| Зависимость от члена семьи Застенчивость Проявление страха Приличное вежливое поведение | Непосредственное поведение Свободное поведение без запретов Приветливость Сохранение дистанции |
Как правило, на консультацию к психологу (или на исследование) ребенка приводит взрослый (родители или другие значимые для него люди). Психолог может отметить, как ребенок держится с родителями: чувствует ли поддержку в незнакомой ситуации, проявляет ли достаточную самостоятельность. В данном случае отмечаются признаки, показывающие как ребенок реагирует на общение с взрослыми. В связи с чем психолог может проговорить родителям о возможных проблемах ребенка в общении и их причинах.
Б. Проявление общей моторной активности
Блок включает в себя признаки проявлений физической активности, жизненного тонуса ребенка. Признаки данного блока указывают на проблемы невротического характера.
| Заторможенность Убегание с места Не смотрит в глаза Блуждающий взгляд Жестикуляция | Гримасы Тик Вялость Общее двигательное беспокойство |
Дополнительно:
Некоторые признаки нервно-психического напряжения: грызет ногти; сосет палец; засыпает медленно и с трудом; чрезмерно потеет, краснеет; легко пугается; часто дрожит от возбуждения или волнения; дергает рукой, плечом; боится за свое здоровье; не умеет сосредоточиться на чем-либо; очень тревожится; боится чужих людей, животных (каких?), шума и пр.
Некоторые признаки психомоторного неблагополучия: сгорбленность; подавленность; напряженность; руки прижаты к корпусу, пальцы напряжены или сжаты в кулаки; позы застывшие, скованные, однообразные; бесцельность и непродуктивность движений; жестикуляция и мимика вялая, бедная, маловыразительная и пр.
Нарушения психомоторного поведения: а) психомоторное беспокойство: непоседливость, перебирание в руках предметы, разбрасывание предметов, хватание, лазание и пр.; б) психомоторная заторможенность: ступор, малоподвижность, вялость, застывание в одной позе, тики и пр.
В. Особенности развития речи
| Невыговаривание некоторых звуков (каких?) Заикание Блокировка речи | Многоречивость Замедленная речь Неразговорчивость |
Невыговаривание некоторых букв, заикание, трудности речи, как правило, включают в работу с ребенком, как психолога, так и логопеда. Особое внимание следует обратить на возможную блокировку речи ребенка, которая может быть связана, например, с тревогой, высоким эмоциональным напряжением ребенка. Психологу во время беседы нужно помочь ребенку освободиться от сковывающих факторов, снять тревожность.
Г. Спонтанные высказывания
| Хвастливость Вульгарные выражения Остроты | Критические замечания об исследовании Личные замечания |
Психологу необходимо обратить внимание на содержание спонтанных выражений ребенка. Такие высказывания позволяют понять трудности, возможно причины этих трудностей, особенности отношений с другими людьми (в семье, детском саду, школе и пр.); условие, фон, на котором идет развитие ребенка.






