Краткая характеристика зарубежных теорий и концепций психического развития

Наименование теории, авторы К какому направлению, подходу относится Характеристика
     
Теория рекапитуляции (С.Холл, Д. Болдуин, К. Гросс) Натуралистическое, биологический, человек- предмет Теория основывается на биогенетическом законе Э.Геккеля, который гласит – онтогенез является кратким повторением филогенеза. По мнению авторов теории, процесс индивидуального развития человека задан генетически, ребенок в сокращенном виде проходит этапы эволюционного и культурного развития, которые прошел человеческий род. С. Холл выделил стадии развития: рытья и копания (0-5 лет); охоты и захвата (5-11 лет); пастушества (8-12 лет), земледельчества (11-15 лет); промышленности и торговли (15-20 лет). Переход от одной стадии к другой осуществляется в игре. (С.Холл). Онтогенез не полностью повторяет филогенез (Д.Болдуин).
Концепция нормативного подхода к детскому развитию (А.Гезелл) Натуралистическое, биогенетический, человек - предмет Возрастные изменения предопределяются наследственными особенностями, основным возрастным изменением считается темп созревания нервной системы. Нормативный подход в детской психологии направлен на описание достижений ребенка в процессе роста и развития, на построение норм развития двигательной активности, речи, взаимоотношений ребенка с окружающим миром и взрослыми.
Теория трех ступеней детского развития (К.Бюлер) Натуралистическое, биогенетический, человек - предмет Каждый ребенок, как и человекоподобные обезьяны, должен в процессе индивидуального развития пройти три ступени: инстинкт, навык, интеллект. Переход ребенка от одной ступени к другой определяется структурой развития головного мозга, имеет биологические причины.
Теория конвергенции двух факторов (В. Штерн) Натуралистическое, биогенетический, человек - предмет Психическое развитие ребенка есть результат сближения (взаимодействия) двух факторов: внутренних данных (органические задатки, инстинкты, врожденные влечения) с внешними условиями (природная и общественная окружающая среда). Теория предполагает наследственную заданность психического развития, социальные факторы выступают лишь в роли условий, реализующих его наследственно зафиксированные особенности.
Теория социума как объяснительного принципа во французской социологической школе (Э.Дюркгейм, П.Жане) Социологическое, социогенетический, человек - общество Решающую роль в развитии ребенка занимает социальный фактор, основой которого являются коллективные представления больших общностей людей; они независимы от индивида, императивны по отношению к нему. Усвоение социального опыта происходит путем подражания. Социальные взаимоотношения между людьми являются основой развития человека.
Теория социума во французской генетической психологии (А. Валлон, Р. Заззо) Социологическое, социогенетический, человек - общество Социум и психика ребенка неразрывно всязаны. Наибольшее значение для психического развития имеют отношения людей и способы их поведения (А. Валлон). Социальная среда осуществляет свое влияние на трех уровнях: 1) общая ситуация, в которой развивается индивид (социальные, экономические, культурные условия); 2) ближайшее окружение ребенка, в первую очередь семья; 3) отношения ребенка к окружающему миру, которые формируются с раннего детства (Р. Заззо).
Концепции культурной обусловленности развития сознания и личности человека в американской школе культурной антропологии (исследование культуры народностей, находящихся на ранних ступенях исторического развития (М.Мид) Социологическое, социогенетический, человек - общество Характер и способности людей в решающей степени зависят от того, чему они учатся, и от устройства общества, в котором они родились и воспитываются. Различия между членами разных культур, как и различия между индивидами внутри одной и той же культуры, почти полностью сводятся к отличиям в условиях их жизни, особенно в раннем детстве. При этом форма, в которой реализуются эти условия, детерминирована культурой.
Концепция развития познавательной деятельности детей в условиях разных культур (Д. Брунер) Социологическое, социогенетический, человек - общество Развитие познавательной деятельности осуществляется путем становления трех основных способов: предметных действий, образов восприятий и символов, возникающих в соответствующих возрастах. «Наслаивание» каждого нового способа познания на предыдущий составляет центральную линию интеллектуального развития ребенка. Психическое развитие отдельного человека происходит в процессе усвоения средств культуры. Усвоение набора этих средств усиливает некоторые естественные двигательные, сенсорные и умственные способы познания.
Теория психоанализа (З. Фрейд) Натуралистическое, биогенетический, человек - взрослый Причины внутренних конфликтов и неврозов взрослого человека лежат в детстве. Восстановление особенностей развития человека в детстве может быть осуществлено при помощи метода познания человеческой природы. Прихосексуальное развитие человека представляет собой развитие личности в целом и включает в себя четыре стадии (оральная, ональная, фаллическая, генитальная) и латентный период, каждая стадия имеет свои проявления либидо (половой энергии) через характерные для данного возраста эрогенные зоны. В зависимости от удовлетворенности либидо человек развивается, у него проявляются определенные черты личности.
Эпигенетическая теория развития личности человека (Э. Эриксон) Социологическое, социогенетический, человек - взрослый Эриксон считал, что основы человеческого Я коренятся в социальной организации общества. Теория называется «эпигенетической» потому что периодизация психического развития понимается как эпигенетический ансамбль, в котором одновременно присутствуют все возрасты; ни одно кризисное противоречие возраста не может быть окончательно прижизненно разрешено. Основным понятием теории является идентичность, под которого подразумевается тождественность человека самому себе, включающая в себя усвоенный и субъективно принимаемый образ себя, чувство адекватности собственного Я, способность личности к конструктивному решению жизненных задач. Формирование идентичности продолжается на протяжении всей жизни человека и проходит восемь стадий. Задачи и содержание развития на каждой стадии определяются обществом. Решение задачи на каждой стадии сводится к установлению определенного динамического соотношения между позитивным и негативным вариантами развития. Движущей силой развития является стремление быть самим собой в глазах значимых других, в том числе и в собственных глазах.
Теория развития интеллекта (Ж. Пиаже) Натуралистическое, психогенетическое, человек -предмет Основой психического развития является развитие интеллекта, оно происходит в контексте общих законов развития органической жизни. В качестве ведущих процессов, обуславливающих развитие интеллекта ребенка выступают адаптация, ассимиляция, аккомодация, уравновешивание. Ассимиляция – процесс включения нового объекта, новой проблемной ситуации в уже существующие у ребенка схемы понимания и действия. Аккомодация – изменение таких схем в соответствии с особенностями новой ситуации. Данные механизмы наследственно закреплены, т.е. неизменны, не зависят от содержания жизненного опыта. Структуры интеллекта складываются в процессе жизни, зависят от содержания опыта и качественно различаются на разных стадиях развития. В интеллектуальном развитии ребенка выделяется несколько стадий, в основе которых лежит смена господствующих интеллектуальных структур. Порядок стадий развития интеллекта соответствует определенным возрастам, он неизменен. Взрослые могут повлиять на процесс психического развития, но изменить его логику они не в состоянии, т.к. обучение идет вслед за развитием и использует все достижения последнего.

· Периодизация возрастного (психосексуального) развития (по З. Фрейду)

Стадии развития Эрогенные зоны проявления либидо Возрастные задачи стадии Качества, формирующиеся при позитивном варианте развития Качества, формирующиеся при негативном варианте развития
Оральная (от рождения до 1 года) Губы и ротовая полость Возникновение чувства зависимости. Становление различения внутреннего и внешнего мира. Получение удовольствия от овладения знаниями или владения собственностью. Доверчивый человек – фиксирован на оральном инкорпоративном типе личности. Оральная агрессия – сарказм, словесная агрессия и любовь к спорам. Курение, грызение ногтей, переедание, жадность.
Анальная (1-3 года) Анальная область тела Обучение регуляции инстинктивных импульсов – формирование «Супер-Эго» Креативность и продуктивность. Аккуратность, опрятность, бережливость, упрямство. Все виды несдержанности: жестокость, беспричинная деструктивность, своенравие, беспорядочность.
Фаллическая (3-5 лет) Область гениталий Идентификация ребенка с родителем того пола, приобщение к ценностям, ролям и установкам своего пола Самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление. Главная роль отводится инстанции «Эго». Усиленная агрессивность, властолюбие, хвастовство, зазнайство.
Латентный период (5-12 лет) Уменьшение в силе сексуальных влечений Переориентация либидо на социальную активность, освоение общечеловеческого опыта Становление интеллектуальных и социальных целей. Установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми. Асоциальное поведение. Стыд, отвращение, мораль для противостояния сексуальным желаниям.
Генитальная (12-18 лет) Область гениталий Становление ориентированного на реальность социализированного взрослого Формирование зрелой сексуальности, стремление к нормальному общению с представителями противоположного пола. Аскетизм, внутренние запреты, интеллектуализация. Гомосексуальность, нарциссизм.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: