Потребность в общении относится к числу базовых потребностей человека, является необходимым условием нормального развития человека как члена общества, как личности, условием его духовного и физического здоровья, способом познания других людей и самого себя.
Общение может быть непосредственным и опосредствованным. При непосредственном общении люди находятся в прямых контактах друг с другом, обмениваются вербальной и невербальной информацией. При опосредствованном общении обмен информацией осуществляется посредством или других людей, или через средства записи и воспроизведения информации (книги, телефон).
Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми. В общении выделяют три взаимосвязанных стороны:
1. Коммуникативная: обмен информацией между людьми;
2. Интерактивная: организация взаимодействия между людьми;
3. Перцептивная: восприятие друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.
Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию. Коммуникация в переводе с латыни означает «общее, разделяемое со всеми». Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения.
|
|
Тактика общения – реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе владения техниками и знания правил общения.
Техника общения – совокупность конкретных коммуникативных умений говорить и умений слушать.
В общении выделяют следующие позиции:
· доброжелательная позиция принятия собеседника;
· нейтральная позиция;
· враждебная позиция непринятия собеседника;
· доминирование, или «общение сверху»;
· общение «на равных»;
· подчинение, или позиция «снизу».
Трансактный анализ общения.
Трансактный анализ общения выделяет три основные позиции: Ребенка, Родителя, Взрослого, которые могут неоднократно сменять одна другую в течение дня, или одна из них может преобладать в поведении человека. С позиции Ребенка человек смотрит на другого как бы снизу вверх, с готовностью подчиняется, испытывая радость от того, что его любят, но одновременно и чувство неуверенности, беззащитности. Эта позиция встречается и у взрослых. Иногда молодая женщина в общении с мужем хочет почувствовать себя вновь девчонкой, оберегаемой от невзгод. Муж занимает позицию Родителя, демонстрирует покровительство и безапелляционность. В другое время, например, общаясь со своими родителями, он сам занимает позицию Ребенка. При общении с коллегами обычно стремятся занять позицию Взрослого, предусматривающую спокойный тон, ответственность за свои поступки, равноправие в общении. С позиции Родителя «играются» роли отца, старшей сестры, педагога. С позиции Ребенка - роли молодого специалиста, аспиранта, артиста. С позиции Взрослого - роли соседа, случайного попутчика, сослуживца и другие.