Вербальные и невербальные средства общения

Общение, будучи сложным социально-психологическим про­цессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по сле­дующим основным каналам:

· речевой (вербальный)

· неречевой (невербальный).

Речь как средство общения одновременно выступает и как источник информации, и как спо­соб воздействия на собеседника (табл. 6).

Таблица 6. Вербальные и невербальные средства общения

Структура речевого (вербального) общения
Значение и смысл слов, фраз Речевые звуковые явления Выразитель­ные качества голоса
точность употребления слова, его и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость темп речи, модуляция высо­ты голоса (плавная, резкая), тональность (высокая, низ­кая), ритм, тембр, интонация, дикция характерные специфические звуки, возни­кающие при общении: смех, кашель; паузы, звуки назализации - «хм-хм», «э-э»
Невербальные средства общения
Кинестика Такесика Проксемика
Экспрессивно-выразительные движения Визуальный контакт (взгляд)
Внешние проявления человеческих чувств и эмоций, поза, жест, мимика Длина паузы Частота визуального контакта Рукопожатие Похлопывания Расположение людей в пространстве
           

 

Выделяют следующие зоны дистанции в человечес­ком контакте:

· интимная зона (15-45 см): допускаются лишь хорошо знакомые люди, характер­ны доверительность, негромкий голос, тактиль­ный контакт;

· личная или персональная зона (45-120 см) для беседы с друзьями и коллегами, предполагает визу­ально-зрительный контакт между партнерами;

· социальная зона (120-400 см): соблюдается во время официальных встреч;

· публичная зона (свыше 400 см) подразумевает общение с большой группой людей – в лекционной аудитории, на ми­тинге и пр.

Деловое общение.

Деловое общение: деловые дискуссии, беседы, переговоры, деловые совещания

Дискуссия - процесс продвижения и разрешения проблем путем сопоставления, столкновения, ассимиляции, взаимообогаще­ния предметных позиций участников (мнений участников по сути решаемой проблемы).

Деловая беседа - реализация стремления одного человека или группы людей к действию, которое изменит хотя бы одну из сторон какой-либо ситуации или установит новые отношения между участниками беседы.

Деловые переговоры предполагают наличие несовпадающих или даже противоположных интересов участвующих сторон и требуют от участников умения достигать разумного соглашения, максимально отвечающего законным интере­сам обеих сторон.

Деловое совещание. В деловых совещаниях могут участвовать максимум 12 че­ловек. Тема обсуждения должна быть заранее опреде­лена, чтобы участники могли профессионально подготовиться, продумать свои предложения, подготовить доклады. Ведущий должен следить за регламентом, «удерживая» выступающих в рамках обсуждаемой темы, определяя порядок предоставления слов, задавая необходимые вопросы, да­вая заключительный комментарий.

 

Тема VII. Межличностные и межгрупповые

Отношения

1. Межличностные отношения.

2. Психология малых групп.

3. Межгрупповые отношения и взаимодействия. Лидерство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: