Бюджетирование деятельности предприятий апк

Тема: Основные понятия бюджетирования

1. Назначение, функции и принципы бюджетирования

2. Классификация бюджетов

3. Значение бюджета в управлении организацией

4. Организация бюджетирования по центрам ответственности

5.НМУ и анализ отклонений при бюджетировании

 

1. Различные виды деятельности организаций на следующий год должны согласовываться путем подготовки конкретных планов действий. Эти планы называются бюджетом (сметой). Это финансовый доку­мент, в котором отражаются такие показатели деятельности, как:

- планируемая величина дохода, которая должна быть достигнута в результате деятельности;

- расходы, которые должны быть понесены в течение этого периода;

- капитал, который необходимо привлечь для достижения цели
деятельности, и т.п.

Бюджет не имеет стандартной формы.

Структура бюджета зависит от следующих факторов: размер организации, вид деятельности, что является предметом бюджета, степе­ни детализации бюджета и его связи с финансовой структурой пред­приятия, уровня квалификации и опыта разработчиков бюджета.

Информация, представленная в бюджете, должна быть доступной и ясной для пользователя, объем информации должен служить пользова­телю для получения обоснованных решений.

Информация, отраженная в бюджете, может быть представлена как в стоимостном выражении, так и в натуральном (количество единиц продукции, услуг, время, необходимое для выполнения определенного вида деятельности, и т. п.).

Основные функции бюджета:

- планирование видов деятельности, обеспечивающих достиже­ние цели создания организации;

- координация различных видов деятельности и отдельных под­разделений для достижения наилучших финансовых результатов деятельности организации в целом;

- стимулирование руководителей всех рангов в достижении целей своих центров ответственности;

- контроль и оценка текущей деятельности;

- средства на обучение менеджеров.

Основной бюджетный фактор характеризует цель формирования бюджета. Например, если основным бюджетным фактором является объем продаж, то необходимо начинать составление бюджета организации с подготовки плана продаж. Если основным бюджетным факто­ром является объем производства, то необходимо начинать составле­ние бюджета с подготовки плана производства.

Бюджетирование - динамический процесс составления и реализа­ции финансового документа, основными этапами которого являются:

1) анализ исполнения бюджета прошедшего к-го периода (сопоставление фактических данных плановыми, выявление отклонений, по­иск резервов) АН(БДК);

2) составление бюджета на отчетный период (БДк+1);

3) контроль (мониторинг) за исполнением бюджета отчетного пе­риода (К(БДк+1);

4)анализ исполнения бюджета отчетного периода (сопоставление фактических данных с плановыми, выявление отклонений, поиск резер­вов) (АН(БДк+1);

5) составление бюджета на следующий период (БДк+2) и т.д.

Бюджетный цикл - составная часть бюджетирования, процесс составления организацией бюджета. Основные этапы бюджетного цикла: планирование с участием руководителей всех центров ответственно­сти деятельности организации в целом, а также его подразделений; определение показателей, которые будут использоваться мри оценке деятельности организации (подразделений); оценка воз­можных изменений в планах, связанных с изменениями условий функционирования; уточнение планов с учетом возможных изменений.

Планы деятельности подготавливаются на определенный пе­риод в будущем — бюджетный период, который может быть кратко­срочным и долгосрочным. Краткосрочный период — это период, когда бюджеты составляются обычно на год, с подразделением на полуго­дие, квартал, 12 месяцев, и т.д.

Планирование на краткосрочные периоды вызвано целями контро­ля управления. В конце контрольного периода фактические данные сравниваются с бюджетными данными для анализа и оценки текущей деятельности. Предпочтительнее сравнивать четырехнедельные пе­риоды, чтобы избежать различий в количестве дней разных месяцев. В течение года в бюджеты вносятся изменения (корректировки) с уче­том изменения условий функционирования организации.

Часто составляют краткосрочный бюджет на период 1—3 месяца. Это совпадает с периодичностью составления фискальной отчетности, что в значительной степени облегчает информационное обеспечение таких бюджетов. Такие бюджеты являются обязательными для испол­нения всеми структурными подразделениями предприятия. Анализ ис­полнения краткосрочного бюджета проводится на основе сравнения фактических показателей с плановыми показателями, установленными в начале бюджетного периода.

Если деятельность организации связана с внедрением новых технологий, вводом нового оборудования, требующих значительных капитальных вложений, то бюджеты подготавливаются на более длительный период — три, пять и более лет. Это долгосрочные бюджеты, которые составляются, как правило, для каждого подразделения на год.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: