Раннее детство в условиях различных культур. «Привязанность» и ее значение

Исследования, проводимые в Э. человека и Э. культуры, можно классифицировать по разным основаниям, но в любом структурном их подразделении будет присутствовать в той или иной степени анализ поведения детей в условиях различных культур. Как было видно из предшествующего изложения, даже при рассмотрении общетеоретических вопросов коммуникации человека важнейшие свои положения исследо- ватели нередко обосновывают, обращаясь к результатам, полученным при изучении детей. Изучение детства, вероятно, представляет наиболее продуктивную часть Э. Центральное направление изучения детства в Э. — проблемы становления социального взаимодействия, формирования его в раннем детстве и развития в более поздние периоды. Значительное место отводится в нем традиционной теме исследований направления «культура-и-личность» (психологическая антропология), а именно «ранним опытам» и их влиянию на последующее развитие ребенка. Анализ этой проблемы в 70–90-х гг. XX в. связан с этологическим изучением детства в этнических общностях формирования отношений между ребенком и окружающими его людьми, в первую очередь с матерью с самых ранних периодов его

337 Ibid. P. 103. 338 Ibid. P. 104. 339 Altman I. Privacy as an Interpersonal Boundary process // Human Ethology... 340 Ibid. P. 107. 341 Ibid. P. 108.

жизни. Имеется в виду общение взрослых с ребенком в вербальной и невербальной формах, реакция на плач и крик и т. д. Считается, что уже на самом раннем этапе детства формируются основы будущего социального взаимодействия, образуется привязанность (attachment) как важное качество, обеспечивающее совместные действия человека с человеком. Значительную, если не решающую роль в становлении привязанности играет период наибольшей взаимной чувствительности матери и ребенка. За ним закрепилось название «сензитивный период», предложенное Клаусом и Кеннелом342. В процессе исследований, проведенных в США и Гватемале, выяснилось, что дети, имевшие более тесный и частый контакт с матерями, показывают более высокие результаты по шкале интеллекта, чем те, кто был лишен полноценного общения343. Часть исследований в Э. детства посвящена травматическим ситуациям раннего детства. Такого рода события накладывают отпечаток не только на особенности характера, но иногда приводят к душевным расстройствам. Например, в исследованиях депрессии в Лондоне было показано, что девочки, потерявшие мать в раннем детстве, с большей вероятностью могут заболеть этой болезнью, чем остальные344. Если рассматривать исследования ранних опытов в целом, то следует отметить, что в настоящее время идут поиски, анализ механизмов влияния раннего детства на более поздние периоды жизни человека, анализ теоретических проблем, возникающих в связи с этим345. На пути познания столь сложного процесса много препятствий и трудностей «в отыскании отличий в позднем развитии личности... среди взрослых разных культур, где любят детей и ухаживают за ними по-разному»346. Английская исследовательница Дж. Данн, которой принадлежит это высказывание, имеет в виду сложность отделения влияния ранних опытов от более поздних напластований, несовершенство методик и нерешенность общих методологических вопросов. Последнее обстоятельство она выделяет особо и считает необходимым рассматривать развитие ребенка как культурный процесс. «Модели социального взаимодействия с самого раннего детства, — пишет она, — часть культуры»347, различные формы обращения с детьми — также часть культуры. Дж. Данн противник рассмотрения изолированного от остальной этнокультурной общности отношения «мать-ребенок». В качестве важной задачи изучения раннего детства она выдвигает анализ и объяснение фактов, противоречащих концепции ранних опытов. Например, дети в детских домах сохраняют способность человеческого отношения «глубокой привязанности», хотя их раннее детство носит, как правило, травматический, аномальный характер. Исследование онтогенетического развития детей в современных и традиционных культурах, осмысление этого процесса в обобщающих понятиях имеет фундаментальное значение для создания общетеоретической концепции человека, учитывающей его универсальные качества и этнокультурные особенности.

342 См.: Kennel J.H., Trause M.A., Klaus M. Evidence for a Sensitive Period in the Human Mother Parent- Infant Interaction. Amsterdam, 1975. 343 См.: Dunn J. Understanding Human Development: Limitations and Possibilities in an Ethological Approach // Human Ethology... P. 634. 344 Ibid. P. 639–640. 345 См.: Dunn J. The Contunuity of Individual Differences from the First Year of Life // The First Year of Life: Significance for Later Development. L., 1973; Hope R.A., Milton A.G., Simmel E.M. Early Experience and the Process of Socialization. N.Y., 1970; Hess E.H. Ymprinting. Early Experience and the Development Psychology of Attachment. N.Y., 1973; Dunn J. Now Far Early Differences in Mother-Chud Relations Affect Later Development? // Growing Points of Ethology. 1976; Early Experience: Myth and Evidence. L., 1976; Bateson P.P.G. Early Experieilce and Sexual Preferences // Biological Determinants of Sexual Behaviour. L., 1977; Early Experience and Early Behaviour: Implications for Social Development. N.Y., 1980; Anselmo S. Early Childhood Development. Toronto; London, 1987; Wolf P.H. The Development of Behaviour States and Expressions in Early Infancy. Chicago, 1987. 346 Dunn J. Understanding Human Development... P. 633. 347 Ibid. P. 630.




double arrow
Сейчас читают про: