Подраздел 7. Культура: понятие и типы. 9 страница

p`gdek III. nqmnbm{e onm“Šh“ h opnakel{ qn0hnjrk|Šrpmni `mŠpnonknchh

жение, которое предназначено для распространения всеобщей грамотности и было «книгой для неграмотных», выразителем религиозной доктрины. В современную эпоху «иконы» М. к. также являются проводниками смыслов и объектами культового поклонения. Они проникли повсюду — на улицы, здания, вы- вески, и будучи сделанными человеком, выражают его страхи, идеалы и надежды. Некоторые имиджи становятся «супериконами», своеобразными культурными сим- волами нации. Так, для Америки особое значение имеют такие «иконы», как Белый дом, фигура Дядюшки Сэма, статуя Свободы. Наиболее примечательный архитектурный феномен американской жизни — торговый квартал — это «оазис консьюмеризма» и в то же время место встречи, центр сообщества. Некоторые «иконы» играют роль символов порядка, организованности и значительности окружающего мира. Это прежде всего — имиджи семейной жизни, которыми наполнена реклама, поддерживающая мнение о семье как об основном символе социального порядка. Интересна судьба куклы Барби, которая со времени ее создания в конце 1950-х гг. стала одним из наиболее популярных и значительных объектов в американской культуре, завоевав затем и мировой рынок. Она сосредо- точивает в себе все ценности и представления американской культуры. Становясь моделью для миллионов юных жительниц нашей планеты, Барби со- средоточена на все новых и новых нарядах и развлечениях, она учит ребенка новым тенденциям моды не только в одежде, но и в интерьере, в способах времяпровождения, в выборе друзей. Интересно, что среди многочисленных нарядов Барби практически отсутствует одежда для работы. Несмотря на перемены в жизненном стиле девушек и женщин, кукла остается все той же «праздной особой», исключенной из мира тру- да и конкуренции с характерным для этих сфер стремлением к успеху. Главное в ее жизни — внешность, накопление вещей и стремление к популярности. Для многих женщин Барби символизирует то, от чего они отказались в реальной жизни, но что все же служит мерой успеха в современном обществе: «Будь богат, популярен и раз- влекайся». Культурные герои и лица эпохи. Многие современные исследователи М. к. резко критически настроены по отношению к этим суперпопулярным имиджам, которые имеют своих последователей, готовых на все, чтобы соответствовать идеалу. Женщи- ны, стремящиеся походить на супермоделей, применяют самые различные диеты, пищевые добавки, таблетки, что ведет нередко к истощению организма и заболева- ниям, но цель все равно остается недостижимой, поскольку создатели рекламы по- казывают не реальную женщину, а искусственно создают суперизящные силуэты, иногда используя технические средства. Популярные герои, знаменитости, звезды становятся своего рода «человечески- ми иконами», лицами-символами, вызывающими восхищение публики. Так, первые американские легендарные герои воплощали добродетели, особо ценные для амери- канцев на стадии освоения новых территорий, — смелость, веру в личную свободу и находчивость. Подобный образ нашел выражение и в современной рекламной инду- стрии в «человеке с Фронтира» в рекламе сигарет «Мальборо». Такого рода имиджи представляют в конкретной форме идеал, к которому стремятся миллионы, и в то же время создают своеобразную культурную модель, становящуюся предметом гордости для породившей ее культуры. Для достижения статуса «человеческой иконы» необходимы определенные усло- вия. Это может быть необыкновенная одаренность в какой-то области. Так, героями ХХ в. стали профессиональные спортсмены, достигшие мировых рекордов, изобре- татели, космонавты. Другим важным условием является обладание качествами, вы- соко ценимыми культурой. Такими героями являются для Америки Джордж Вашинг- тон и Абрахам Линкольн, вошедшие в память нации из-за их повсеместно превоз- носимой честности, трудолюбия и простоты. В советское время, когда на ведущем месте в обществе стояла ценность труда, героями становились выдающиеся передо- вики производства. Их достижения приравнивались к подвигам летчиков и космо- навтов.

p`gdek III. nqmnbm{e onm“Šh“ h opnakel{ qn0hnjrk|Šrpmni `mŠpnonknchh

Еще одним качеством культурного героя является его чувство долга по отношению к культуре. Герои М. к. обязаны быть защитниками ценностей своей культуры, ставить свои таланты на службу ее сохранения и процветания. История дает много популяр- ных фигур такого рода, среди которых выделяется образ защитника отечества, по- бедителя в войне. Правда, в наши дни такого рода героике пришло на смену разоча- рование — войны в Корее, Вьетнаме, Афганистане не создали образов героев, а, на- оборот, продемонстрировали искалеченные войной судьбы. В обществе потребления прославление его ценностей идет другим путем. Можно привести в качестве примера искусство одного из популярнейших на Западе худож- ников ХХ в. Энди Уорхола, который прославляет потребление, изображая на своих картинах долларовые купюры, консервы, лица кинозвезд. В то же время на смену традиционным героям нередко приходят «альтернатив- ные». Прежде всего это герои, восстающие против несправедливости, которая коре- нится в общественном устройстве и культурных нормах. Они ведут борьбу с обще- ственными институтами, чем привлекают к себе представителей субкультур, мень- шинств, девиантных групп, недовольных общественным устройством. Такие бунтари не обязательно наделены выдающимися талантами, но несут в себе колоссальную волю к жизни. Так, известнейший американский боксер-тяжеловес Джек Джонсон, обладавший громадной силой, восстал против расистского белого общества, но был любим в «цвет- ной» субкультуре, как и прежде, хотя белое общество его отвергло. Яркий пример такого рода мы видим в нашем собственном недавнем прошлом, в 80-х гг. ХХ в., когда рок-музыка стала выразителем протеста молодежи против изжившего себя советско- го строя. «Перемен, мы ждем перемен» — эти слова песни воплотили жизненные ожидания молодого поколения. Недаром один из самых ярких представителей отече- ственного рока Виктор Цой стал настоящей «иконой» в эпоху перестройки. Еще одна альтернатива традиционному герою — знаменитости-женщины: Жа- клин Кеннеди, принцесса Диана, Раиса Горбачева. Они не совершали героических поступков, однако их имена и лица известны во всем мире, а их одежде и прическам подражают миллионы женщин. Чтобы стать знаменитыми, они не имеют ничего, кроме происхождения или удачного брака, им необходимо оставаться в центре вни- мания массмедиа, что в случае принцессы Дианы привело к трагическим последстви- ям. Сам факт их популярности свидетельствует о громадном влиянии массмедиа на ценности и приоритеты современной М. к. Что касается реальных героев, то они постепенно переместились в мир мифа и фантазий, продолжая существовать как вымышленные образы массового искусства. В какой-то степени людям легче идентифицироваться с ними, зная, что это лишь вы- мышленные образы. Так, на экране Супермен и экипаж «Звездных войн» сохраняли популярность на протяжении многих лет, в то время как участники реальных войн уже забыты. Точно так же герои очень популярных в 1970-е гг. полицейских фильмов демон- стрировали независимость, упрямый индивидуализм в борьбе с преступниками и коррумпированными бюрократами. В то же время в реальной жизни, неуклонно при- обретающей корпоративную ориентацию, все больше теряется способность к само- реализации личности. Миф об индивидуализме, теряющий почву в реальности, утверждает себя на уровне фантазии, причем, героями становятся не только сами фантастические об- разы, но и создающие их звезды. Даже реальные персонажи, такие как политические лидеры, должны вести себя в соответствии с требованиями зрелищности, а сами по- литические действа заранее режиссируются для более эффектной подачи в массмедиа, становясь «медиасобытиями». Они должны обладать собственным имиджем, над которым работают целые бригады имиджмейкеров. Герои и звезды, созданные М. к., быстро приобретают известность во всем мире, благодаря тем же массмедиа, сделав- ших из мира «глобальную деревню», по выражению известного канадского исследо- вателя массовых коммуникаций М. Маклюэна.

p`gdek III. nqmnbm{e onm“Šh“ h opnakel{ qn0hnjrk|Šrpmni `mŠpnonknchh

В наши дни широчайшая область литературы и искусства охвачена влиянием М. к. — от художественной литературы до музыки, от театра до радио- и телепередач. Многообразные виды и жанры М. к. отражают и, в свою очередь, формируют вкусы и идеи публики. Основной чертой массового искусства, к какому бы жанру оно ни принадлежало, является алгоритм, который, содержит многие элементы, в т.ч. при- вычные, «разделенные» значения сюжета, оформления характеров персонажей. «Искусство по формуле» использует стереотипы, «иконы», популярные имиджи и предлагает аудитории широкие возможности для удовлетворения потребности в удо- вольствии и развлечении. Формулы М. к. господствуют также в мелодраме и детек- тиве, комедии и триллере. Детективы. Детектив является излюбленным жанром М. к. во всем мире. В по- следние годы как переводные, так и отечественные детективы занимают ведущее место и на массовом книжном рынке нашей страны, удовлетворяя потребности самых разных групп массовой аудитории. На Западе детектив — издавна самый популярный жанр. По данным социологического исследования, проведенного Институтом Гэлла- па в 1980-е гг., 60 % мужчин и 64 % женщин регулярно читают детективы, а среди имеющих высшее образование любители этого жанра составляют 74 %. В последние годы рынок детектива расширился, варианты его также множатся, популярность приобретает иронический детектив, а также женский детектив, где и автором, и глав- ным героем являются женщины. На Западе к этому жанру относятся серьезно, ре- цензии помещаются в престижных литературных изданиях, имеется целый ряд глу- боких литературоведческих исследований. К нему обращаются выдающиеся деятели культуры, такие как, например, итальянский ученый и писатель Умберто Эко, который написал свой самый известный роман «Имя розы» в жанре детектива. Законы детектива требуют соотношения между основными элементами — за- гадкой, связанной с преступлением, и ее расследованием, ставящим перед читателем четыре основных вопроса: кто? когда? как и почему? Различные вариации этих за- гадок создают напряжение действия, обеспечивают элемент игры, чередование пси- хологического размышления и напряжения в развитии конфликта. Хотя основным требование к детективу является оригинальность решения, неожиданность развязки, сама его структура следует определенному набору правил и стереотипов, делающих детектив «искусством по формуле». Еще в 1928 г. была составлена всеобъемлющая кодификация правил построения детектива. Среди 20 правил — обеспечение читателю равных с детективом возмож- ностей раскрытия тайны, логичность выводов, ведущих к разоблачению, убийство как обязательное преступление, частный характер мотивов преступления и т. д. Эти правила особенно были распространены в «золотой век» жанра, но отвергнуты пред- ставителями «жесткой школы». До нынешнего дня популярны «короли» классическо- го детектива. Его персонажи приобрели еще большую известность благодаря много- численным экранизациям и телесериалам, которые можно практически постоянно видеть по тому или иному каналу. И в наши дни классические образцы детектива не утратили любви публики. При- мер тому — колоссальный успех романов Б. Акунина, написанных в жанре истори- ческого детектива. Даже их действие перемещено в XIX в., когда «преступления со- вершались и раскрывались с изяществом и вкусом», как говорит нам реклама романов автора. Другой тип — «жесткий детектив» — возник в 30-е гг. XX в. в США и стал попу- лярен благодаря таким авторам, как Д. Хэммет, Э.С. Гарднер, Р. Макдональд, Р. Ченд- лер. Они попытались отойти от классической схемы и создать свою. В нее входят жизненность событий, простота композиции, наказание преступника. В отечествен- ной М. к. мы также видим подобные образцы. По сути дела, «жесткая школа» не внесла существенного изменения в классическую схему построения сюжета, а лишь по-иному осмыслила ее структурные элементы. Новшеством последних десятилетий является так называемая феминизация жан- ра. Мы сталкиваемся с растущим количеством женщин — авторов детективов. До-

p`gdek III. nqmnbm{e onm“Šh“ h opnakel{ qn0hnjrk|Šrpmni `mŠpnonknchh

статочно вспомнить таких популярных отечественных писательниц, как А. Марини- на, П. Дашкова и многих других, чьи бестселлеры буквально заполонили книжные прилавки. С другой стороны, в отличие от одиночки мисс Марпл, женщина-сыщик стала весьма распространенной фигурой: в книгах, на телеэкране мы видим женщи- ну, борющуюся с преступниками не только наравне с мужчиной, но часто и затме- вающую его. М. к. четко реагирует на происходящие в обществе процессы — жен- щина уже не удовлетворяется пассивной ролью помощницы, подруги, и М. к. дает ей возможность отождествлять себя с образами активных женщин, определяющих жизнь общества. Детектив является ярким примером массового искусства. Он выходит за рамки литературного жанра, воплощаясь в кино, в телевизионных сериалах, которые появ- ляются в большом количестве и увеличивают популярность его. Такие же процессы мы видим и в других областях М. к., которые тесно взаимодействуют между собой. Так, герои популярных мультфильмов представлены во всей области массового производ- ства детских товаров: видеоигры, альбомы с наклейками, майки, школьные ранцы пестрят образами диснеевских героев, Телепузиков или Покемонов. Ребенок окружен со всех сторон образами М. к., он вырастает в ней, воспитывается на ее ценностях. Ритуалы. Еще одной важной областью М. к. являются популярные ритуалы — те события в общественной жизни, которые затрагивают интересы различных больших или малых групп населения. Это реальные события, в которых непосредственно уча- ствуют реальные люди, — спортивные соревнования, парады, народные гуляния, карнавалы, танцы, митинги, семейные торжества. Сюда же можно отнести много- численные конкурсы, ставшие характерной чертой нашего времени, иногда захваты- вающие, иногда доходящие до абсурда. Эти события выражают определенные куль- турные и субкультурные ценности и характеризуют общество потребления. Многочисленные конкурсы красоты отражают высокую ценность внешней кра- соты, культ идеальной фигуры в М. к., в то же время культивируя миф о доступности вершин личного успеха. Заманчивые обещания для победительниц таких конкурсов вовлекают в эту своеобразную игру толпы новых и новых претенденток. Существуют также конкурсы, непосредственно ориентированные на потребление, например, конкурс любителей пива. Пивные фестивали проводятся с большим раз- махом и становятся событиями в жизни как западных, так и российских городов. Семейные торжества служат символом утверждения моральных ценностей, ста- бильности самой семьи. Причем это ощущение стабильности заключается не только в правильном соблюдении ритуала, но и в обязательном фотографировании или съем- ке на видеокамеру. «Ритуальный» характер имеет и современный массовый туризм, который приоб- ретает характер потребления культурных памятников, когда обязательным атрибутом осмотра музеев или шедевров архитектуры становится фотография и видеосъемка. Новые тенденции развития М. к. Начавшийся в первые десятилетия ХХ в. про- цесс роста и расширения М. к. продолжает набирать силу. Она выходит за рамки дешевого доступного развлечения для малообразованной части населения и охваты- вает все стороны повседневной жизни общества. Вместе с тем меняется и ее характер. М. к. в ХХ в. имеет ряд особенностей, которые отличают ее от более ранних форм популярной культуры, еще не утерявших свои традиционные народные корни. Она опирается на достижения самой передовой технологии в большей степени, чем эли- тарные формы искусства. Достаточно представить себе все технологии и научные разработки, связанные с такими обыденными сторонами нашей жизни, как просмотр видео или компьютерные игры, чтобы понять, каких колоссальных вложений требу- ет индустрия развлечений. Но М. к. сегодня — это не только сумма технологий. В ней используются результаты всех современных исследований в области социологии, психологии и менеджмента. Еще одной характерной чертой современной М. к. является трансформация ее отношений с культурой элитарной. Она проходит различными путями, один из кото- рых — включение литературных, музыкальных, художественных произведений в

p`gdek III. nqmnbm{e onm“Šh“ h opnakel{ qn0hnjrk|Šrpmni `mŠpnonknchh

циркуляцию индустрии М. к. Видеозаписи и Интернет делают широко доступными любые художественные произведения, что ведет к небывалому ранее расширению сферы М. к. Мы можем побывать в крупнейших музеях мира, не выходя из дома, благодаря компьютерным программам. Большинство классических произведений мировой литературы существуют в кино- или телевизионных версиях, которые знакомят массы зрителей с литератур- ными шедеврами прошлого и настоящего в их визуальной форме. Можно спорить, насколько такое знакомство способствует эстетическому и художественному раз- витию, но нельзя не признать, что у современных подростков, у молодежи часто не хватает времени и желания для чтения и знакомство с классикой происходит через телеэкран. С другой стороны, некоторые произведения, которые относили к М. к., стали классикой: например, романы Агаты Кристи и Ж. Сименона, музыка «Битлз» (которую исполняет и симфонический оркестр), картины Энди Уорхола — значитель- ные явления культуры ХХ в., не говоря уже о киноклассике.

