Концепции культурной диффузии

Несмотря на то что Д. как самостоятельное культурно-антропологическое на- правление постепенно сошел на нет уже к 1940-м гг., концепции диффузии и куль- турных ареалов, по мнению известного американского антрополога Г. Драйвера, сохраняют свою исследовательскую ценность при грамотном применении. Во второй половине XX в. содержание понятия «диффузия» уточнялось. Это происходило за счет сопоставления с теми культурными явлениями, что первоначально представлялись сходными, чуть ли не синонимичными, но позже оказалось, что за ними стоят иные механизмы распространения элементов культуры. Содержание по- нятия «диффузия» сегодня принято ограничивать ситуациями, когда общество-донор (источник диффузии) передает многим обществам-реципиентам (заимствующим культурные черты) ограниченное количество культурных образцов. Когда небольшое количество обществ (обычно два или три) взаимодействует длительный период времени и обменивается широким спектром культурных образцов, процесс принято называть аккультурацией или транскультурацией. Правда, между этими понятиями так и не проведено четкого количественного различия. Иногда об аккультурации говорят только применительно к документированным историческим случаям. Применительно к истории Нового света такое ограничение оказывается вполне приемлемым. Однако значительно большая историческая глубина документированных свидетельств, относящихся к культурам Старого света, делает разграничение понятий по этому основанию сомнительным. Диффузию и аккультурацию принято отличать от концепций культурного на- следования или общего происхождения, в соответс твии с которыми одному обществу от другого достаются опре деленные типы культурных объектов или оба получают определ енные черты от единой протокультуры. Когда для объяснения происхождения сходных элементов в разных обществах не хватает документальных подтверждений, следует обращаться к сравнению их языковых семейств (подсемейств) или биологи- ческих (расовых) типов (подтипов).

Если между сходными культурными чертами и языковым семейством или биологическим типом обнаруживается значимая корреляция, то можно предположить общность происхождения сравниваемых культур от протокультуры, связанной с про- тоязыком, проторасой либо с тем и другим. Поскольку большинство культурных черт менее устойчиво, чем раса или язык, чистые примеры культурного наследования в течение долгих периодов времени и при значительных географических дистанциях редки. Диффузия является агентом культурного изменения иного порядка, чем миграция. Мигрировать из одной области в другую может целое общество, привнося с собой культуру, которой здесь до этого не было. Миграция предполагает передвижение большого к оличества членов общества в отличие от диффузии, обычно осуществляемой меньшинством. Миграция влияет на характер культурного наследования, поскольку многие общества, наследующие определенную протокультуру, мигрируя со своей родины, меняются не только в культурном, но и в расовом и языковом отноше- ниях. В связи с диффузией этого не происходит. Проводится различие между источниками диффузии — внутренними и внешни- ми по отношению к обществу. Обычно инновацию порождает индивид или малая группа в каком-то одном обще- стве. Она распространяется среди других членов общества прежде диффузии вовне или одновременно с ней. Если языковое или этническое сходство между обществами отсутс твует, то освоение инновации внутри одного общества легко отделить от диффузии из других. Но когда границы между культурами проницаемы или культурный плюрализм обнаруживается на одной и той же территории, такое различие провести затруднительно. Инкультурацию — процесс освоения индивидом культуры, к которой он принадлежит, — принято относить к внутрикультурным феноменам. Однако, если общество находится под сильным давлением диффузии извне и заимствует многочисленные инокультурные образцы, молодое поколение вряд ли сможет различить осваиваемые элементы как имеющие внутреннее или внешнее происхождение. В бесписьменных обществах память о заимствовании культурных черт извне может угаснуть в течение одного освоившего их поколения. Еще один важный концепт — это диффузия-стимул, когда у культуры-донора заимствуется общая идея, которая совершенно по-своему трансформируется в рамках культуры-реципиента. В этом случае, чтобы объяснить широкий спектр вариаций и модификаций заимствованного, необходимо построить весь континуум от минимального до максимального изменения исходного образца. Диффузия может также быть результатом брака между носителями различных культур. Супруга, живущая с мужем в патрилокальной семье, может впервые при- внести в нее или в более широкое сообщество некоторые образцы собственной бытовой культуры. Через поколение или два они могут быть продвинуты дальше благо- даря браку кого-то из ее женских потомков с представителями чужой этнической культуры. Для такой диффузии шаг в пространстве совершается как минимум за время жизни одного, а обычно нескольких поколений. При условии длительного пе- риода множественных межкультурных браков в определенном ареале ими объясняется распространение здесь некоторых общих бытовых черт. Дж. Мердок назвал это явление диффузией посредством социализации. Наконец, следует отметить изменение в соотношении понятий «диффузия» и «эволюция». Они перестали противопоставляться и стали рассматриваться как до- полнительные. С помощью понятия «диффузия» описывается процесс распространения культурных образцов из места происхождения в другие сообщества и общества, т. е. осуществляется историческая реконструкция межкультурных контактов. По- нятие «эволюция» означает количественное приращение разнокачественных культурных элементов с их последующей интеграцией и повышением уровня организации складывающейся целостности. Это — обобщающая социально-научная категория, указывающая на движение культуры от простого состояния к сложному. Причем она может относиться к человечеству в целом или его части — вплоть до единичного сообщества размером менее ста человек. Различие между понятиями имеет принципиальное значение, поскольку в центре внимания оказывается вопрос, известный как «дилемма Тайлора–Галтона»: распространяется культурная черта из единого места возникновения во множество других культур (диффузия) или же она независимо появляется в каждой из культур, в которых обнаруживается (эволюция). Сегодня оба типа порождения инноваций признаются в антропологии как равноценные для культурного развития. И если считается, что эволюция отдельной культурной единицы может порождаться как эндогенными, так и экзогенными инновациями, то в последнем случае диффузионным процессам принадлежит существенная роль. В географическом отношении зона распространения инновации из точки происхождения вначале чаще всего бывает весьма ограниченной. Со временем дистанция увеличивается, но паттерн распространения модифицируется из-за наличия многих центров диффузии. Т. Хэгерстранд обобщил результаты ряда исследований, посвя- щенных диффузии (1968), и выявил, что кривая распространения культурных инно- ваций имеет S-образную форму. Вначале образец заимствуют лишь немногие; затем освоение постепенно возрастает до максимума, а под конец интерес к нему угасает и сводится на нет. Темпы движения различных инноваций в рамках этих циклов неодинаковы, однако была установлена следующая закономерность: по мере возрастания скорости переноса и частоты межкультурных контактов увеличиваются и темпы диффузии. Сегодня каждому антропологу хорошо известно, что диффузия наиболее актив- на среди соседствующих народов и убывает с увеличением дистанции, поскольку блокируется главным образом географическими, экологическими и в меньшей мере лингвистическими и другими культурными барьерами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: