Источники информации, используемые в культурно-антропологических исследованиях

Важной предпосылкой получения достоверных научных результатов является надежность источников информации, используемых в исследовании. В культурно- антропологических исследованиях используются письменные и неписьменные источники. Письменные источники: 1. Записи наблюдений, интервью, обобщений, полученных в ходе этнографических полевых исследований: монографии о культурных единицах в целом; описание отдельных аспектов культур и обществ; отчеты о повторных исследованиях одной и той же культурной единицы; описание распределения отдельных культурных черт с включением картографии, осуществленной в ходе полевых исследований; описание процессов аккультурации с социологической, психологической, исторической точек зрения. 2. Этнографические записи и документы, относящиеся к этническим группам и областям (записи путешественников, миссионеров, конкистадоров, чиновников, купцов, военных, моряков; колониальные документы; географические и исторические работы неевропейских авторов). 3. Устные предания, зафиксированные письменно. 4. Официальные документы: архивы, парламентские и административные публикации, государственная и местная статистика. 5. Печать: газеты, журналы, реклама, биографические справочники, литературные произведения. 6. Частные документы: частные архивы, личные документы (биографии, дневники, письма и т. п.). В распоряжении культурных антропологов имеется также обширный набор неписьменных источников: предметы: строения, технические объекты, объекты интерьеров и личные вещи, атрибуты моды (в т.ч. археологические артефакты); «иконо- графия» — вся изобразительная документация, кроме фотографий, — картины, гравюры, рисунки, граффити и т. п.; кино-, фото- и фонодокументы: художественные и полевые записи; сообщения телевидения и радиовещания. Когда исследователю доступны этноисторические документы и хорошо подобранные археологические данные, описания ситуаций и их непосредственные свидетельства, предпочтения отдаются подлинным документам. Исторические данные и описания не могут обеспечить представления о полных последовательностях событий, о порождающих их побуждениях и целях. То, что осталось от прошлого, отнюдь не является целостным или имеющим первостепенную культурную значимость. В историческом материале есть лишь фрагменты фактических событий, и это все, что доподлинно известно о прошлом; остальное — плод воображения историка. Кроме того, большая часть знаний о современных бесписьменных культурах была приобретена немногим более чем в последние сто лет. Поэтому глубина проводимых ныне исследований таких культур невелика, и ее принято увеличивать, используя косвенные данные. Часто в культурной антропологии приходится иметь дело с текстами, передавае- мыми в устной форме. В соответствии с содержащейся в них информацией они могут быть классифицированы следующим образом. 1. Формулы. Это стереотипные, четко фиксированные фразы, значение которых заключается как в их словарном выражении, так и в уместном использовании. К ним относятся титулы, лозунги, дидактические формы (пословицы, поговорки и т. п.). В них не содержится исторических данных, но они проливают свет на динамику идей и ценностей. 2. Поэтические тексты. В данном случае фиксированная художественная форма играет столь же важную роль, сколь и само фактическое содержание. Здесь порой можно обнаружить свидетельства о событиях прошлого, но обычно общего и рас- плывчатого характера. Такие тексты делятся на историческую поэзию — песни и поэмы, описывающие исторические события (чаще всего с идеологическими искажениями); панегирическую поэзию — песни и поэмы, прославляющие определенное лицо; они не имеют целью передачу информации о событиях прошлого; религиозную поэзию — стереотипные формы молитв, гимнов, догматических текстов, которые должны передаваться слово в слово; их ценность как источников информации заключается в том, что они обеспечивают ключ к пониманию языка их создателей; иногда они содержат информацию о нерелигиозных исторических событиях; лирическую поэзию, которая выражает эмоциональные состояния авторов; при устной передаче здесь со временем появляются вариации и изменения в сравнении с первоначальным выражением. Такой традиционный материал позволяет понять способы выражения личностных переживаний в разные исторические эпохи. 3. Перечни. Речь идет о названиях мест и именах, оглашаемых во время институциональных церемоний и других публичных действий. Обычно такие тексты создаются, чтобы поддержать и укрепить претензии на политические, социальные, экономические права. Именно с этой точки зрения можно судить об их ценности как источнике информации о прошлом. 4. Предания. Они выражаются в прозе и передаются в свободной форме. Здесь содержится определенная историческая информация. Такие тексты служат прежде всего для освоения и поддержания правовых норм, равно как для их оправдания и подтверждения. Несмотря на ограниченность информации о прошлом, они нередко являются единственным источником, где полностью описываются определенные последовательности событий. Следует принимать во внимание, что истории семей и родов, а также легенды всегда являются смесью исторических и мифологических событий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: