Раннее детство в условиях различных культур. «Привязанность» и ее значение

Исследования, проводимые в Э. человека и Э. культуры, можно классифицировать по разным основаниям, но в любом структурном их подразделении будет присутствовать в той или иной степени анализ поведения детей в условиях различных культур. Как было видно из предшествующего изложения, даже при рассмотрении общетеоретических вопросов коммуникации человека важнейшие свои положения исследо- ватели нередко обосновывают, обращаясь к результатам, полученным при изучении детей. Изучение детства, вероятно, представляет наиболее продуктивную часть Э. Центральное направление изучения детства в Э. — проблемы становления социального взаимодействия, формирования его в раннем детстве и развития в более поздние периоды. Значительное место отводится в нем традиционной теме исследований направления «культура-и-личность» (психологическая антропология), а именно «ранним опытам» и их влиянию на последующее развитие ребенка. Анализ этой проблемы в 70–90-х гг. XX в. связан с этологическим изучением детства в этнических общностях формирования отношений между ребенком и окружающими его людьми, в первую очередь с матерью с самых ранних периодов его

337 Ibid. P. 103. 338 Ibid. P. 104. 339 Altman I. Privacy as an Interpersonal Boundary process // Human Ethology... 340 Ibid. P. 107. 341 Ibid. P. 108.

жизни. Имеется в виду общение взрослых с ребенком в вербальной и невербальной формах, реакция на плач и крик и т. д. Считается, что уже на самом раннем этапе детства формируются основы будущего социального взаимодействия, образуется привязанность (attachment) как важное качество, обеспечивающее совместные действия человека с человеком. Значительную, если не решающую роль в становлении привязанности играет период наибольшей взаимной чувствительности матери и ребенка. За ним закрепилось название «сензитивный период», предложенное Клаусом и Кеннелом342. В процессе исследований, проведенных в США и Гватемале, выяснилось, что дети, имевшие более тесный и частый контакт с матерями, показывают более высокие результаты по шкале интеллекта, чем те, кто был лишен полноценного общения343. Часть исследований в Э. детства посвящена травматическим ситуациям раннего детства. Такого рода события накладывают отпечаток не только на особенности характера, но иногда приводят к душевным расстройствам. Например, в исследованиях депрессии в Лондоне было показано, что девочки, потерявшие мать в раннем детстве, с большей вероятностью могут заболеть этой болезнью, чем остальные344. Если рассматривать исследования ранних опытов в целом, то следует отметить, что в настоящее время идут поиски, анализ механизмов влияния раннего детства на более поздние периоды жизни человека, анализ теоретических проблем, возникающих в связи с этим345. На пути познания столь сложного процесса много препятствий и трудностей «в отыскании отличий в позднем развитии личности... среди взрослых разных культур, где любят детей и ухаживают за ними по-разному»346. Английская исследовательница Дж. Данн, которой принадлежит это высказывание, имеет в виду сложность отделения влияния ранних опытов от более поздних напластований, несовершенство методик и нерешенность общих методологических вопросов. Последнее обстоятельство она выделяет особо и считает необходимым рассматривать развитие ребенка как культурный процесс. «Модели социального взаимодействия с самого раннего детства, — пишет она, — часть культуры»347, различные формы обращения с детьми — также часть культуры. Дж. Данн противник рассмотрения изолированного от остальной этнокультурной общности отношения «мать-ребенок». В качестве важной задачи изучения раннего детства она выдвигает анализ и объяснение фактов, противоречащих концепции ранних опытов. Например, дети в детских домах сохраняют способность человеческого отношения «глубокой привязанности», хотя их раннее детство носит, как правило, травматический, аномальный характер. Исследование онтогенетического развития детей в современных и традиционных культурах, осмысление этого процесса в обобщающих понятиях имеет фундаментальное значение для создания общетеоретической концепции человека, учитывающей его универсальные качества и этнокультурные особенности.

342 См.: Kennel J.H., Trause M.A., Klaus M. Evidence for a Sensitive Period in the Human Mother Parent- Infant Interaction. Amsterdam, 1975. 343 См.: Dunn J. Understanding Human Development: Limitations and Possibilities in an Ethological Approach // Human Ethology... P. 634. 344 Ibid. P. 639–640. 345 См.: Dunn J. The Contunuity of Individual Differences from the First Year of Life // The First Year of Life: Significance for Later Development. L., 1973; Hope R.A., Milton A.G., Simmel E.M. Early Experience and the Process of Socialization. N.Y., 1970; Hess E.H. Ymprinting. Early Experience and the Development Psychology of Attachment. N.Y., 1973; Dunn J. Now Far Early Differences in Mother-Chud Relations Affect Later Development? // Growing Points of Ethology. 1976; Early Experience: Myth and Evidence. L., 1976; Bateson P.P.G. Early Experieilce and Sexual Preferences // Biological Determinants of Sexual Behaviour. L., 1977; Early Experience and Early Behaviour: Implications for Social Development. N.Y., 1980; Anselmo S. Early Childhood Development. Toronto; London, 1987; Wolf P.H. The Development of Behaviour States and Expressions in Early Infancy. Chicago, 1987. 346 Dunn J. Understanding Human Development... P. 633. 347 Ibid. P. 630.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: