Психическая регуляция поведения и деятельности. Понятие человеческой деятельности, основные ее виды. Потребности

Важнейшая функция психики – регуляция, управление по­ведением и деятельностью живого существа. Деятельность – специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Деятельность – сознательно регулируемый процесс взаимодействия человека с миром. Исторический прогресс обязан своим происхождением именно деятельности, а не совершенствованию биологической природы. Источником активности человека являются потребности (табл.5).

 

Таблица 5. Потребности

Потребности
по происхождению по предмету
естественные культурные материальные духовные
       

 

Всеобщая структура деятельности: потребность → цель → мотив → предмет → действия и операции → контроль → оценка → результат.

Черты деятельности:

• предметность, т.к. ее содержание зависит от того, на что она направлена;

• субъект деятельности - человек (даже при высокой автоматизации труда);

• использование определенных орудий;

• всякая деятельность направлена на достижение определенной цели;

• деятельность человека всегда мотивирована;

• деятельность человека опосредуется эмоциональным отношением;

• деятельность имеет определенное строение и структуру.

Основные виды деятельности: игра, учение, труд, общение.

Игра – это особый вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта. Типы игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами. Смешанные типы игр: предметно-ролевые, сюжетно-ролевые, сюжетные игры с правилами и т. п. Отношения, складывающиеся между людьми в игре, как правило, носят искусственный характер т.к. окружающими они не принимаются всерьез и не являются основанием для выводов о человеке.

Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Знание есть результат познания. Умение – промежуточный этап овладения новым способом действия. Умение основывается на каком-либо знании и использовании этого знания в процессе решения задач. Навык – действие, сформированное путем повторения, характеризуется высокой степенью освоения и отсутствием сознательной поэлементной регуляции и контроля. Различают навыки перцептивные, интеллектуальные, двигательные. Привычка – автоматизированное действие, выполнение которого в определенной ситуации стало потребностью личности.

Труд – деятельность, направленная на создание материальных и духовных ценностей. Для трудовой деятельности характерно:

1) изготовление, употребление, сохранение орудий труда;

2) продуктивный характер и целенаправленность процессов труда;

3) подчиненность труда представлению о продукте труда (трудовой цели);

4) общественный характер труда (совместная деятельность);

5) труд направлен на преобразование внешнего мира.

Общение – вид деятельности, направлен­ный на обмен информацией между общающимися людьми. Оно также преследует цели установления взаимопонимания, личных и деловых отношений, оказания взаимопомощи и учеб­но-воспитательного влияния людей друг на друга.

Деятельность человека – это весьма сложное и многообразное явление. В осуществлении деятельности задействованы все компоненты иерархической структуры человека: физиологический, психический и социальный.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: