Формообразование — род художественной деятельности дизайна и технического творчества, обозначающий процесс создания формы в соответствии с общими ценностными установками. Формообразование костюма складывается под влиянием традиций художественного и прикладного искусства и фиксирует самые общие черты стиля времени.
Принцип организации формы можно выявить наиболее полно, изучив ее структуру. Структура обладает свойством отбора средств для выразительности формы. Любая форма обладает сложной многоуровневой структурой, в которой выделяются пространственно-временной, композиционный и стилевой уровни.
Пространственно-временной и композиционный уровни позволяют «построить» внешнюю форму костюма, стилевой уровень организует внутреннюю форму.
Костюм как объемно-пространственная структура неразрывно связан с фигурой: при движении человека происходит интенсивное взаимодействие фигуры, костюма и пространства. В результате меняются форма костюма и рисунок материала, т. е.
происходит развитие во времени. Поэтому форму костюма определяют как динамическую модель пространственно-временной системы и в процессе проектирования предполагают варианты ее существования и развития в объемной многомерной временной среде.
Основным законом существования формы костюма является целостность ее организации, т. е. все элементы формы должны обладать общими свойствами, состоять в единстве и быть целесообразными. Уместность и целесообразность той или иной формы костюма определяются функциональностью. Фигура человека является основой для проектирования исходной функциональной формы. Конструктивные особенности этой формы задаются анатомическими особенностями тела: это симметричность, преобладание вертикали, опорные горизонтальные линии, определенные пропорциональные соотношения частей тела.
Для дизайнера важными являются следующие характеристики: рост, размер и тип телосложения. Тип телосложения зависит от отношения длины конечностей и ширины плеч к общей длине тела.
Форма костюма может быть условно разделена на внешнюю и внутреннюю, где внешняя форма — это визуально воспринимаемое очертание костюма (облик), а внутренняя форма — это его структура.
Основные признаки внешней формы костюма не зависят от эстетических и практических качеств. К ним относятся: геометрический вид, величина, соотношение, объемно-пространственная форма, равновесие, психологический и физический центр.
Задание: Разработать эскизы, применяя различные виды формообразования в костюме.
Лабораторная работа №3