Младенчество. Первый год жизни

Появляются ощупывающие движения, направленных движений еще нет. В зрительной системе присутствуют слежение, сосредоточение, реакция на новое. Дальнейшее развитие движений проходит под контролем сенсорных систем. Сначала развиваются двигательные системы. В хватательном акте ребенок впервые тянет руку к предмету, под контролем зрения восприятие пространства. Как оно формируется: сначала ребенок сосредаточивается на предмете, потом поднимаются руки, он что-то ловит в воздухе и, наконец, схватывает предмет.

На основе акта хватания у ребенка развивается манипулятивная деятельность (поддерживается ориентировочной реакцией на новое). Манипуляции ребенка приобретают характер предметных действий и получают функцию способа его общения с взрослыми. Ребенок использует эти действия для привлечения их внимания.

К четырем месяцам у ребенка актуализируется потребность в человеке. С полутора лет активно начинают развиваться движения ребенка, усиливается голосовая активность, направляемая на общение с взрослым, и появляются элементы привлечения внимания взрослых в виде манипулятивных действий.

Основной тип деятельности ребенка на первом году жизни – непосредственное эмоциональное общение с взрослыми.

Это период, когда ребенок становится на ноги. Таким образом, расширяется его пространство, он может передвигаться в нем, сам подползти и взять какой-либо предмет. Рождается жест: «Дай!», затем он начинает сопровождаться словом, потом остается только слово. В это время возникает ходьба.

Ситуация слитности ребенка и взрослого начинает разрушаться изнутри. Появляются двое. В этом заключается суть кризиса первого года. Кризис характеризуется разрушением прежней социальной ситуации развития ребенка и образованием иных форм общения, которые приводят к появлению и новой социальной ситуации.

Особенности кризиса и его новообразования: «автономная речь», которую понимает только его мать. Слова возникают у ребенка в эмоциональных ситуациях, которые воспринимаются им как нечто целое. Такие слова ситуативны и многозначны; это показатель общения, обращения, но еще лишенное постоянства значений. По форме – это общение, а по содержанию – эмоционально-непосредственная связь ребенка с взрослым и с ситуацией. Ребенок и взрослый еще связаны общностью ситуаций, в которых возникают слова.

Возникновение ходьбы. Ребенок медленно и неуверенно перемещается, взрослый, следя за ним, охраняет каждое его движение.

Своеобразие новой социальной ситуации: ребенок теперь живет не вместе с взрослым, а через взрослого, с его помощью. Взрослый делает не вместо него, а совместно с ним. Увидев новый предмет, ребенок, прежде всего, обращается к взрослому.

Новый тип деятельности ребенка – предметная (манипулятивная) деятельность,связанная с усвоением общественно выработанных способов действий с предметом. Но для ее осуществления ребенку нужна настоящая речь, эмоциональной речи недостаточно.

Свойства предмета начинают превращаться в ориентирующие ребенка свойства – они становятся его ориентирами в самом предмете. Они начинают видеться ребенком только потому, что ориентируют его в предметной деятельности. Иначе, восприятие вплетено в предметную деятельность ребенка и выступает ориентирующим в ней образованием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: