Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам:
· речевой (вербальный)
· неречевой (невербальный).
Речь как средство общения одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника (табл. 6).
Таблица 6. Вербальные и невербальные средства общения
Структура речевого (вербального) общения | |||||
Значение и смысл слов, фраз | Речевые звуковые явления | Выразительные качества голоса | |||
точность употребления слова, его и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость | темп речи, модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность (высокая, низкая), ритм, тембр, интонация, дикция | характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, кашель; паузы, звуки назализации - «хм-хм», «э-э» | |||
Невербальные средства общения | |||||
Кинестика | Такесика | Проксемика | |||
Экспрессивно-выразительные движения | Визуальный контакт (взгляд) | ||||
Внешние проявления человеческих чувств и эмоций, поза, жест, мимика | Длина паузы Частота визуального контакта | Рукопожатие Похлопывания | Расположение людей в пространстве | ||
Выделяют следующие зоны дистанции в человеческом контакте:
· интимная зона (15-45 см): допускаются лишь хорошо знакомые люди, характерны доверительность, негромкий голос, тактильный контакт;
· личная или персональная зона (45-120 см) для беседы с друзьями и коллегами, предполагает визуально-зрительный контакт между партнерами;
· социальная зона (120-400 см): соблюдается во время официальных встреч;
· публичная зона (свыше 400 см) подразумевает общение с большой группой людей – в лекционной аудитории, на митинге и пр.
Деловое общение.
Деловое общение: деловые дискуссии, беседы, переговоры, деловые совещания
Дискуссия - процесс продвижения и разрешения проблем путем сопоставления, столкновения, ассимиляции, взаимообогащения предметных позиций участников (мнений участников по сути решаемой проблемы).
Деловая беседа - реализация стремления одного человека или группы людей к действию, которое изменит хотя бы одну из сторон какой-либо ситуации или установит новые отношения между участниками беседы.
Деловые переговоры предполагают наличие несовпадающих или даже противоположных интересов участвующих сторон и требуют от участников умения достигать разумного соглашения, максимально отвечающего законным интересам обеих сторон.
Деловое совещание. В деловых совещаниях могут участвовать максимум 12 человек. Тема обсуждения должна быть заранее определена, чтобы участники могли профессионально подготовиться, продумать свои предложения, подготовить доклады. Ведущий должен следить за регламентом, «удерживая» выступающих в рамках обсуждаемой темы, определяя порядок предоставления слов, задавая необходимые вопросы, давая заключительный комментарий.
Тема VII. Межличностные и межгрупповые
Отношения
1. Межличностные отношения.
2. Психология малых групп.
3. Межгрупповые отношения и взаимодействия. Лидерство.