Категоризация и таксономия

Исходным в К. а. является представление о том, что познание окружения зависит от внешних воздействий, которые индивид не воспринимает до тех пор, пока они с помощью когнитивных процессов не превращаются в «сигналы» о чем-то значимом для него и не сгруппируются в культурно установленные индексы-сигнификаторы. Такие индексы называют когнитивными категориями, соответствующими устой- чивым и/или повторяющимся чувственным образам окружения. Соответственно, культура представляется как хранилище таких категорий, которые не являются им- манентно присущими процессу познания, но порождаются и осваиваются людьми в ходе социальной коммуникации, осуществляемой с помощью символических систем, и прежде всего языка. Именно в языке, по мнению представителей этого направления, заключены все когнитивные категории, в которых выражаются результаты человеческого мышления и которые составляют содержание культуры. Исследователи расходятся в представ- лениях о познаваемой и категоризируемой реальности. Одни определяют реальность как социокультурную категорию, содержание которой обусловливается познавательными возможностями и технологиями, характерными для каждой отдельной культуры. То, что находится за этими пределами, в содержание категории не включается. Другие относят к ней и то, что находится за пределами не только наличных категорий культуры, но и человеческого восприятия, однако полагают, что познаются только значимые для данного общества связи с окружением и его элементы, представленные в культуре в символической, прежде всего в лингвистической форме. Следует подчеркнуть, что К. а. с самого начала была связана с лингвистической философией и лингвистикой как таковой. Отсюда принятое в ее рамках исходное допущение о том, что язык является ключом к пониманию всех остальных областей искусственного мира и что культурную организацию общественной жизни можно изучать на основе лингвистических материалов. Однако в рамках К. а. изучаются не строение и техники использования языка как такового; при анализе языка определенной социальной группы или общества извлекается информация об отношениях людей друг к другу и к окружению. Соответственно, объектом изучения становятся культурные «тексты», представляющие собой определенным образом организованные совокупности информации, выраженные в вербальной или иной символической форме и относящиеся к социально значимым ситуациям совместного существования людей. В настоящее время наиболее изученным способом такой организации является построение таксономий из имеющихся культурных категорий. Причем речь идет о так называемых естественных таксономиях, т. е. тех, которые выстраиваются и используются носителями каждой культуры в процессах совместных взаимодейст вий и коммуникации. Исходным при этом является допущение, что людям свойственно группировать разные по содержанию события, объекты, дейст вия в определенные категории, в рамках которых они рассматриваются как эквивалентные по некоторому общему для них признаку (происхождение, цвет, форма, местоположение и т. п.). Когнитивные культурные системы включают в себя множество таких категорий. Некоторые из них являются специфичными и включают в себя лишь несколько членов; другие, общие охватывают множество единиц. Соответственно, для прагматиче- ских целей и категории должны быть некоторым образом обобщены и упорядочены. Наиболее известным способом такого упорядочения является классификация, или когнитивная модель, структурирующая категории иерархическим образом. Самая общая форма классификации — таксономия — связана с выделением типа отношений между категориями, входящими в состав конструируемой системы. В процессе таксономизации ее будущие компоненты сравниваются и между ними прово- дятся значимые различия, позволяющие отделить одну категорию от другой и разместить их в иерархическом порядке. Категории могут контрастировать полностью, т. е. не содержать общих членов; во многих или некоторых отношениях, либо только по одному признаку. Следует подчеркнуть, что между концептуальными категориями и их лексическими обозначениями проводится теоретическое различие; они не считаются тождественными. Одна категория может быть связана с несколькими лексическими еди- ницами (синонимия): одной лексической единице может отвечать несколько категорий (полисемия); две или более лексических единиц могут иметь одинаковую форму (звучания, написания), но иметь совершенно разные значения (омонимия). Семантические контрасты определяются на уровне концептуальных категорий, а не слов. Категории, которые в системах таксономий называются таксонами, согласно правилам всегда рассматриваются как взаимоисключающие, и каждая из них занимает в иерархии только ей предписанное место. Разумеется, представители К. а. признают разнообразие культур и языков. Однако при сегодняшнем уровне ее развития основное внимание пока уделяется фундаментальным концептуализациям связей людей с окружением, обнаруживаемым во всех кросс-культурных исследованиях, или познавательным универсалиям, состав- ляющим основу суперструктур всех культурных или лингвистических систем. Выявление таких универсалий обеспечивает критерии для сопоставления, соизмерения и перевода таксономий и категорий, относящихся к разным культурам в контексте сравнительных исследований. При этом проводится различие между формальными и содержательными, абсолютными и обусловленными универсалиями. В первом типе различения к формальным относятся грамматические универсалии, а к содержательным — отражаемые ими антропологические отношения. Во втором типе к абсолютным относятся характери- стики, существующие во всех языках, а к обусловленным те, что выделяются при определенных условиях. Поскольку в К. а. основное внимание уделяется «естествен- ным» таксономиям и классификациям, понятно, что исследователи имеют дело более с обусловленными, чем с абсолютными категориями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: