Тема 2.3 Финансовые и операционные бюджеты

С точки зрения последовательности подготовки документов для основного бюджета весь процесс планирования может быть условно разбит на две части:

• Подготовка операционного плана (бюджета);

• Подготовка финансового плана (бюджета).

Структура бюджета зависит от того, что является предметом бюджета, размера организации, степени, в которой процесс составления бюджета интегрирован с финансовой структурой предприятия. Бюджет должен представлять информацию доступным и ясным образом так, чтобы его содержание было понятно пользователю. Бюджетный цикл включает в себя следующие этапы:

-планирование деятельности предприятия в целом и по подразделениям;

- подготовка проектов отдельных бюджетов;

- подготовка проекта общего бюджета;

- внесение корректировок и согласование бюджетов;

утверждение бюджета, проектирование обратных связей и учет меняющихся условий.

В основе бюджетирования лежит общий (главный) бюджет, который представляет собой скоординированный по всем подразделениям или функциям план работы для организации в целом. Он состоит из операционных и финансовых бюджетов.

Операционные бюджеты отражают планируемые операции на предстоящий год для сегмента или отдельной функции компании. В процессе их подготовки прогнозируемые объемы продаж и производства трансформируются в количественные оценки доходов и расходов для каждого из действующих подразделений компании. Прогноз объёма продаж - это необходимый предварительный этап работы по подготовке бюджета продаж, который превращается в бюджет продаж в том случае, если руководство организации считает, что прогнозируемый объём продаж может быть достигнут. При подготовке бюджета продаж необходимо учитывать уровни объёма продаж за предыдущие периоды и оценить влияние различных факторов (спрос, конкурентность продукции, производственные мощности и др.), каждый из которых может оказать существенное влияние на объём продаж. Надёжность прогноза продаж повышается в результате использования комбинаций экспертных и статистических методов.

Составление бюджета продаж:

Бюджет продаж - важный шаг в составлении основного бюджета; оценка объёма продаж влияет на все последующие бюджеты, отражает месячный или квартальный объём продаж в натуральных и в стоимостных показателях. Бюджет продаж составляется с учётом: уровня спроса на продукцию, географии сбыта, категорий покупателей, сезонных факторов. В зависимости от специфики деятельности организации для составления прогнозного бюджета продаж используются следующие методы:

-исходя из условий заключенных и предполагаемых к заключению договоров с заказчиками;

-путем проведения анализа «издержки-объем-прибыль» и плановых цен на продукцию.

Бюджет продаж включает в себя ожидаемый денежный поток от продаж, который в дальнейшем будет включён и в доходную часть бюджета потока денежных средств.

Для прогноза денежных поступлений от продаж необходимо учитывать коэффициенты инкассации, которые показывают, какая часть отгруженной продукции будет оплачена в первый месяц (месяц отгрузки), во второй и т.д., с учётом корректировки на безнадёжные долги.

Бюджет производства - это план выпуска продукции в натуральных показателях, составляется исходя из бюджета продаж, он учитывает производственные мощности, увеличение или уменьшение запасов (бюджет производственных запасов), а также величину внешних закупок.

Необходимый объём выпуска продукции определяется как предполагаемый запас готовой продукции на конец периода плюс объём продаж за данный период и минус запас готовой продукции на начало периода.

Бюджет производственных запасов содержит информацию, необходимую для подготовки прогнозного отчёта о прибылях и убытках - в части подготовки данных о производственной себестоимости реализованной продукции и прогнозного балансового отчёта - в части подготовки данных о состоянии нормируемых оборотных средств (сырья, материалов и запасов готовой продукции) на конец планируемого периода

Объём незавершённого производства определяется, исходя из технологических особенностей изготовления продукции.

Бюджет закупок - это план закупок продукции из ассортиментного ряда в разрезе видов продукции или по основным поставщикам. Показывает сколько и какой продукции должно быть приобретено организацией у внешних (импорт) и внутренних поставщиков.

Бюджет закупок составляется отделом закупок исходя из бюджета продаж, так как объём закупок напрямую зависит от объёма продаж. Объём закупок сырья и материалов зависит от ожидаемого объёма их использования, а также от предполагаемого уровня запасов Формула для вычисления объёма закупок выглядит следующим образом:

Объём закупок = объём использования + запасы на конец периода - запасы на начало периода

Бюджет закупок, как правило, составляется с учётом сроков и порядка погашения кредиторской задолженности за материалы.

Бюджет общепроизводственных расходов отражает объём всех затрат, связанных с производством продукции, за исключением затрат на прямые материалы и прямых затрат на оплату труда.

Общепроизводственные расходы включают в себя постоянную и переменную части. Постоянная часть планируется, исходя из потребностей производства, переменная часть - как норматив, например, от трудозатрат основных производственных рабочих

Бюджет общепроизводственных расходов обычно включает в себя ряд стандартных статей затрат: амортизацию и аренду производственного оборудования, страховку, дополнительные выплаты рабочим, оплату непроизводительного времени и т.д.

Бюджет затрат на оплату труда. Прямые затраты на оплату труда - это затраты на заработную плату основного производственного персонала

Бюджет затрат на оплату труда подготавливается, исходя из бюджета производства, данных о производительности труда и ставок оплаты труда основного производственного персонала

В бюджете заработной платы основного производственного персонала необходимо выделять две составные части:

· фиксированную часть оплаты труда

· сдельную часть оплаты труда

Если к моменту составления бюджета накопилась значительная кредиторская задолженность по выплате заработной платы, то необходимо предусмотреть график её погашения.

Бюджет коммерческих расходов. В бюджете коммерческих расходов учитываются все расходы связанные со сбытом, продвижением и хранением товара.

Бюджет коммерческих расходов формируется с учетом бюджета переменных общепроизводственных расходов, рекламного бюджета и других постоянных коммерческих расходов. Переменные коммерческие расходы (комиссионные вознаграждения, затраты на упаковку, складскую обработку, транспортировку товаров заказчикам) зависят от объёма продаж и закупок и переносятся из бюджета переменных общепроизводственных расходов.

Коммерческие расходы группируются по критериям, основными из которых являются: виды продукции, категории покупателей.

При составлении бюджета коммерческих расходов в отдельную группу выделяются постоянные затраты: расходы на рекламу и маркетинг и расходы на хранение товаров на складе. Величина эти расходов планируется на основе статистических данных (расходы предшествующего периода с учетом сезонности) и решений менеджмента. Например, может быть принято решение об изменении местонахождения склада или площади арендуемых помещений, о пересмотре сумм страховых покрытий товарных запасов и другое.

Бюджет общих и административных расходов, показывает все расходы, не связанные с коммерческой деятельностью предприятия, а именно: затраты на содержание офиса, расходы на содержание персонала, освещение и отопление сооружений непроизводственного назначения, командировки, услуги связи, налоги и проценты за кредиты, относящиеся на себестоимость и т.д.

Общие и административные расходы носят постоянный характер. Бюджет общих и административных расходов составляется на основе бюджетов подготовленных центрами ответственности.

Прогнозный бюджет доходов и расходов (БДР) - первый из документов основного бюджета, отражающий формирование экономических результатов деятельности организации. Цель его составления –управление экономическими результатами деятельности, т..е. прибылью и рентабельностью. Он показывает доходы организации по общей сумме или детализированные по тому или иному критерию расходы и прибыль или убыток за определенный период.

Данные о расходах, необходимых для обеспечения запланированного объёма продаж определяются при расчете себестоимости реализованной продукции, товаров, работ, услуг. Информация о расходах связанных с текущей деятельностью организации поступает из бюджета коммерческих расходов и бюджета общих и административных расходов. Формат бюджета Доходов и Расходов (последовательность и группировка статей) должен соответствовать принятому формату отчета о прибылях и убытках.

Выделяются доходы по основной деятельности и прочие доходы. Рассчитывается Маржинальный доход = Доходы от основной деятельности – прямые производственные расходы – прямые коммерческие расходы.

Маржинальный доход - управленческие и коммерческие расходы = прибыль до налогообложения.

Прибыль до налогообложения – налог на прибыль = чистая прибыль.

Нераспределенная прибыль – отчисления в фонды, дивиденды

Составление прогнозного БДР является последним этапом при подготовке оперативного бюджета.

Финансовый бюджет - это план, в котором отражаются предполагаемые источники финансовых средств и направления их использования в будущем периоде. Финансовый бюджет включает в себя бюджет капитальных затрат, бюджет денежных средств компании и бюджетный бухгалтерский баланс.

Бюджет капитальных затрат представляет собой план капитальных расходов с указанием источников финансирования. В бюджет капитальных затрат включают как планы по приобретению основных средств и нематериальных активов, так и долгосрочные инвестиционные проекты. В последнем случае составляют отдельные расчеты инвестиционных проектов с целью определения рентабельности инвестиций. Проекты которые удовлетворяющие критериям рентабельности включаются в бюджет капитальных затрат.

Составление бюджета движения денежных средств (БДДС)- один из самых важных и сложных шагов в бюджетировании. БДДС отражает движение денежных средств (денежные потоки) по трем видам деятельности: операционной, инвестиционной и финансовой. С точки зрения направленности денежных потоков существует два их вида: притоки (поступления) и оттоки (платежи). С помощью БДДС планируются, учитываются и анализируются:

- объемы конкретных выплат и поступлений;

-даты совершения платежей и поступление денег;

- направления денежных потоков: поступлений по источникам, выплат по целевому назначению;

- обороты денежных средств за период (с необходимой периодичностью), что необходимо для оценки потребности в дополнительном финансировании;

- остаток денежных средств (сальдо) в кассе и на счетах га конкретные (контрольные) даты.

Все это позволяет управлять платежеспособностью организации посредством следующих мероприятий:

-поддержание на счету необходимого объема денежных средств;

- предотвращение кассовых разрывов;

- снижение уровня временно свободных денежных средств, т.к. деньги бесприбыльный актив.

БДДС с разбивкой по дням называется платежным календарем или реестром платежей.

Таблица 3 – различия в статьях БДР и БДДС

статья БДР БДДС комментарий
Накопление ДЗ Амортизация + Вид расходов   приток Прирост дебиторской задолженности означает, что продукцию организация реализовала и доходы начислила, но соответствующих поступлений не было Амортизация по своей сути не является расходами; это возмещение ранее осуществленных капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы

Бюджет Баланса /Бюджет по Балансовому листу/ (ББЛ)

Как и бухгалтерский баланс показывает:

- какими активами (по видам) владеет организация;

- источники финансирования активов.

Целью составления Бюджета Баланса является получение полной, объективной и своевременной информации о предполагаемой финансовой устойчивости, ликвидности и стоимости бизнеса для принятия оптимальных управленческих решений.

Управленческий баланс, в отличие от бухгалтерского баланса, составляется на данных управленческого учета. Это означает, что стоимость товарно- материальных ценностей, износ основных фондов, остатки, финансовые результаты рассчитываются по алгоритмам принятым для внутреннего учета в организации, а не обязательно по стандартам ПБУ. Бюджет баланса предназначен для планирования основных пропорций баланса, позволяет предвидеть финансовые потребности, выявить потенциальные диспропорции имуществом и источниками, прогнозирования будущей стоимости организации и для отражения ее фактической стоимости.

Наиболее распространенным методам составления планового баланса является метод его корректировка в соответствии с планируемым изменением объема продаж.

Определение взаимосвязи между объемом продаж и потребностью в капитале возможно по модели, предложенной Ю.Бригхэмом:

Дополнительные необходимые средства (AFN) = требуемый рост Активов – увеличение нераспределенной прибыли – рост кредиторской задолженности. При этом учитываются активы, которые занятые в основной деятельности и зависящие от объема продаж. Требуемый рост активов зависит от установленного для компании коэффициента капиталоемкости Активы/объем продаж в прошлом периоде, рентабельности продаж и нормы накопления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: