Лабораторная работа
«КОНТРОЛЬ СОСТОЯНИЯ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ»
Цель работы:
- ознакомиться с технологией проверки состояния и обслуживания рулевого управления;
- ознакомиться со способами диагностирования рулевого управления;
- научиться пользоваться приборами для диагностирования рулевого управления.
Приборы и принадлежности:
легковой автомобиль ВАЗ, прибор для измерения люфтов в рулевом управлении «Вираж»
Задание:
1.Изучить основные признаки неисправностей рулевого управления.
2. Изучить методики проверки суммарного люфта рулевого управления.
3. Изучить общее устройство и принцип работы прибора для проверки суммарного люфта рулевого управления «Вираж»
Теоретические сведения.
Рулевое управление служит для изменения и поддержания заданного водителем направления движения автомобиля. Рулевое управление в значительной степени обеспечивает безопасность движения автомобиля. В связи с этим к рулевому управлению предъявляются высокие требования, в том числе:
|
|
- обеспечение минимального радиуса поворота с целью получения хорошей маневренности автомобиля;
- легкость управления, оцениваемая усилием на рулевом колесе;
- силовое и кинематическое следящее действие (пропорциональность между усилием на рулевом колесе и моментом сопротивления повороту управляемых колес, заданное соответствие между углом поворота рулевого колеса и углом поворота управляемых колес);
- предотвращение передачи ударов от управляемых колес на рулевое колесо;
- стабилизация повернутых управляемых колес, обеспечивающая их возвращение в положение, соответствующее прямолинейному движению при отпущенном рулевом колесе;
- отсутствие автоколебаний управляемых колес в любых условиях и на любых режимах;
- высокая надежность всех узлов и деталей рулевого управления.
Применение рулевого управления различной конструкции зависит от типа подвески передних колес автомобиля, от типа и назначения автомобиля.
По расположению рулевое управление может быть левым или правым, в зависимости от принятого в стране правостороннего или левостороннего движения.
По конструкции рулевое управление может быть без усилителя и с усилителем.
Рулевое управление состоит из рулевого механизма и рулевого привода. Конструкция рулевого управления без усилителя в зависимости от типа подвески передних колес показана на рис. 1а,б:
Рис. 1 Рулевое управление при независимой (а) и зависимой (б) подвесках управляемых колес
1- рулевое колесо; 2- вал; 3- рулевой механизм; 4,12- цапфы; 5,9,11,14- рычаги;
|
|
7- сошка; 6,8,10,13,15- тяги
Диагностика рулевого управления сводится к прослушиванию стуков при повороте рулевого колеса, замеру величины суммарного люфта, определение люфтов в шарнирах рулевых тяг, проверке герметичности рулевого механизма, проверке наличия смазки в картере рулевого механизма.
Конструкция рулевых механизмов (червячный и реечный) представлены на рисунках 2 и 3.
Рис. 2 Рулевой механизм типа червяк-ролик
1- картер механизма; 2- вал сошки; 3- трехгребневый ролик; 4- прокладка;
5- червяк; 6- пробка; 7- стопорная шайба; 8- колпачковая гайка; 9- ось ролика;
10- вал руля; 11- регулировочный винт; 12- стопорный штифт; 13- сальник;
14- рулевая сошка; 15- бронзовая втулка; 16- роликовый подшипник.
Рис. 3. Реечный рулевой механизм:
1- наконечник тяги; 2- шаровый шарнир; 3- поворотный рычаг; 4- гайка; 5- трубчатая
тяга; 6,8- тяги; 7- болты; 9- скоба; 10- резиновая опора; 11- защитный чехол; 12- соеди нительная пластина; 13- стопорная пластина; 14- резинометаллический шарнир; 15- уп- лотнительное кольцо; 16- втулка; 17- рейка; 18- картер рулевого механизма; 19- стяжной
болт; 20- эластичная муфта; 21- кожух; 22- демпфирующий элемент; 23- рулевое колесо;
24- подшипник; 25- вал; 26- кожух; 27- кронштейн; 28- защитный колпачок; 29, 31- под-
шипники; 30- шестерня; 32- стопорное кольцо; 33- защитная шайба; 34- уплотнительное
кольцо; 35- гайка; 36- чехол; 37- резиновое кольцо; 38- стопорное кольцо; 39- упор;
40- пружина; 41- гайка