Процесс развития ребенка Эльконин рассматривал как процесс стадиальный. Каждый возраст характеризуется следующими показателями: определенной социальной ситуацией развития или той конкретной формой отношений, в которые вступает ребенок с взрослыми в данный период; основным или ведущим типом деятельности (типы деятельности, которые характеризуют определенные периоды детского развития: непосредственно-эмоциональное общение; предметно-манипулятивная деятельность; ролевая игра; учебная деятельность; интимно-личное общение; учебно-профессиональная деятельность; основными психическими новообразованиями (в каждом периоде они существуют от отдельных психических процессов до свойств личности).
Показатели находятся в сложных отношениях. Например, возникшие в данный период новообразования меняют социальную ситуацию детского развития: ребенок начинает требовать другой системы отношений с взрослыми, по-иному смотрит на мир и сам с помощью взрослых меняет систему отношений с ними. Иными словами, возникнув в определенной социальной ситуации, новообразования вступают с ней в противоречие и закономерно ее разрушают.
Эльконин отмечает два типа периодов развития ребенка. Одни текут очень медленно, с незаметными изменениями (стабильные периоды). Для других характерны изменения в психике ребенка (критические периоды).
Из истории открытия критических периодов: сначала был выявлен период полового созревания, затем кризис трехлетнего возраста; кризис семи лет, связанный с переходом к школьному обучению, и последним – кризис одного года (начало ходьбы, возникновение слов и т. п.). Наконец, начали считать критическим периодом и факт рождения.
Общий признак критического периода заключается в нарастании трудностей общения взрослого с ребенком, которые являются симптомом того, что ребенок нуждается уже в новых отношениях с ним. Вместе с тем протекание таких периодов крайне индивидуально-вариативно (зависит, в частности, от поведения взрослых).
Периодизация детства: 1) кризис новорожденности; 2) младенчество (первый год жизни); 3) кризис первого года; 4) раннее детство; 5) кризис трех лет; 6) дошкольное детство; 7) кризис семи лет; 8) младший школьный возраст; 9) кризис 11–12 лет; 10) подростковое детство.