Наименование теории, авторы
| К какому направлению, подходу относится
| Характеристика
|
|
|
|
Теория рекапитуляции (С.Холл, Д. Болдуин, К. Гросс)
| Натуралистическое, биологический, человек- предмет
| Теория основывается на биогенетическом законе Э.Геккеля, который гласит – онтогенез является кратким повторением филогенеза. По мнению авторов теории, процесс индивидуального развития человека задан генетически, ребенок в сокращенном виде проходит этапы эволюционного и культурного развития, которые прошел человеческий род. С. Холл выделил стадии развития: рытья и копания (0-5 лет); охоты и захвата (5-11 лет); пастушества (8-12 лет), земледельчества (11-15 лет); промышленности и торговли (15-20 лет). Переход от одной стадии к другой осуществляется в игре. (С.Холл). Онтогенез не полностью повторяет филогенез (Д.Болдуин).
|
Концепция нормативного подхода к детскому развитию (А.Гезелл)
| Натуралистическое, биогенетический, человек - предмет
| Возрастные изменения предопределяются наследственными особенностями, основным возрастным изменением считается темп созревания нервной системы. Нормативный подход в детской психологии направлен на описание достижений ребенка в процессе роста и развития, на построение норм развития двигательной активности, речи, взаимоотношений ребенка с окружающим миром и взрослыми.
|
Теория трех ступеней детского развития (К.Бюлер)
| Натуралистическое, биогенетический, человек - предмет
| Каждый ребенок, как и человекоподобные обезьяны, должен в процессе индивидуального развития пройти три ступени: инстинкт, навык, интеллект. Переход ребенка от одной ступени к другой определяется структурой развития головного мозга, имеет биологические причины.
|
Теория конвергенции двух факторов (В. Штерн)
| Натуралистическое, биогенетический, человек - предмет
| Психическое развитие ребенка есть результат сближения (взаимодействия) двух факторов: внутренних данных (органические задатки, инстинкты, врожденные влечения) с внешними условиями (природная и общественная окружающая среда). Теория предполагает наследственную заданность психического развития, социальные факторы выступают лишь в роли условий, реализующих его наследственно зафиксированные особенности.
|
Теория социума как объяснительного принципа во французской социологической школе (Э.Дюркгейм, П.Жане)
| Социологическое, социогенетический, человек - общество
| Решающую роль в развитии ребенка занимает социальный фактор, основой которого являются коллективные представления больших общностей людей; они независимы от индивида, императивны по отношению к нему. Усвоение социального опыта происходит путем подражания. Социальные взаимоотношения между людьми являются основой развития человека.
|
Теория социума во французской генетической психологии (А. Валлон, Р. Заззо)
| Социологическое, социогенетический, человек - общество
| Социум и психика ребенка неразрывно всязаны. Наибольшее значение для психического развития имеют отношения людей и способы их поведения (А. Валлон). Социальная среда осуществляет свое влияние на трех уровнях: 1) общая ситуация, в которой развивается индивид (социальные, экономические, культурные условия); 2) ближайшее окружение ребенка, в первую очередь семья; 3) отношения ребенка к окружающему миру, которые формируются с раннего детства (Р. Заззо).
|
Концепции культурной обусловленности развития сознания и личности человека в американской школе культурной антропологии (исследование культуры народностей, находящихся на ранних ступенях исторического развития (М.Мид)
| Социологическое, социогенетический, человек - общество
| Характер и способности людей в решающей степени зависят от того, чему они учатся, и от устройства общества, в котором они родились и воспитываются. Различия между членами разных культур, как и различия между индивидами внутри одной и той же культуры, почти полностью сводятся к отличиям в условиях их жизни, особенно в раннем детстве. При этом форма, в которой реализуются эти условия, детерминирована культурой.
|
Концепция развития познавательной деятельности детей в условиях разных культур (Д. Брунер)
| Социологическое, социогенетический, человек - общество
| Развитие познавательной деятельности осуществляется путем становления трех основных способов: предметных действий, образов восприятий и символов, возникающих в соответствующих возрастах. «Наслаивание» каждого нового способа познания на предыдущий составляет центральную линию интеллектуального развития ребенка. Психическое развитие отдельного человека происходит в процессе усвоения средств культуры. Усвоение набора этих средств усиливает некоторые естественные двигательные, сенсорные и умственные способы познания.
|
Теория психоанализа (З. Фрейд)
| Натуралистическое, биогенетический, человек - взрослый
| Причины внутренних конфликтов и неврозов взрослого человека лежат в детстве. Восстановление особенностей развития человека в детстве может быть осуществлено при помощи метода познания человеческой природы. Прихосексуальное развитие человека представляет собой развитие личности в целом и включает в себя четыре стадии (оральная, ональная, фаллическая, генитальная) и латентный период, каждая стадия имеет свои проявления либидо (половой энергии) через характерные для данного возраста эрогенные зоны. В зависимости от удовлетворенности либидо человек развивается, у него проявляются определенные черты личности.
|
Эпигенетическая теория развития личности человека (Э. Эриксон)
| Социологическое, социогенетический, человек - взрослый
| Эриксон считал, что основы человеческого Я коренятся в социальной организации общества. Теория называется «эпигенетической» потому что периодизация психического развития понимается как эпигенетический ансамбль, в котором одновременно присутствуют все возрасты; ни одно кризисное противоречие возраста не может быть окончательно прижизненно разрешено. Основным понятием теории является идентичность, под которого подразумевается тождественность человека самому себе, включающая в себя усвоенный и субъективно принимаемый образ себя, чувство адекватности собственного Я, способность личности к конструктивному решению жизненных задач. Формирование идентичности продолжается на протяжении всей жизни человека и проходит восемь стадий. Задачи и содержание развития на каждой стадии определяются обществом. Решение задачи на каждой стадии сводится к установлению определенного динамического соотношения между позитивным и негативным вариантами развития. Движущей силой развития является стремление быть самим собой в глазах значимых других, в том числе и в собственных глазах.
|
Теория развития интеллекта (Ж. Пиаже)
| Натуралистическое,
психогенетическое, человек -предмет
| Основой психического развития является развитие интеллекта, оно происходит в контексте общих законов развития органической жизни. В качестве ведущих процессов, обуславливающих развитие интеллекта ребенка выступают адаптация, ассимиляция, аккомодация, уравновешивание. Ассимиляция – процесс включения нового объекта, новой проблемной ситуации в уже существующие у ребенка схемы понимания и действия. Аккомодация – изменение таких схем в соответствии с особенностями новой ситуации. Данные механизмы наследственно закреплены, т.е. неизменны, не зависят от содержания жизненного опыта. Структуры интеллекта складываются в процессе жизни, зависят от содержания опыта и качественно различаются на разных стадиях развития. В интеллектуальном развитии ребенка выделяется несколько стадий, в основе которых лежит смена господствующих интеллектуальных структур. Порядок стадий развития интеллекта соответствует определенным возрастам, он неизменен. Взрослые могут повлиять на процесс психического развития, но изменить его логику они не в состоянии, т.к. обучение идет вслед за развитием и использует все достижения последнего.
|
Стадии развития
| Эрогенные зоны проявления либидо
| Возрастные задачи стадии
| Качества, формирующиеся при позитивном варианте развития
| Качества, формирующиеся при негативном варианте развития
|
Оральная (от рождения до 1 года)
| Губы и ротовая полость
| Возникновение чувства зависимости. Становление различения внутреннего и внешнего мира.
| Получение удовольствия от овладения знаниями или владения собственностью. Доверчивый человек – фиксирован на оральном инкорпоративном типе личности.
| Оральная агрессия – сарказм, словесная агрессия и любовь к спорам. Курение, грызение ногтей, переедание, жадность.
|
Анальная (1-3 года)
| Анальная область тела
| Обучение регуляции инстинктивных импульсов – формирование «Супер-Эго»
| Креативность и продуктивность. Аккуратность, опрятность, бережливость, упрямство.
| Все виды несдержанности: жестокость, беспричинная деструктивность, своенравие, беспорядочность.
|
Фаллическая (3-5 лет)
| Область гениталий
| Идентификация ребенка с родителем того пола, приобщение к ценностям, ролям и установкам своего пола
| Самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление. Главная роль отводится инстанции «Эго».
| Усиленная агрессивность, властолюбие, хвастовство, зазнайство.
|
Латентный период (5-12 лет)
| Уменьшение в силе сексуальных влечений
| Переориентация либидо на социальную активность, освоение общечеловеческого опыта
| Становление интеллектуальных и социальных целей. Установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми.
| Асоциальное поведение. Стыд, отвращение, мораль для противостояния сексуальным желаниям.
|
Генитальная (12-18 лет)
| Область гениталий
| Становление ориентированного на реальность социализированного взрослого
| Формирование зрелой сексуальности, стремление к нормальному общению с представителями противоположного пола.
| Аскетизм, внутренние запреты, интеллектуализация. Гомосексуальность, нарциссизм.
|