Модели и формы массовой культуры

В условиях многообразия форм культуры М. к. принадлежит объединяющая роль. Это культура, которая любима всеми, вне зависимости от пола и возраста, от этниче- ской принадлежности и социального происхождения. Вместе с тем сама она стано- вится более сложной, в ней появляется своя «классика», новые формы, которые предназначены для молодежи или женщин. Огромную роль в существовании М. к. играют массмедиа. К ним принято относить газеты и журналы, кино, радио, телевидение и видео, Интернет и пр. Первой моделью коммуникации является базовый речевой акт. Алфавит рас- ширяет возможности коммуникации, делает возможным общение людей друг с дру- гом не только в узком пространстве, но и на отдалении, а также и с их прошлым. Печать изменила самосознание человека, способствовала созданию нового типа про- мышленного производства, усилила процессы формирования национального само- сознания. С XVIII в. появляется газета, которая вначале имела вид памфлетов и информа- ционных листков, а к концу XIX в. стала ежедневной, ее читали миллионы людей. Она предлагала людям большое количество информации в удобной форме — о текущих событиях, развлекательные материалы и рекламу. Родиной общедоступной газеты стали США, где в конце XIX в. был изобретен дешевый способ печати газет. В на- стоящее время газетное дело сосредоточено в руках крупных концернов, существуют самые разные типы газет — национальные и локальные, «качественные» и «таблоид- ные». В производстве газет широко используются компьютерные технологии, что удешевляет выпуск. Тем не менее со второй половины XIX в. у газеты появляется мощные конкурен- ты — телеграф, телефон, радио, киноэкран. К началу ХХ века уже сделаны первые шаги к созданию телевидения. По словам известного культуролога Р. Вильямса, люди искали телевидение задолго до того, как оно появилось. Историю средств коммуни- кации можно представить в виде цепочки: алфавит — печать — экран. По классификации М. Маклюэна средства коммуникации делятся на «горячие» и «холодные». К первым относятся те, которые обладают единственным смыслом и «высшей резкостью», наполнены информацией до предела. Соответственно, они предполагают низкую степень вовлеченности и соучастия публики, в то время как «холодные» средства информации работают при участии аудитории. Так, к «горячим» средствам можно отнести кино, фотографию и фонетический алфавит, ставший основой книгопечатания, а к «холодным» — телевидение, рисунок и иероглифическую письменность. По мнению Маклюэна, телевидение не обращено к рациональному началу в человеке, оно «одурманивает ум и обволакивает тело». Телевидение пре- вратило в «холодную» всю М. к., победив в соперничестве с «горячими» медиа — прессой и радио.

p`gdek III. nqmnbm{e onm“Šh“ h opnakel{ qn0hnjrk|Šrpmni `mŠpnonknchh

Современные средства массовой коммуникации являются важнейшей областью культуры, ее производства и потребления, всех происходящих в ней процессов. Для того чтобы понять, каким образом они «работают», необходимо учитывать все сторо- ны процесса коммуникации, «коммуникационного акта». Основы этого понятия были сформулированы американским исследователем Г. Лассуэлом еще в 1948 г. в работе «Структура и функция коммуникации в обществе», согласно которой акт коммуни- кации раскрывается по мере ответа на последовательно возникающие вопросы «Кто — сообщает Что — по какому Каналу — Кому — с каким Эффектом». Соответственно, можно выделить три основные составляющие процесса массо- вой коммуникации: 1) производство текстов медиа; 2) процесс их передачи; 3) «по- требление» этих сообщений аудиторией. Таким образом, чтобы понять смысл жур- нальной статьи или телепередачи, необходимо уяснить условия ее производства, словесный и образный текст и взаимоотношение между текстом и аудиторией. Кро- ме того, необходимо помнить, что массмедиа имеют две стороны — технологическую и социокультурную, причем разделить их не всегда бывает просто. Особенно остро встает этот вопрос в последние годы в связи с небывалым ростом телекоммуникаци- онных технологий, который крайне затрудняет какое-либо прогнозирование. Массмедиа занимают настолько важное место в современной культуре и обще- стве, что стало принято говорить о «медиатизированном» характере современной культуры, а современное общество нередко называют информационным. В настоящее время ведущее место принадлежит, безусловно, электронным медиа. Радиоприемни- ки, телевизоры, видеомагнитофоны, Интернет обладают громадными возможностями для распространения текстов и образов М. к. Благодаря им произошел подлинный взрыв информации, изменился весь диа- пазон выражения человеческой личности. Все это позволяет говорить о возникнове- нии мирового информационного порядка — международной системы производства, распространения и использования информации. Колоссальное влияние массмедиа на формирование вкусов, знаний, предпочтений, политических ориентаций стало предметом внимания, заботы, а подчас и тревоги деятелей культуры, особенно с точ- ки зрения воздействия на детей, подростков и молодежь. М. Маклюэн, восхвалявший возможности телеакустических средств, познакомившись с результатами их влияния на школьников, пришел к выводу, что телевидение враждебно цивилизации и обра- зованию. В современном обществе массмедиа являются социальными институтами, кото- рые играют важную роль во всех социокультурных процессах. Британский социолог Э. Гидденс выделяет определяющие характеристики и осо- бенности массмедиа. Прежде всего, это глобальный характер отношений, связываю- щих отдельные общества и государства. С другой стороны, в последние годы прояви- лась тенденция к внутренней региональной обособленности национальных государств, связанная с различными принципами социальной организации и этнокультурными различиями. Это отражено в разнообразии региональных медиа (появление локальных изданий, прессы на региональных языках, местных телестанций, специализированных кабельных каналов). В исследованиях, посвященных медиа, существует распространенное мнение о том, что СМИ являются проводниками идей, заданных властными структурами с целью индоктринации и манипуляции. Это вполне справедливо по отношению к «за- крытым», тоталитарным обществам. Тем не менее в последнее время нарастает тен- денция рассматривать медиа как свободную зону производства значений, в которой медиасообщения обретают тот или иной смысл в зависимости от их «прочтения» аудиторией, от ее возраста, социального или экономического положения. Известный британский исследователь М. к., глава Школы культурных исследо- ваний С. Холл выделяет три основных способа интерпретации сообщений массме- диа: — доминантная, при которой зритель принимает идею, заложенную произво- дителем;

p`gdek III. nqmnbm{e onm“Šh“ h opnakel{ qn0hnjrk|Šrpmni `mŠpnonknchh

— оппозиционная, отвергающая основные аспекты этой идеи; — «негоцированная», создающая своего рода личностный синтез. Начиная с 1990-х гг. прошлого века скорость технологических изменений в электронных медиа достигает необыкновенных размеров. «Непредсказуемость» бу- дущего отражена в хорошо известной формулировке американского футуролога О. Тоффлера — «шок будущего». Его книга с таким названием получила всемирную известность. Другая его работа — «Смена власти» посвящена разработке понятия контроля над грядущими изменениями. Именно изменение, быстрое и драматичное, идущее в непредсказуемых направлениях, становится основной чертой жизни чело- вечества «на краю XXI века», влияет как на общество в целом, так и на индивидуаль- ные судьбы. Особенно значительны перемены, происшедшие на современном отечественном телевещании, которое в конце 1990-х приобрело совершенно новый характер и сбли- зилось с мировым телевидением. Это связано как с коренными изменениями в социо- культурной жизни России, так и с процессами глобализации медиа. Наступила эпоха всеобщей компьютеризации и цифровых технологий. На смену старой модели комму- никации, когда небольшое количество производителей посылало информацию массам потребителей (как это было в кино, на радио, телевидении), приходит новая, «инфор- мационная супермагистраль», где стираются грани между производителями и потре- бителями информации. Можно говорить о «наступлении новой эры в массм едиа». В новых медиа позиции отправителя и получателя сообщения взаимозаменимы, и в этом они следуют модели телефона: любой человек может «послать» сообщение другому. Этой практически неограниченной способности к коммуникации во многом обязано быстрое распространение Интернета. Еще до 90-х гг. XX в. пользование Ин- тернетом было ограничено правительственными, исследовательскими и образова- тельными учреждениями, но в последнее десятилетие ХХ в. число пользователей резко возросло и продолжает увеличиваться постоянно. Еще одним важным шагом в создании новой информационной культуры стало появление «виртуальной реальности». На компьютерном жаргоне слово «виртуаль- ный» использовалось для ситуаций, которые могли заменить друг друга. Соответ- ственно, предполагается, что реальность может быть множественной, принимать разнообразные формы. Виртуальная реальность — пространство, порожденное компьютером, на которое участник игры смотрит через очки и которое реагирует на его действия. Так, можно «пройтись» по спроектированному дому, перед тем как он построен, или по музею или городу с созданными компьютером картинами или улицами. В «виртуальной реальности» может находиться не один человек, но их движения будут проходить через одно и то же пространство, хотя сами люди могут находиться далеко друг от друга и передавать информацию в компьютер через модем. Кроме того, «движения» в виртуальной реальности непохожи на движение в «старой» реальности — здесь можно летать или проходить сквозь стены. Виртуальная реальность, основанная на игре воображения, на фантазиях кино- или видеообразов, делает шаг вперед, помещая зрителя «внутрь» вымышленного мира. Это практика симуляции, которая полностью изменяет условия формирования лич- ности человека и создает новое культурное пространство. Как утверждают участни- ки игр по Интернету, постоянное участие в них создает ощущение нахождения между обычной и выдуманной реальностью. Современная М. к. настолько тесно переплетена с массмедиа, что трудно выделить в них какие-либо автономные области. Кроме того, широко распространена практи- ка быстрого «перевода» текстов М. к. на языки различных медиа — бестселлеры трансформируются в телесериалы (и наоборот), песни существуют в форме клипов, на основе популярных фильмов тут же создаются компьютерные игры. Таким образом, М. к. проникает во все сферы человеческой жизни, становясь жизненным миром детей и подростков, вторгаясь даже в мир тех, кто хотел бы от нее отгородиться. М. к. уже не представляет собой единого пространства, она сложно

p`gdek III. nqmnbm{e onm“Šh“ h opnakel{ qn0hnjrk|Šrpmni `mŠpnonknchh

структурирована и включает в себя не только присущие ей формы и жанры, но за- хватывает и «высокую» культуру, включает ее в свою область, заставляет ее говорить своим языком. Все эти явления требуют серьезного осмысления и глубокого иссле- дования, без которого невозможно ориентироваться в сложнейшем мире современной культуры и давать ему адекватную оценку. См. также статьи: Антропология глобализации; Культура: антропологические интерпретации; Культура: опыт определения понятия; Культура: структура и функции; Культура в эпоху глобализации; Культура повседневности; Народная куль- тура; Национальная культура.

Соч.: Адорно Т. Избранное: социология музыки. М.-СПб., 1999; Барт Р. Camera Lucida. М., 1988; Барт Р. Мифологии. М., 1988; Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости // Киноведческие записки. 1988. № 2; Бодрийяр Ж. Реквием по медиа // Он же. К критике политической экономии знака. М., 2004; Канет- ти Э. Масса и власть. М.,1997; Лебон Г. Психология масс. М., 2000; Мак Люэн М. Пони- мание медиа. М., 2004; Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1986; Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс (любое издание); Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого «Я». М., 1925; Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. М.-СПб., 1997; Wil- liams R. Culture. Glasgo, 1981; Williams R. Communications. Penguin, 1979. Лит.: Борев В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация. М., 1986; Вачнадзе Г. Всемирное телевидение. М., 1989; Соколов Е.Г. Аналитика масскульта. СПб., 2001; Дар или проклятие? Мозаика массовой культуры. М., 1994; Костина А.В. Массовая куль- тура — феномен постиндустриального общества. М., 2004; Массовая культура России конца ХХ века. СПб., 2001; Массовая культура: Учебное пособие. М., 2004; Разлогов К.Э. Коммерция и творчество. Враги или союзники? М., 1992; Шапинская Е.Н. Массовая культура ХХ века: очерк теорий // Полигнозис. № 2. 2000; Шестаков В.П. Мифология ХХ века. М., 1988; Approaches to Popular Culture. L., 1976; Fiske J. Understanding Popular Culture. L., 1989; Fiske J. Introduction to Communication Studies. L., 1982; Gans H.G. Popu- lar Culture and High Culture. NY, 1974; MacDonald D. A Theory of Mass Culture // Mass Media and Mass Man. NY, 1968; Modleski T. Studies in Entertainment. Bloomington, 1986; Morley D. Television, Audiences and Cultural Studies. NY, 1992. Е.Н. Шапинская


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: