветоразличением, звуковыми дифференцировками, развивающие пространственные ориентировки ребенка.
Решая задачу коррекции в процессе физического воспитания (лечебная гимнастика, трудотерапия), необходимо осуществлять индивидуальный подход к умственно отсталому ребенку. Это помогает преодолеть индивидуальные физические недостатки ребенка. Учитель физического воспитания, осуществляя индивидуальный подход к ученику специальной коррекционной школы VIII вида, обязательно должен работать в контакте с врачом школы, учитывать медикаментное лечение.
Четвертая задача — стимуляция физического развития ребенка посредством правильного с гигиенической точки зрения режима работы и отдыха детей и лечебно-оздоровительной работы.
Система физического воспитания в специальной коррекционной школе VIII вида состоит из ежедневной утренней гимнастики, физкультминутки на уроке, гигиенической гимнастики с элементами ритмики на уроках физической культуры, физкультурных мероприятий, предусмотренных режимом дня школы или проводимых во время каникул в пионерских лагерях.
Особое значение в этой системе принадлежит уроку физического воспитания, который, с одной стороны, должен отвечать всем требованиям урока специальной коррекционной школы VIII вида, с другой — иметь свои особенности, определяющиеся спецификой содержания учебного материала, общими задачами физического воспитания и задачами коррекции ребенка с нарушением интеллекта. Урок по физическому воспитанию в специальной коррекционной школе VIII вида отличается от урока по этому учебному предмету в массовой школе в первую очередь тем, что преподаватель имеет дело с аномальными детьми. Поэтому содержание учебного процесса, построение урока, его методика отличны от урока в массовой школе. Применение методики физического воспитания, используемой в начальных классах массовой школы, часто невозможно из-за того, что дети с нарушением интеллекта (особенно в младших классах) не понимают требований учителя, не осмысливают задания, трудно усваивают последовательность движений в упражнениях, плохо запоминают свое место в строю. Навык выполнения физического упражнения у них формируется медленнее, чем у нормального ребенка. А. Н. Граборов правильно обращает внимание на то, что, несмотря на оздоровительную роль физического труда, на уроке в специальной коррекционной школе VIII вида надо предусмотреть, что «все же в каждом виде труда, с точки зрения физического воспитания, есть свои недостатки: столярный труд упражняет главным образом правую половину тела; швейное, слесарное, картонажно-переплетное мастерство осуществляются при помощи крайне ограниченных движений; кроме того, в швейном деле очень долго приходится держать одну и ту же позу и т. д.»[28].
На уроках физического воспитания надо давать учащимся специальной коррекционной школы VIII вида такие упражнения, игры, которые бы гармонично развивали учащихся. Эти и другие особенности требуют разработки особой методики для уроков физического воспитания.
К сожалению, этот большой и очень важный вопрос еще недостаточно разработан, почти нет научных исследований, основанных на материале специальных коррекционных школ VIII вида. Требования к уроку физического воспитания можно найти в трудах А. Н. Граборова. Поэтому мы рекомендуем самостоятельно изучить этот вопрос по следующей литературе:
1. А. Н. Граборов. Очерки по олигофренопедагогике. М., Учпедгиз, 1961, гл. V, стр. 147—148.
2. Р. Д. Бабенкова, Б. О. Захарьяи. Из опыта проведения уроков физкультуры в I классе вспомогательной школы. «Специальная школа», 1965, вып. 2(114).
Мы остановимся только на некоторых требованиях к методике физического воспитания на уроке в специальной коррекционной школе VIII вида, основанных на своеобразии ребенка с нарушением интеллекта.
Занятия следует чаще переносить на воздух, упражнения подбирать разнообразные по движениям, но простые для выполнения.
В специальной коррекционной школе VIII вида необходимы общеобразовательные и прикладные упражнения. Из них особо важную роль играют первые. В задачу таких упражнений входит развитие и укрепление здоровья ребенка, развитие координации движений, равновесия. Например, для развития координации на уроке используются упражнения с предметами: кубиками, флажками, мячами, скакалками и др. Все они имеют также очень большое значение для профессионально-трудовой подготовки учащихся специальной коррекционной школы VIII вида, так как вырабатывают точность движений, ритмичность, ловкость, умение правильно распределять силы.
И упражнения, и игры подбираются с учетом их корригирующего значения. От учителя физического воспитания в специальной коррекционной школе VIII вида требуется особая четкость в работе, строгая продуманность содержания и методики урока. Во время занятий требуется постоянное внимание ко всем ученикам и к каждому в отдельности, постоянное наблюдение за поведением класса, его настроением. Спокойное, ровное поведение, бодрый тон команды, подтянутость, уверенность и четкость движений — таким должен быть учитель физического воспитания на уроке.
Внеклассная работа по физическому воспитанию в специальной коррекционной школе VIII вида — это массовые физкультурные и спортивные мероприятия, организация дней здоровья, занятия с учащимися в спортивных секциях и кружках, а также совершенствование индивидуальных спортивных достижений учащихся по некоторым видам спорта.
Большое значение для укрепления здоровья учащихся имеют прогулки, экскурсии, вылазки в природу, дни здоровья.
[1] См.: А. Н. Г р а б о р о в. Очерки по олигофренопедагогике. М., Учпедгиз, 1961, стр. 21—22.
[2] См.: С. Я. Рубинштейн. Психология ребенка с нарушением интеллекта. М., Учпедгиз, 1959, стр. 44—66.
Ж.И. Шиф. Особенности умственного развития ученика специальной коррекционной школы VIII вида. М., «Просвещение», 1965.
[3] См.: Б.И. Тенект. Психологические особенности деятельности детей с нарушением интеллекта школьников. М,, Учпедгиз, 1962.
Ж.И. Шиф. Особенности умственного развития ученика специальной коррекционной школы VIII вида. М., «Просвещение», 1965.
[4] См.: С. Я. Рубинштейн. Психология ребенка с нарушением интеллекта. М., Учпедгиз, 1959, стр. 66—70.
[5] См.: «Основы обучения и воспитания аномального ребенка» М., «Просвещение», 1965, стр. 208—209.
[6] См.: С. Я. Рубинштейн. Психология ребенка с нарушением интеллекта. М., Учпедгиз, 1959, стр. 66—70.
[7] А. С. Макаренко. Соч., т. 5. М., Изд-во АПН РСФСР 1958, стр. 410—411.
[8] См.: С. Я. Рубинштейн. Психология ребенка с нарушением интеллекта. М., Учпедгиз, 1959, стр. 66—79. 38.
[9] «Проблемы умственного развития аномального ребенка». М., «Просвещение», 1966, стр. 3.
[10] См.: «Педагогика», под ред. Г. И. Щукиной. М., «Просвещение», 1966, стр. 375—376.
[11] «Педагогика», под ред. Г. И. Щукиной. М., «Просвещение», 1966, стр. 376.
[12] Такая классификация дается Т. Е. Конниковой в учебнике «Педагогика» (под ред. Г. И. Щукиной. М., «Просвещение», 1966, стр. 376).
[13] «Педагогика», под ред. Г. И. Щукиной. М., «Просвещение» 1966, стр. 377.
[14] И. Г. Токарь. Воспитательные воздействия в условиях вспомогательной школы-интерната, «Специальная школа», 1965, вып. 4 (116).
[15] И. Г. Токарь. Воспитательные воздействия в условиях вспомогательной школы-интерната. «Специальная школа», 1965. вып. 4. (116).
[16] «Известия АПН РСФСР», вып. 37, 1951, стр. 70.
[17] «Известия АПН РСФСР», вып. 37, 1951, стр. 63—74.
[18] «Воспитательная работа во вспомогательной школе». Вступительная статья. М Учпедгиз, 1957, стр. 6.
[19] «Воспитательная работа в специальной коррекционной школе VIII вида». Вступительная статья. М Учпедгиз, 1957, стр. 6.
[20] См.: А. С. Макаренко. Соч., т. V. М., Изд-во АПН РСФСР, 1958, стр. 87—98, 163—190.
[21] К. Д. Ушинский. Поездка по Швейцарии. Соч., т. 3. М., Изд-во АПН РСФСР, 1948, стр. 161—162.
[22] См.: А. Н. Граборов. Очерки по олигофренопедагогнке. М., Учпедгиз, 1961, гл. V, стр. 141 — 166.
[23] А. Н. Граборов. Очерки по олигофренопедагогике. М., Учпедгиз, 1961, гл. V, стр. 143.
[24] Ж. Филипп и П. Бонкур. Воспитание ненормальных детей. М., «Космос», 1911, стр. 12.
[25] Там же, стр. 17.
[26] Ж. Филипп и П. Бонкур. Воспитание ненормальных детей. М., «Космос», 1911, стр. 17.
[27] А. Н. Граборов. Очерки по олигофрепопедагогике. Учпедгиз. 1961, гл. V. стр. 139.
[28] А. Н. Граборов. Очерки по олигофренопедагогике. М.Учпедгиз, 1961, гл. V, стр. 100.