Бюджет себестоимости произведенной продукции составляется из бюджетов: прямых материальных затрат, прямых трудовых затрат и общепроизводственных расходов по формуле:
СПР = ПРМ + ПРТ + ОБЩПР,
где СПР — себестоимость произведенной продукции;
ПРМ — прямые материальные затраты;
ПРТ — прямые трудовые затраты;
ОБЩПР — общепроизводственные затраты.
Данные бюджета служат основой для оценки себестоимости одной единицы продукции.
Бюджет себестоимости реализованной продукции
Бюджет реализованной продукции расчитывается на основе формулы:
СРП = ЗПн + СПР-ЗПк,
где СПР — себестоимость реализованной продукции;
ЗПн — запас готовой продукции на начало периода;
СПР — себестоимость произведенной продукции за период прогноза;
ЗПк — запас готовой продукции на конец периода.
Бюджет коммерческих расходов
Бюджет коммерческих расходов отражает расходы, связанные со сбытом продукции (услуг) в будущем:
—на тару, упаковку изделий на складах готовой продукции, транспортировку и хранение продукции;
|
|
—на исследования рынка;
—на рекламу — по целенаправленному информационному воздействию на потребителей для продвижения продукции на соответствующие рынки, причем общая величина расходов на рекламу не должна превышать предельных размеров, исчисляемых по нормативам, установленным Министерством финансов РФ;
— на участие в торгах на товарных биржах и т.п.
Коммерческие расходы делятся на постоянные, которые не зависят от объема продаж, и переменные, динамика которых пропорциональна изменению величины продаж. Переменные коммерческие расходы планируются на основе определения плановой ставки начисления, привязанной к отдельным показателям объема продаж. Так, для расходов по упаковке и сортировке готовой продукции базой начисления является физический объем отгрузки. Для расходов на рекламу, направленную на увеличение выручки от реализации в целом, база начисления — плановая выручка объема продаж. Большая часть коммерческих расходов планируется в процентном отношении к объему продаж. Исключением могут быть арендные платежи за складские помещения
Разработку данного бюджета и контроль за его исполнением осуществляет отдел продаж.
Бюджет общих и административно-управленческих расходов
Данный бюджет включает расходы, не связанные с производственной или коммерческой деятельностью организации:
— на содержание отделов кадров, юридического, труда и заработной платы, автоматизированной обработки информации;
- на командировки, услуги связи, налоги и проценты за кредиты, подоходные налоги;
|
|
- на социальное страхование, представительские расходы и т.п.;
- на амортизацию офисного оборудования, по аренде офисных помещений;
- на телефонную связь, канцтовары и т.п.
Большинство таких расходов носит постоянный характер, а некоторые из них являются переменными, зависят от объема продаж (телефон, коммунальные услуги и т.п.). Переменные затраты планируются, как правило, в процентном отношении от объема продаж. При планировании бюджета необходимо учитывать уровень инфляции. Данный бюджет принимается, как правило, на высшем уровне управления организации.
Разработка такого бюджета необходима для подготовки бюджета наличных средств, а также для целей контроля расходов.