Понятие метода исследования

Основные споры вокруг методов в социальных науках относились к их преимуществам и недостаткам с точки зрения получения достоверной информации. Вопрос заключался в том, какой из них предпочесть: эмпирический или рационалистический, индуктивный или дедуктивный, идиографический или номотетический, количественный или качественный. Ответы на этот вопрос со временем поменялись. Предпочтение гипотетико- дедуктивного метода, предполагающего движение от общих положений к частным теоретическим утверждениям, было распространено до 1914 г. В дальнейшем успехи эмпиризма были столь велики, что именно он надолго утвердился в качестве доминирующего познавательного средства. С 1930-х гг. в социальных науках в противовес господству рационализма сложилась эмпирическая, индуктивная, идиографическая, количественная методологическая ориентация. После периода противостояния этих двух крайних позиций с 1960-х гг. начинается поиск взаимоприемлемого компромисса, тем не менее приверженность количественным методам сохраняется. Наконец, в середине 1990-х гг. некоторое разочарование в обеспечиваемых ими результатах обусловило возрождение интереса к качественным методам анализа социальных и культурных фактов. В то же время споры между сторонниками эмпиризма и рационализма продолжаются до сих пор. Речь идет не просто о расхождении философских взглядов, но о выборе позиции по поводу соотношения теории и эмпирического исследования, а также возможностей использования математических методов. Эмпиризм и рационализм. Эмпиризм представляет собой метод познания, под- разумевающий непосредственный способ выбора объекта изучения и получения данных. Эмпиризм базируется на признании приоритетности очевидных фактов, предполагает подчинение им логики построения суждений. Соответственно в этом случае используется индуктивный метод такого построения: обобщение на основе определенного количества наблюдений. В рамках рационализма критерий достоверности получаемых в исследовании результатов не ограничивается фактами, но определяется логическими, концептуальными конструкциями, относящимися к объекту изучения. Следовательно, речь идет о гипотетико-дедуктивном методе, т. е. о логическом движении от исходных допущений к частным теоретическим положениям. Эмпиризм и рационализм различаются в определении значения категорий. С точки зрения эмпиризма категория образуется как результат наблюдений, относящихся к сходным ситуациям, из которых выделяются общие для них устойчивые характеристики. Рационалистическая позиция предполагает, что категория имеет универ- сальный характер по определению, т. е. согласно допущению о наличии основного абстрагируемого свойства, общего для всех охватываемых ситуаций. Идиографический и номотетический методы. Идиографический метод предполагает описание индивидуально-специфических характеристик изучаемого объекта; номотетический — выявление закономерностей, общих для сходных типов объектов, подведения их под закономерность. Культурная (социальная) антропология номотетична, т. е. в ее рамках изучаются общие устойчивые и повторяющиеся характеристики культуры как предметной об- ласти изучения; строятся обобщения и устанавливаются закономерности относительно связей между ними. На этих основах строятся прогнозы. В то же время эта наука имеет и идиографический аспект, поскольку любое культурно-антропологическое исследование начинается с изучения отдельных фактов. Количественный и качественный методы исследования. Количественный метод исследования подразумевает квантификацию данных и использование математики при их анализе. Он широко используется в естественных науках. Сторонники ра- ционализма обычно утверждают, что при качественной природе данных, характерных для социальных наук, использование здесь естественнонаучных методов нецелесообразно. Их возражения против квантификации отнюдь не означают сомнения в цен- ности использования математического аппарата как такового, но касаются способов и возможностей его применения в отношении эмпирических данных, связанных с человеком, обществом, культурой, считающихся уникальными. Сочетание позитивизма и идиографического метода в рамках математической статистики подготовило почву для квантификации в рамках социальных наук и разумного компромисса между сторонниками идиографического и номотетического, качественного и количественного методов. Статистика позволяет на основе построения выборки и вычисления корреляций научным путем осуществлять экстраполяцию от частного (отдельный случай) к общему (количественное распределение подобных случаев). Сочетание качественного и количественного методов позволяет использовать изучение отдельного случая как для построения гипотез, проверяемых в ходе эмпирического исследования, так и для углубленного анализа полученных данных.

Выбор рационалистической и гипотетико-дедуктивной либо эмпирической и индуктивной концепции и исследования означает определение его научно- познавательной ориентации, т. е. смысла процесса абстрагирования при изучении связей человека с окружением и возможности обобщений, значимых для диагноза и прогноза состояний изучаемого объекта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: