* Вынуть основной блок и датчик перемещений колеса из защитных чехлов и
проверить сохранность пломб ОТК изготовителя. При работе с прибором в зимнее время
года необходимо принять меры для предотвращения образования инея или конденсата
на приборе.
* Установить штангу ДПК в рабочее положение (повернуть на 180° и
зафиксировать шайбой поз. 7).
* Подключить кабель датчика к основному блоку прибора.
* Разместить ДПК около левого переднего обода колеса проверяемого АТС так, чтобы шток датчика перемещений колеса был, по горизонтали, на максимально удаленном расстоянии от центра колеса и его шток вдвинут до риски.
* Перед началом измерений управляемые колеса АТС должны находиться в положении движения "прямо" на сухой ровной горизонтальной поверхности с твердым покрытием.
* Основной блок, потянув за ручки захвата, установить на ободе руля
проверяемого АТС параллельно его плоскости.
* Включить кнопку питания прибора (при работе от внешнего источника питания
от 7,5 В до 15,0 В подключить его к разъёму расположенному на основном блоке). На лицевой стороне основного блока загорится на жидкокристаллическом индикаторе
(ЖКИ) «ИЗМЕРЕНИЕ ЛЮФТА РУЛЯ» и звучит звуковой сигнал.
Примечание: Если в ДПК обнаружится неисправность то на ЖКИ инициализируется
сообщение «Ошибка ДПК», требующее от эксперта соответствующих действий
(установку и его подключение);
* Нажать кнопку «ДА», раздается звуковой сигнал а на индикаторе появляется
надпись «КАЛИБРОВКА». Через 2 сек. на ЖКИ загорается «ПОВЕРНУТЬ ВЛЕВО» и звучит звуковой сигнал. Плавно со скоростью не менее 5° в секунду вращать рулевое колесо влево до появления надпись на ЖКИ «ПОВЕРНУТЬ ВПРАВО» и звукового сигнала, то есть произошло движение обода управляемого колеса на величину не более 0, 15 ±0, 03 мм.
* Остановить вращение рулевого колеса влево и начать его вращать вправо до момента появления на ЖКИ «Люфт руля = ХХ. ХХ» и звукового сигнала. При этом движение обода управляемого колеса в другую сторону произошло на две величины по 0, 15 ±0, 03 мм каждая. Полученный на ЖКИ результат является суммарным люфтом рулевого управления проверяемого автотранспортного средства с учетом передаточного числа его рулевого механизма.
* Для повторного измерения суммарного люфта рулевого управления повторить
операции по п. п. 5. 2. 5. и 5. 2. 6..
* После окончания измерений выключить питание прибора, отсоединить разъём
ДПК от основного блока и снять основный блок прибора с рулевого колеса, потянув за
ручки захвата одной рукой, а второй удерживая основной блок за рукоятку.
Примечание: ДПК обладает высокой чувствительностью к перемещениям управляемого колеса. При контроле суммарного люфта рулевого управления на автотранспортном средстве с включенным двигателем возможно, из-за вибрации, ложное срабатывание ДПК. Ложное срабатывание ДПК возможно при раскачивании автомобиля сидящим в машине экспертом. Поэтому необходимо люфт рулевого управления проверять на автотранспортном средстве в спокойном состоянии эксперта или что бы эксперт вращал рулевое колесо, не садясь в автотранспортное средство.
В соответствии с «Основным положением по допуску транспортных средств к эксплуатации …» суммарный люфт в рулевом управлении не должен превышать следующие значения:
1. Для легковых автомобилей и созданных на их базе
грузовых автомобилей и автобусов - 10 градусов
2. Для автобусов - 20 градусов
3. Для грузовых автомобилей - 25 градусов
Оформление отчета
Отчет должен содержать:
1. Цели и задачи работы.
2. Методику выполнения технологических операций.
3. Перечень применяемых приборов и инструмента, их технические характеристики.
4. Нормативные значения контролируемых параметров.
5. Выводы по техническому состоянию контролируемой системы.
Контрольные вопросы
- Назначение и типы рулевых управлений.
- Работы, выполняемые по рулевому управлению, при техническом обслуживании.
3. Требования, предъявляемые к рулевому управлению, с точки зрения безопасности движения.
- Методы проверки технического состояния элементов рулевого управления.
5. Какие приборы и оборудование может применяться при диагностике и техническом обслуживании рулевого управления.
- Возможные неисправности рулевого управления
- Основные элементы рулевого управления и их назначение.
- Назначение и виды усилителей рулевого управления.
- Список использованных источников
- В.К. Вахламов. «Автомобили: основы конструкции»: учебник для ВУЗов.
М: Издательский центр «Академия», 2004
- А.В.Богатырев. «Автомобили»: учебник для ВУЗов. М: «КолосС» 2005
- А.И.Харланов. «Прибор для измерения суммарного люфта в рулевом управлении автотранспортных средств «Вираж»: Руководство по эксплуатации. Пермь 2005
Лабораторная работа
«КОНТРОЛЬ СОСТОЯНИЯ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ШИН, КОЛЕС»
Цель:
- изучить технологию проверки шин
- освоить методику проверки состояния шин легковых автомобилей
- освоить методику проверки состояния колес легковых автомобилей
- изучить технологию балансировки колес автомобиля
- изучить принцип работы балансировочного станка.
Оборудование и приборы:
легковой автомобиль ВАЗ, балансировочный станок, колёса автомобиля, грузики, слесарный инструмент
Контроль состояния шин
Подобный контроль лучше всего производить при поднятом автомобиле, например при замене масла на заправке.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
|
Картина износа шины
- Передние шины, более изношенные по внешней стороне, не являются чем-то необычным в Audi 80. Причиной является повышенная нагрузка этой области беговой дорожки при прохождении поворотов.
- Односторонне изношенные шины, однако, могут указывать и на неправильную регулировку углов установки колес, особенно если только одна шина изношена таким образом.
- Сильный износ в середине шины указывает на завышенное давление. Этот эффект особенно заметен на задних колесах. Или же вы много ездите на высокой скорости, из-за чего беговая дорожка закругляется.
- Если на обеих внешних сторонах шины профиль изношен сильнее, чем в середине, значит, давление воздуха в шинах было длительное время слишком низким.
- Неравномерный, пятнами, износ профиля шины указывает на дефектный амортизатор.
- Если неравномерный износ появляется только на определенных местах, значит, колесо не отбалансировано или поврежден каркас покрышки.
- Одно-единственное место с сильным износом профиля образовалось в результате торможения с блокированным колесом, так называемая «тормозная отметина» (только у моделей, не оснащенных АБС).
Существует несколько рекомендаций для владельцев автомобиля Ford Kuga относительно выбора, обслуживания и проверки шин и давления их накачки. Во-первых, при спортивной манере вождения кроссовера рекомендуется повышать давление в шинах на 0,3 атмосферы, что обеспечивает более комфортные условия вождения, улучшает управляемость и снижает износ шин. Во-вторых, зимние шины, как правило, должны иметь давление, которое на 0,2 атмосферы выше, чем у летних шин.
чтобы не столкнуться с неприятностями, которые связаны с остановками в пути из-за спустившегося колеса, позволит своевременный контроль состояния шин Ford Kuga. Кроме того, такие проверки могут дать ценную информацию о возможности возникновения проблем с рулевым управлением и подвеской еще до появления в них серьезных повреждений.
Применяемые на автомобиле Ford Kuga шины оборудованы специальными встроенными полосами индикации повреждения и изнашивания их протектора, которые обнаруживаются при снижении его глубины до 1,6 мм. Шины считаются изношенными при появлении индикатора. В большинстве случает необходимо заменять шины с глубиной протектора менее 2 мм. Кроме того, важно обращать внимание на любой даже самый необычный износ протекторов. Например, на нарушение углов установки колес или их балансировки могут указывать такие дефекты, как выпуклости, каверны и уплощения. Помимо этого шины автомобиля Ford Kuga необходимо тщательно проверять на наличие проколов, порезов и застрявших острых или тупых предметов, например, гвоздей, кнопок и прочего. При сильно выраженном износе передних колес можно поменять их местами с задними. Кроме этого, для обеспечения равномерного износа следует менять передние колеса с задними каждые 5…10 тысяч км пробега.
Поддержание в шинах правильного оптимального давления позволяет увеличить срок их службы, уменьшает расход топлива и значительно улучшает общий комфорт движения. С целью проверки давления используется манометр. Рекомендуется проверять давление на холодных шинах, так как тепло, которое излучают разогретые шины, может завысить показания манометра.