А. Отношение к взрослому, члену семьи, к незнакомой обстановке

 

Зависимость от члена семьи Застенчивость Проявление страха Приличное вежливое поведение Непосредственное поведение Свободное поведение без запретов Приветливость Сохранение дистанции

 

Как правило, на консультацию к психологу (или на исследование) ребенка приводит взрослый (родители или другие значимые для него люди). Психолог может отметить, как ребенок держится с родителями: чувствует ли поддержку в незнакомой ситуации, проявляет ли достаточную самостоятельность. В данном случае отмечаются признаки, показывающие как ребенок реагирует на общение с взрослыми. В связи с чем психолог может проговорить родителям о возможных проблемах ребенка в общении и их причинах.

 

Б. Проявление общей моторной активности

Блок включает в себя признаки проявлений физической активности, жизненного тонуса ребенка. Признаки данного блока указывают на проблемы невротического характера.

 

Заторможенность Убегание с места Не смотрит в глаза Блуждающий взгляд Жестикуляция Гримасы Тик Вялость Общее двигательное беспокойство

 

Дополнительно:

Некоторые признаки нервно-психического напряжения: грызет ногти; сосет палец; засыпает медленно и с трудом; чрезмерно потеет, краснеет; легко пугается; часто дрожит от возбуждения или волнения; дергает рукой, плечом; боится за свое здоровье; не умеет сосредоточиться на чем-либо; очень тревожится; боится чужих людей, животных (каких?), шума и пр.

Некоторые признаки психомоторного неблагополучия: сгорбленность; подавленность; напряженность; руки прижаты к корпусу, пальцы напряжены или сжаты в кулаки; позы застывшие, скованные, однообразные; бесцельность и непродуктивность движений; жестикуляция и мимика вялая, бедная, маловыразительная и пр.

Нарушения психомоторного поведения: а) психомоторное беспокойство: непоседливость, перебирание в руках предметы, разбрасывание предметов, хватание, лазание и пр.; б) психомоторная заторможенность: ступор, малоподвижность, вялость, застывание в одной позе, тики и пр.

В. Особенности развития речи

Невыговаривание некоторых звуков (каких?) Заикание Блокировка речи Многоречивость Замедленная речь Неразговорчивость

 

Невыговаривание некоторых букв, заикание, трудности речи, как правило, включают в работу с ребенком, как психолога, так и логопеда. Особое внимание следует обратить на возможную блокировку речи ребенка, которая может быть связана, например, с тревогой, высоким эмоциональным напряжением ребенка. Психологу во время беседы нужно помочь ребенку освободиться от сковывающих факторов, снять тревожность.

Г. Спонтанные высказывания

Хвастливость Вульгарные выражения Остроты Критические замечания об исследовании Личные замечания

 

Психологу необходимо обратить внимание на содержание спонтанных выражений ребенка. Такие высказывания позволяют понять трудности, возможно причины этих трудностей, особенности отношений с другими людьми (в семье, детском саду, школе и пр.); условие, фон, на котором идет развитие ребенка.

 




double arrow
Сейчас читают про: