double arrow

Понятие «ритуал». Функции ритуалов

Одной из первых работ, посвященной Э. человека, была книга, вышедшая под редакцией Н. Блуртон Джонса, — «Этологическое изучение детского поведения» и одноименная монография Макгрю292. Публикация этих книг была подготовлена серией статей различных ученых — этологов, психологов, антропологов, показавших возможность и теоретически обосновавших применение этологического подхода к изучению человека. В качестве таковых необходимо отметить работы М. фон Крана- ха, Дж. Боулби, П. Экмана, У.В. Фризена, Е.Р. Соренсона, И. Эйбл-Эйбесфельдта, Р.Б. Ли и Де Вос293. Существенную роль в развитии Э. человека и сыграл один из осно- вателей Э. культуры — К. Лоренц.

292 См.: Ethological Studies of Child Behavior. Cambridge, 1972; McGrew W.C. An Ethological Study of Children’s Behavior. N.Y., 1972. 293 См.: Cranach M. von. Ethology and Human Behavior // The Context of Social Psychology. L., 1970; Ainsworth M.D.S. Object Relations, Dependency and Attachment: A Theoretical Review of the Infant-Mother Relationship // Child Development. 1970. V. 40. P. 969–1026; Bowlby J. Attachment and Loss. V. 1. L., 1969; Eкman P., Sorenson E.R., Friesen W.V. Pan-Cultural Elements in Facial Displays of Emotions // Science. V. 164. P. 8–86; Eibl-Eibesfeldt I. Ethology: the Biology of Behavior. N.Y., 1970; Man the Hunter. Chicago, 1968 etc. Существенную роль в обосновании применимости этологических методов для изучения чело- века сыграла книга, вышедшая позднее: Methods of Inference to Human Animal. Chicago etc., 1976.

Наиболее цельно теоретическое осмысление этологических исследований, в т.ч. и человека, можно сказать даже их философия (если под последней понимать теорию познания и решение вопроса о сущности человека), представлены в книге К. Лоренца «За зеркалом». Лоренц исследует человека в единстве его культурных и филогенетических особенностей. Он настаивает на необходимос ти «различать нормы со- циального общения, предопределенные филогенетически, от культурно детермини- рованных...»294. Одна из важнейших областей исследований Э. культуры и Э. культуры — анализ соотношения филогенетических (врожденных, внутренне содержащихся) и культурных стереотипов поведения295. Особое внимание уделяется анализу невербальных форм поведения — ритуалов в различных их функциональных назначениях. Содер- жание понятия «ритуал» отличается от принятого в традиционной антропологии. К. Лоренц присоединяется к определению ритуала Дж. Гексли, который ввел этот термин в поведенческую биологию. Ритуал, по Лоренцу, — это процесс, «имеющий место в осуществлении угроз, ухаживании и других проявлениях, которые птицы и другие животные адресуют к особям своего вида»296. Существенной особенностью этого процесса является выполнение коммуникативной функции в отличие от остальных образцов моторного поведения животных. Более полно содержание понятия «ритуал» раскрывает И. Эйбл-Эйбесфельдт. «Ритуалы — это модели поведения, которые выполняют коммуникативную функцию и испытывают изменения в процессе ее осуществления, повышающие их коммуникативную ценность». Другими словами, продолжает автор, «ритуалы имеют сигналь- ную функцию, реализуемую в процессе, названном ритуал изацией»297. Важным для проникновения в сущность ритуализации является понятие «выразительные движения» — образцы поведения, имеющие сигнальные функции, которые составляют ритуал. Выразительные движения — своего рода «атомы», отдельные дейс твия, составляющие ритуал. Они могут быть по происхождению филогенетическими, куль- турными и индивидуальными. Существенная характеристика ритуализации состоит в том, что она «есть процесс, в котором некоммуникативные модели поведения эволюционируют в сигналы»298. Анализируя сущность ритуала, К. Лоренц выделяет три его функции, общие для людей и животных — «коммуникация, контроль агрессивности и формирование консолидации, сплоченно сти»299, — и специфически человеческую функцию куль- турной ритуализации, состоящую в «создании независимых символов, которые ста- новятся общепринятыми и рассматриваются как часть общества»300. Более детально функции ритуалов исследует Эйбл-Эйбесфельдт. Выделение функции ритуалов является у него одновременно и их классификацией. Первая функция — сплочение, создание дружеских уз, сотрудничество. Эйбл-Эйбесфельдт рассматривает образование моделей, способных осуществить эту функцию как в индивидуальном развитии (онтогенезе), так и в исторической перспективе (филогенезе). Ритуалы этого типа состоят из различных видов: ухаживания, встречи-приветствия, обмена подарками. Особо западногерманский ученый выделяет ритуалы синхрони- зации, способствующие формированию ритмических гармонических движений и навыка коллективных действий301.

294 Lorenz K. Behind the Mirror. L., 1977. P. 181. 295 Ibid. P. 191. 296 Lorenz K. Evolution of Ritualization in the Biological and Cultural Spheres // Evans R.I., Lorenz. K. The Man and His Ideas. N.Y.; L., 1975. P. 133. 297 Eibl-Ebiesfeldt I. Ritual and Ritualization from Biological Perspective // Human Ethology. Claims and Limits of a New Discipline. Cambridge etc., 1979. P. 4. 298 Ibid. P. 14. 299 Lorenz K. Evolution of Ritualization... P. 146. 300 Lorenz K. Behind the Mirror. P. 210. 301 См.: Eibl-Eibesfeldt I. Op. cit. P. 40. См. также: Idem. Die! Ko-Bushmannegeellschaft: Aggressionkontrolle und Gruppenbindung. München, 1972.

Сплоченность достигается также «ритуалами, выражающими общезначимые интересы» или «объединяющими» в группу, изображающую «акты совместной агрессии против общего врага»302. «Обмен подарками» — наиболее простой способ установления дружеских связей как внутри общности, так и вне ее. Эйбл-Эйбесфельдт отводит значительную роль отношениям типа «дай-возьми» не только на ранних этапах развития общества, но и в первые годы жизни ребенка. Обмен игрушками между детьми или просьба ребенка, обращенная к родителям, дать ему ту или иную вещь — попытка завязать диалог в форме, подобной той, которую мы встречаем в ритуале обмена подарками303. Сотрудничество, сплоченность, способность образовывать дружеские узы — важнейшее качество, необходимое для функционирования общества на любой ступени его развития. Согласно исследованиям этологов, поведению человека присуща агрессивность. У животных аналогичные проявления в поведении в отношении осо- бей своего вида тормозятся специфическими биологическими механизмами. Лишь в исключительных ситуациях агрессивное поведение приводит у животных к убийству особи своего вида. У человека же со становлением социального типа жизнедеятельности подобные биологические механизмы заторможены; у него не функционирует сложная система поз, жестов, ритуалов, сущес твующих у животных304. На смену им образовалась культурная (социальная) система торможения агрес- сивности. Именно ее Эйбл-Эйбесфельдт выделяет в качестве второй фундаменталь- ной функции ритуалов. Агрессивное поведение человека ограничивается специфи- ческими культурными моделями, дающими возможность контролировать его и трансформировать в недеструктивные формы. Для этого были выработаны правила поединков и других форм агрессивного социального взаимодействия с целью предотвратить убийства людей внутри общества. «Интрагрупповая агрессия, — пишет И. Эйбл-Эйбесфельдт, — часто приводит к установлению иерархического устройства, которое дает преимущество не только тем, кто занимал высшие ранги, но и всей группе»305. Борьба за высокие места в иерархической системе стала приобретать бо- лее ритуализованный характер, лидеров в группах «начали выбирать не только за их силу, агрессивность, но и в соответствии с социальными способностями, такими как умение установить мир, организовать деятельность»306. Все большую роль стали играть обряды, дающие возможность в ритуализованной форме проиграть ситуацию, будущие действия и тем самым подготовиться к ним. Этот вид ритуалов преобразовывает деструктивные импульсы, дает им выход в культурно приемлемой форме. Эйбл-Эйбесфельдт высказывает мнение, что наличие многообразных ритуализованных игр способствует уменьшению агрессивности, и наоборот. Свою мысль он подкрепляет фактическим материалом, подтверждающим существование такой зависимости. Например, редко ведущие войны бушмены соревнуются в разнообразных играх, а у регулярно ведущих войны эйпо (Западный Иран) и янома- ми (Верхнее Ориноко) ритуализованные игры практически отсутствуют307. В про- цессе формирования культурных моделей, контролирующих интрагрупповую агрессию, происходит развитие способов социального взаимодействия внутри общности, вырабатываются созидающие стереотипы поведения. Более сложно, а часто невозможно было взять под контроль интергрупповую агрессию — войны между общностями самого различного ранга. Эйбл-Эйбесфельдт анализирует этот феномен с этологической точки зрения. Считая, что войны — надбиологическое, культурное явление, западногерманский этолог выделяет две причины, делающие возможным их существование. Дегуманизация, признание неравно-

302 Eibl-Eibesfeldt I. Op. cit. 303 См.: Eibl-Eibesfeldt I. Love and Hate. The Natural History of Behaviour Patterns. N.Y., 1972; Idem. The Preprogrammed Man. N.Y., 1980. 304 См.: Lorenz K. On Aggression. L.; N.Y., 1966. 305 Eibl-Eibesfeldt I. Ritual and Ritualization... P. 41. 306 Ibid. 307 Ibid. P. 42.

ценными членов других общностей и действие различных видов оружия на расстоя- нии — от лука и стрел до современных ракет. Таким образом, культурный стереотип враждебности чужого подавляет жалость к себе подобным, а большое расстояние не дает реализоваться импульсам торможения агрессивности, действующим лишь при близком, лицом к лицу, контакте людей308. Эйбл-Эйбесф ельдт не стремится на нескольких страницах разрешить сложнейшую глобальную проблему прошлого и современности — разоружение. Он лишь отмечает, что в современных условиях в ядерный век нередко нагнетание напряженности не выливается в открытый конфликт. Кризис решается и мирным путем. Но эти ритуализованные игры носят рискованный характер. Ритуалы выполняют также функцию сдерживания, успокаивания в межиндивидуальных отношениях, нейтрализации межличностной агрессии. Основную нагрузку в выполнении этой функции несут невербальные формы коммуникации: доброжелательное выражение лица, улыбка и т. д.309 Еще одна функция ритуалов связана со стремлением человека преодолеть страх перед непознанными, необъяснимыми явлениями окружающего мира. Те или иные явления объясняются вмешательством сверхъестественных сил, злых духов и т. д. Например, человек заболел — значит, в него вселился злой дух. Для изгнания злого духа используются разнообразные ритуалы, благодаря которым достигается пограничное состояние психики — транс, экстаз и т. д.310 Этот тип ритуалов близок по своему содержанию и функциональному назначению религиозным ритуалам традиционных обществ, изучаемых антропологами и религиоведами. Кроме рассмотренных четырех функций ритуалов Эйбл-Эйбесф ельдт анализирует и еще одно их важное назначение — подд ержание организованности, «сохранение дисциплины», по его терминологии (военный ритуал, гражданские обряды, отражающие социальный строй: авторитарный, демократический и т. д.)311. Таким образом, ритуалы играют значительную роль в обществе в качестве сред- ства уменьшения напряженности, сплочения общности. Тем самым они выполняют свою основную функцию — осуществлять и улучшать коммуникативный процесс, обеспечивая социальное взаимодействие внутри общности и между общностями, понимание людьми друг друга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: