1. Основные термины и определения
Термин и определение надежности в технике регламентированы ГОСТ 27.002-83, а для автомобильного подвижного состава ОСТ 37.001.055-74.
Под надежностью автомобиля понимается его свойство сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, ремонтов, хранения и транспортировки.
Параметры надежности указываются в стандартах, ТУ, РТН, нормативных документах, требованиях ГАИ и т.д.
Надежность включает следующие свойства: безопасность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость.
АТС не сохраняют работоспособность до предельного состояния, т.е. его безотказность меньше наработки соответствующей долговечности.
Отказ – событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния объекта.
Повреждение – нарушение исправного состояния объекта при сохранении работоспособности.
Все причины отказов и неисправностей могут быть отнесены к одной из следующих причин:
|
|
конструкционного характера;
производственно-технологического;
эксплуатационного.
Типичные ошибки конструировании: недостаточная защищенность узлов трения; наличие концентраторов напряжений; непрерывный режим несущей способности; недостаточность расчетной модели; неправильный выбор материалов и т.д.
Производственно-технологические дефекты: отклонение размеров деталей от чертежа, неоднородность материала, дефекты заготовок, дефекты сварки, литья, штамповки, нарушение режимов термообработки, дефекты обработки поверхности, неточность сборки и т.д.
Эксплуатационные – нарушение правил эксплуатации, перегрузки, неправильное ТО, ремонты, неправильное применение материалов.
2. Показатели надежности
Характеристики надежности АТС имеют вероятностный характер. Отказы деталей относят к случайным явлениям.
Показатели безотказности – вероятность безотказной работы (в пределах заданной наработки): средняя наработка до отказа (математическое ожидание наработки до первого
Р (1)
l
отказа); гамма-процентная наработка до отказа (наработка, в течение которой отказ не возникнет с вероятностью g в %).
Рис. 10.1. Вероятность безотказной работы
Интенсивность отказов – условная плотность вероятности возникновения отказа невосстанавливаемого объекта (рис. 10.2).
Ремонт
Параметр потока отказов – отношение среднего числа отказов восстанавливаемого объекта за произвольно малую его наработку к значению это наработки.
Рис. 10.2. Интенсивность отказов