Воображение. Творчество

Воображение – психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи. Процесс воображения свойственен только человеку. Воображение направлено на практическую деятельность человека, оно всегда есть определенный отход от действитель­ности.

Формы воображения:

- непроизвольное (не зависит от целей и намерений человека, возникает при снижении степени его активности или расстройстве работы сознания). К ним относятся сновидения (рождаются нашим подсознанием или связаны с остаточной активностью отдельных участков коры головного мозга) и так называемые изменен­ные состояния сознания (гипноз).

- произвольное (проявляется в ходе целенаправ­ленного решения научных, технических и художественных про­блем при наличии осознанной и отрефлексированной поисковой доминанты). Сюда относят фантазии, вымыслы или измышления, научное, техническое творчество, воссоздающее воображение.

Промежуточное положение между непроизвольными и произвольными формами воображения занимают грезы, которые имеют положительную эмоциональную окраску. Особую форму образует мечта. Она обращена к сфере будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата.

Виды воображения.

· Пассивное воображение подчинено желаниям, которые мыс­лятся в процессе фантазирования осуществленными.

· Активное воображение включает в себя артистическое, творчес­кое, критическое, воссоздающее и антиципирующее.

- воссоздающее – конструирование новых об­разов в соответствии с воспринятой из­вне стимуляцией (словесных сообщений, условных изображений);

- антиципирующее воображение лежит в основе способности человека предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий;

- творческое воображение – человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в це­лом и которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности.

Механизмы (техники и приемы) произвольного воображения:

· агглютинация – «склеивание» различных в повседневной жизни несоединимых различных частей, деталей и качеств;

· гиперболизация – это изменение масштаба (преуменьшение, утрирование, акцентирование);

· типизация – подчеркивание родственных черт, выделение существенного, повторяющегося в однородных образах;

· заострение, индивидуализация – подчеркивание отдельных признаков.

Функции воображения:

- представлять действительность в образах;

- регулировать эмоциональное состояние;

- произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека;

- формирование внутреннего плана действий;

- планирование и программирование деятельности.

7. Представление – это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе предыдущего опыта (табл. 4).

 

Таблица 4. Функции представления в психической регуляции поведения человека

Сигнальная функция Регулирующая функция Настроечная функция
Отражение не только образа предмета, ранее воздействовавшего на органы чувств, но и многообразной информации об этом предмете Отбор нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на органы чувств. Выбор осуществляется с учетом условий предстоящей деятельности Проявляется в ориентации деятельности человека в зависимости от характера воздействий окружающей среды

 

Поскольку в основе представлений лежит прошлый перцептивный опыт, то основная классификация представлений строится на основе классификации видов ощущений.

1. По видам анализаторов: зрительные, слуховые, обонятельные и др.

2. По степени обобщенности: единичные, общие.

3. По степени проявления волевых усилий: непроизвольные, произвольные.

Люди отличаются друг от друга по той роли, которую играют в их жизни представления того или иного вида. Существование между людьми различий по качеству представлений нашло свое отражение в учении о типах представлений, по которому все люди могут быть разделены на четыре группы:

1) люди с преобладанием зрительных представлений;

2) люди с преобладанием слуховых представлений;

3) люди с преобладанием двигательных представлений;

4) люди с представлениями смешанного типа.

Человек с преобладанием представлений зрительного типа, вспоминая текст, представляет себе страницу книги, где этот текст напечатан, как бы мысленно его читает. Человек с преобладанием представлений слухового типа, вспоминая текст, как бы слышит произносимые слова. У большинства людей в той или иной мере присутствуют представления всех указанных типов.

Речь

Важнейшим достижением человека, позволившим ему исполь­зовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудо­вой деятельности. Речь – это язык в действии. Язык – система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис - на­бор правил, по которым строятся предложения.

Функции языка: средство существования, передачи и усвоения общественно-историчес­кого опыта; средство общения; орудие интеллектуальной деятельности. Посредством языка информация об окружаю­щем мире и самом человеке, полученная предшествующими по­колениями, становится достоянием последующих поколений.

Функции речи: сигнификативная (обозначения, у человека со словом связано представле­ние о предмете или явлении), функция обобщения (слово обозначает не толь­ко отдельный предмет, но и целую группу сходных пред­метов), коммуникация (передача знаний, отношений, чувств).

Перевод внешней речи во внутреннюю (интериоризация) со­провождается редуцированием (сокращением) структуры внеш­ней речи, а переход от внутренней речи к внешней (экстериоризация) требует развертывания структуры внутренней речи, построения ее в соответствии с логическими и грамматическими правилами.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: