• Тема: Основные понятия бюджетирования
• 1. Назначение, функции и принципы бюджетирования
• 2. Классификация бюджетов
• 3. Значение бюджета в управлении организацией
• 4. Организация бюджетирования по центрам ответственности
• 5.НМУ и анализ отклонений при бюджетировании
1. Различные виды деятельности организаций на следующий год должны согласовываться путем подготовки конкретных планов действий. Эти планы называются бюджетом (сметой). Это финансовый документ, в котором отражаются такие показатели деятельности, как:
- планируемая величина дохода, которая должна быть достигнута в результате деятельности;
- расходы, которые должны быть понесены в течение этого периода;
- капитал, который необходимо привлечь для достижения цели
деятельности, и т.п.
Бюджет не имеет стандартной формы.
Структура бюджета зависит от следующих факторов: размер организации, вид деятельности, что является предметом бюджета, степени детализации бюджета и его связи с финансовой структурой предприятия, уровня квалификации и опыта разработчиков бюджета.
|
|
Информация, представленная в бюджете, должна быть доступной и ясной для пользователя, объем информации должен служить пользователю для получения обоснованных решений.
Информация, отраженная в бюджете, может быть представлена как в стоимостном выражении, так и в натуральном (количество единиц продукции, услуг, время, необходимое для выполнения определенного вида деятельности, и т. п.).
Основные функции бюджета:
- планирование видов деятельности, обеспечивающих достижение цели создания организации;
- координация различных видов деятельности и отдельных подразделений для достижения наилучших финансовых результатов деятельности организации в целом;
- стимулирование руководителей всех рангов в достижении целей своих центров ответственности;
- контроль и оценка текущей деятельности;
- средства на обучение менеджеров.
Основной бюджетный фактор характеризует цель формирования бюджета. Например, если основным бюджетным фактором является объем продаж, то необходимо начинать составление бюджета организации с подготовки плана продаж. Если основным бюджетным фактором является объем производства, то необходимо начинать составление бюджета с подготовки плана производства.
Бюджетирование - динамический процесс составления и реализации финансового документа, основными этапами которого являются:
1) анализ исполнения бюджета прошедшего к-го периода (сопоставление фактических данных плановыми, выявление отклонений, поиск резервов) АН(БДК);
2) составление бюджета на отчетный период (БДк+1);
|
|
3) контроль (мониторинг) за исполнением бюджета отчетного периода (К(БДк+1);
4)анализ исполнения бюджета отчетного периода (сопоставление фактических данных с плановыми, выявление отклонений, поиск резервов) (АН(БДк+1);
5) составление бюджета на следующий период (БДк+2) и т.д.
Бюджетный цикл - составная часть бюджетирования, процесс составления организацией бюджета. Основные этапы бюджетного цикла: планирование с участием руководителей всех центров ответственности деятельности организации в целом, а также его подразделений; определение показателей, которые будут использоваться мри оценке деятельности организации (подразделений); оценка возможных изменений в планах, связанных с изменениями условий функционирования; уточнение планов с учетом возможных изменений.
Планы деятельности подготавливаются на определенный период в будущем — бюджетный период, который может быть краткосрочным и долгосрочным. Краткосрочный период — это период, когда бюджеты составляются обычно на год, с подразделением на полугодие, квартал, 12 месяцев, и т.д.
Планирование на краткосрочные периоды вызвано целями контроля управления. В конце контрольного периода фактические данные сравниваются с бюджетными данными для анализа и оценки текущей деятельности. Предпочтительнее сравнивать четырехнедельные периоды, чтобы избежать различий в количестве дней разных месяцев. В течение года в бюджеты вносятся изменения (корректировки) с учетом изменения условий функционирования организации.
Часто составляют краткосрочный бюджет на период 1—3 месяца. Это совпадает с периодичностью составления фискальной отчетности, что в значительной степени облегчает информационное обеспечение таких бюджетов. Такие бюджеты являются обязательными для исполнения всеми структурными подразделениями предприятия. Анализ исполнения краткосрочного бюджета проводится на основе сравнения фактических показателей с плановыми показателями, установленными в начале бюджетного периода.
Если деятельность организации связана с внедрением новых технологий, вводом нового оборудования, требующих значительных капитальных вложений, то бюджеты подготавливаются на более длительный период — три, пять и более лет. Это долгосрочные бюджеты, которые составляются, как правило, для каждого подразделения на год.