Общность людей, объединенных общими интересами и целями, нормами поведения и ценностями называется социальной группой.
Группа большая – социальная группа с большим количеством членов, не вступающих в непосредственные личные связи; субъект группового сознания, институализированных форм деятельности (нации, партии, общественные организации и движения).
Группа малая – небольшая по численности социальная группа, все члены которой находятся в непосредственном контакте, связаны совместной деятельностью, занимают различное групповое положение (статус) и выполняют различные групповые роли.
Группе присущи следующие закономерности:
· группа неизбежно будет структурироваться;
· группа развивается (прогресс либо регресс);
· флуктуация (неоднократное изменение места человека).
По психологическим характеристикам различают:
1) группы членства;
2) референтные группы (эталонные), нормы и правила которых служат для личности образцом.
Референтные группы могут быть реальные или воображаемые, позитивные или негативные, могут совпадать или не совпадать с членством, но они выполняют функции: 1) социального сравнения: референтная группа - источник положительных и негативных образцов; 2) нормативную функцию: референтная группа - источник норм, правил, к которым человек стремится приобщиться.
По характеру и формам организации деятельности выделяют следующие уровни развития контактных групп:
1. Неорганизованные (номинальные группы, конгломераты) или случайно организованные группы (зрители в кино, случайные члены экскурсионных групп и т. п.) характеризуются добровольным временным объединением людей на основе сходства интересов или общности пространства.
2. Ассоциация — группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей).
3. Кооперация — группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой; межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата.
4. Корпорация — это группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счет других групп.
5. Коллектив - устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной общественно полезной деятельности и сложной динамикой формальных и неформальных взаимоотношений между членами группы.
Реальные человеческие группы отличаются по величине, внешней и внутренней организации, назначению и общественному значению. По мере увеличения размера группы возрастает роль ее лидера. В группах распределение власти тесно связано с характером коммуникации, обмена информацией и идеями.
В любом трудовом коллективе существует восемь социальных ролей: координатор, генератор идей, энтузиаст, контролер-аналитик, искатель выгоды, исполнитель, работяга, шлифовщик. Для того чтобы коллектив успешно справлялся с работой, члены этого коллектива как личности должны в своей совокупности соответствовать этому необходимому набору ролей. При распределении официальных должностей нужно исходить из пригодности индивидов к выполнению той или иной роли, а не из личных симпатий или антипатий менеджера.
Группа, решающая значимую проблему, всегда выдвигает для ее решения лидера. Без лидера ни одна группа существовать не может.
Лидерство — способность оказывать влияние как на отдельную личность, так и на группу, направляя усилия всех на достижение целей организации. Лидера - личность, способная объединять людей для достижения какой-либо цели.
Общее лидерство в группе складывается из эмоционального, делового и информационного компонентов. «Эмоциональный» лидер (сердце группы) – это человек, к которому каждый человек в группе может обратиться за сочувствием, «поплакаться в жилетку». С «деловым» лидером (руки группы) хорошо работается, он может наладить деловые взаимосвязи, обеспечить успех дела. К «информационному» лидеру (мозг группы) все обращаются с вопросами, потому что он эрудит, все знает.