Проектирование одежды на основе законов и правил композиции. Формообразование костюма. Силуэт и линии в костюме

Формообразование — род художественной деятельности дизайна и технического творчества, обозначающий процесс создания формы в со­ответствии с общими ценностными установками. Формообразова­ние костюма складывается под влиянием традиций художественного и прикладного искусства и фиксирует самые общие черты стиля вре­мени.

Принцип организации формы можно выявить наиболее полно, изучив ее структуру. Структура обладает свойством отбора средств для выразительно­сти формы. Любая форма обладает сложной многоуровневой структурой, в которой выделяются пространственно-временной, композиционный и стилевой уровни.

Пространственно-временной и композиционный уровни позволя­ют «построить» внешнюю форму костюма, стилевой уровень орга­низует внутреннюю форму.

Костюм как объемно-пространственная структура неразрывно связан с фигурой: при движении человека происходит интенсивное взаимодействие фигуры, костюма и пространства. В результате ме­няются форма костюма и рисунок материала, т. е.

происходит раз­витие во времени. Поэтому форму костюма определяют как динами­ческую модель пространственно-временной системы и в процессе проектирования предполагают варианты ее существования и разви­тия в объемной многомерной временной среде.

Основным законом существования формы костюма является це­лостность ее организации, т. е. все элементы формы должны обла­дать общими свойствами, состоять в единстве и быть целесообраз­ными. Уместность и целесообразность той или иной формы костюма определяются функциональностью. Фигура человека является основой для проектирования исходной функциональной формы. Конструктивные особенности этой формы за­даются анатомическими особенностями тела: это симметричность, преобладание вертикали, опорные горизонтальные линии, определен­ные пропорциональные соотношения частей тела.

Для дизайнера важными являются следующие характеристики: рост, размер и тип телосложения. Тип телосложения зависит от отношения длины конечностей и ши­рины плеч к общей длине тела.

Форма костюма может быть условно разделена на внешнюю и внут­реннюю, где внешняя форма — это визуально воспринимаемое очерта­ние костюма (облик), а внутренняя форма — это его структура.

Основные признаки внешней формы костюма не зависят от эстети­ческих и практических качеств. К ним относятся: геометрический вид, величина, соотношение, объемно-пространственная форма, рав­новесие, психологический и физический центр.

Задание: Разработать эскизы, применяя различные виды формообразования в костюме.

Лабораторная работа №3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: