| Наименование теории, авторы | К какому направлению, подходу относится | Характеристика |
| | | |
| Теория рекапитуляции (С.Холл, Д. Болдуин, К. Гросс) | Натуралистическое, биологический, человек- предмет | Теория основывается на биогенетическом законе Э.Геккеля, который гласит – онтогенез является кратким повторением филогенеза. По мнению авторов теории, процесс индивидуального развития человека задан генетически, ребенок в сокращенном виде проходит этапы эволюционного и культурного развития, которые прошел человеческий род. С. Холл выделил стадии развития: рытья и копания (0-5 лет); охоты и захвата (5-11 лет); пастушества (8-12 лет), земледельчества (11-15 лет); промышленности и торговли (15-20 лет). Переход от одной стадии к другой осуществляется в игре. (С.Холл). Онтогенез не полностью повторяет филогенез (Д.Болдуин). |
| Концепция нормативного подхода к детскому развитию (А.Гезелл) | Натуралистическое, биогенетический, человек - предмет | Возрастные изменения предопределяются наследственными особенностями, основным возрастным изменением считается темп созревания нервной системы. Нормативный подход в детской психологии направлен на описание достижений ребенка в процессе роста и развития, на построение норм развития двигательной активности, речи, взаимоотношений ребенка с окружающим миром и взрослыми. |
| Теория трех ступеней детского развития (К.Бюлер) | Натуралистическое, биогенетический, человек - предмет | Каждый ребенок, как и человекоподобные обезьяны, должен в процессе индивидуального развития пройти три ступени: инстинкт, навык, интеллект. Переход ребенка от одной ступени к другой определяется структурой развития головного мозга, имеет биологические причины. |
| Теория конвергенции двух факторов (В. Штерн) | Натуралистическое, биогенетический, человек - предмет | Психическое развитие ребенка есть результат сближения (взаимодействия) двух факторов: внутренних данных (органические задатки, инстинкты, врожденные влечения) с внешними условиями (природная и общественная окружающая среда). Теория предполагает наследственную заданность психического развития, социальные факторы выступают лишь в роли условий, реализующих его наследственно зафиксированные особенности. |
| Теория социума как объяснительного принципа во французской социологической школе (Э.Дюркгейм, П.Жане) | Социологическое, социогенетический, человек - общество | Решающую роль в развитии ребенка занимает социальный фактор, основой которого являются коллективные представления больших общностей людей; они независимы от индивида, императивны по отношению к нему. Усвоение социального опыта происходит путем подражания. Социальные взаимоотношения между людьми являются основой развития человека. |
| Теория социума во французской генетической психологии (А. Валлон, Р. Заззо) | Социологическое, социогенетический, человек - общество | Социум и психика ребенка неразрывно всязаны. Наибольшее значение для психического развития имеют отношения людей и способы их поведения (А. Валлон). Социальная среда осуществляет свое влияние на трех уровнях: 1) общая ситуация, в которой развивается индивид (социальные, экономические, культурные условия); 2) ближайшее окружение ребенка, в первую очередь семья; 3) отношения ребенка к окружающему миру, которые формируются с раннего детства (Р. Заззо). |
| Концепции культурной обусловленности развития сознания и личности человека в американской школе культурной антропологии (исследование культуры народностей, находящихся на ранних ступенях исторического развития (М.Мид) | Социологическое, социогенетический, человек - общество | Характер и способности людей в решающей степени зависят от того, чему они учатся, и от устройства общества, в котором они родились и воспитываются. Различия между членами разных культур, как и различия между индивидами внутри одной и той же культуры, почти полностью сводятся к отличиям в условиях их жизни, особенно в раннем детстве. При этом форма, в которой реализуются эти условия, детерминирована культурой. |
| Концепция развития познавательной деятельности детей в условиях разных культур (Д. Брунер) | Социологическое, социогенетический, человек - общество | Развитие познавательной деятельности осуществляется путем становления трех основных способов: предметных действий, образов восприятий и символов, возникающих в соответствующих возрастах. «Наслаивание» каждого нового способа познания на предыдущий составляет центральную линию интеллектуального развития ребенка. Психическое развитие отдельного человека происходит в процессе усвоения средств культуры. Усвоение набора этих средств усиливает некоторые естественные двигательные, сенсорные и умственные способы познания. |
| Теория психоанализа (З. Фрейд) | Натуралистическое, биогенетический, человек - взрослый | Причины внутренних конфликтов и неврозов взрослого человека лежат в детстве. Восстановление особенностей развития человека в детстве может быть осуществлено при помощи метода познания человеческой природы. Прихосексуальное развитие человека представляет собой развитие личности в целом и включает в себя четыре стадии (оральная, ональная, фаллическая, генитальная) и латентный период, каждая стадия имеет свои проявления либидо (половой энергии) через характерные для данного возраста эрогенные зоны. В зависимости от удовлетворенности либидо человек развивается, у него проявляются определенные черты личности. |
| Эпигенетическая теория развития личности человека (Э. Эриксон) | Социологическое, социогенетический, человек - взрослый | Эриксон считал, что основы человеческого Я коренятся в социальной организации общества. Теория называется «эпигенетической» потому что периодизация психического развития понимается как эпигенетический ансамбль, в котором одновременно присутствуют все возрасты; ни одно кризисное противоречие возраста не может быть окончательно прижизненно разрешено. Основным понятием теории является идентичность, под которого подразумевается тождественность человека самому себе, включающая в себя усвоенный и субъективно принимаемый образ себя, чувство адекватности собственного Я, способность личности к конструктивному решению жизненных задач. Формирование идентичности продолжается на протяжении всей жизни человека и проходит восемь стадий. Задачи и содержание развития на каждой стадии определяются обществом. Решение задачи на каждой стадии сводится к установлению определенного динамического соотношения между позитивным и негативным вариантами развития. Движущей силой развития является стремление быть самим собой в глазах значимых других, в том числе и в собственных глазах. |
| Теория развития интеллекта (Ж. Пиаже) | Натуралистическое, психогенетическое, человек -предмет | Основой психического развития является развитие интеллекта, оно происходит в контексте общих законов развития органической жизни. В качестве ведущих процессов, обуславливающих развитие интеллекта ребенка выступают адаптация, ассимиляция, аккомодация, уравновешивание. Ассимиляция – процесс включения нового объекта, новой проблемной ситуации в уже существующие у ребенка схемы понимания и действия. Аккомодация – изменение таких схем в соответствии с особенностями новой ситуации. Данные механизмы наследственно закреплены, т.е. неизменны, не зависят от содержания жизненного опыта. Структуры интеллекта складываются в процессе жизни, зависят от содержания опыта и качественно различаются на разных стадиях развития. В интеллектуальном развитии ребенка выделяется несколько стадий, в основе которых лежит смена господствующих интеллектуальных структур. Порядок стадий развития интеллекта соответствует определенным возрастам, он неизменен. Взрослые могут повлиять на процесс психического развития, но изменить его логику они не в состоянии, т.к. обучение идет вслед за развитием и использует все достижения последнего. |
| Стадии развития | Эрогенные зоны проявления либидо | Возрастные задачи стадии | Качества, формирующиеся при позитивном варианте развития | Качества, формирующиеся при негативном варианте развития |
| Оральная (от рождения до 1 года) | Губы и ротовая полость | Возникновение чувства зависимости. Становление различения внутреннего и внешнего мира. | Получение удовольствия от овладения знаниями или владения собственностью. Доверчивый человек – фиксирован на оральном инкорпоративном типе личности. | Оральная агрессия – сарказм, словесная агрессия и любовь к спорам. Курение, грызение ногтей, переедание, жадность. |
| Анальная (1-3 года) | Анальная область тела | Обучение регуляции инстинктивных импульсов – формирование «Супер-Эго» | Креативность и продуктивность. Аккуратность, опрятность, бережливость, упрямство. | Все виды несдержанности: жестокость, беспричинная деструктивность, своенравие, беспорядочность. |
| Фаллическая (3-5 лет) | Область гениталий | Идентификация ребенка с родителем того пола, приобщение к ценностям, ролям и установкам своего пола | Самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление. Главная роль отводится инстанции «Эго». | Усиленная агрессивность, властолюбие, хвастовство, зазнайство. |
| Латентный период (5-12 лет) | Уменьшение в силе сексуальных влечений | Переориентация либидо на социальную активность, освоение общечеловеческого опыта | Становление интеллектуальных и социальных целей. Установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми. | Асоциальное поведение. Стыд, отвращение, мораль для противостояния сексуальным желаниям. |
| Генитальная (12-18 лет) | Область гениталий | Становление ориентированного на реальность социализированного взрослого | Формирование зрелой сексуальности, стремление к нормальному общению с представителями противоположного пола. | Аскетизм, внутренние запреты, интеллектуализация. Гомосексуальность, нарциссизм. |